Рынок социально-культурных услуг, воспроизводство условий и защита объектов творческой деятельности
Главная организационно-экономическая особенность социально-культурной сферы состоит в неразрывности единого акта исполнения - потребления услуги. Эта особенность вызывает необходимость воспроизводства ресурсов учреждений культуры не только по стоимости, но и в определенной структуре (номенклатуре). А это, в свою очередь, связано с анализом воспроизводства ресурсов на разных уровнях:
♦ народнохозяйственном (уровень национальной экономики),
♦ региональном (уровень субъекта федерации, муниципального уп
равления),
♦ отдельных социально-культурных учреждений и предприятий.
Воспроизводство условий социально-культурной деятельности включает прежде всего пополнение основных фондов предприятий и организаций, зданий учреждений культуры иискусств, книжных фондов библиотек, воспроизводство индивидуальных фондов и ресурсов творцов духовных ценностей в зависимости от их специфики.
Рынок социально-культурной сферы как форма отношений между собственником результатов интеллектуального труда и покупателем права на эту продукцию нуждается в посреднике, функции которого разно-
образны - от оценщика и рекламного агента до продюсера и социального педагога.
Характерной чертой жизнедеятельности культуры становится реализация обезличенного товара, существующего отдельно от творца, по правилам оптовой торговли. Коммерциализация товара проявляется чаще всего не сиюминутно, а спустя определенное время, иногда - через десятилетия. Цена на некоторые материализованные духовные ценности обнаруживает тенденцию к самовозрастанию по мере удаления от момента создания. По этой причине размещение инвестиций в сферу культуры может принести большие дивиденды, чем приобретение, скажем, ценных бумаг.
Рынок культурных услуг, отражая специфику взаимодействия организаций исполнительского искусства и публики, использует ряд принципов несовершенной конкуренции, среди которых:
♦ обособленность и качественная уникальность продукта, создавае
мого каждым производителем;
♦ физическое существование продукта только здесь и теперь;
♦ однородность единичного товара и различие в свойствах даже пре
дельно аналогичного товара, но созданного различными производителя
ми (одна и та же пьеса, поставленная на разных театральных сценах, сыг
ранная разными актерскими ансамблями, является непохожим художе
ственным продуктом, как и одно и то же произведение, исполненное од
ним и тем же творческим коллективом, но в разное время);
♦ каждый производитель, любая организация исполнительского ис
кусства располагает монополией на собственную творческую продук
цию;
♦ объединение рынком социально-культурных услуг, с одной сторо
ны, достаточно естественной совокупности потребителей, с другой - до
статочно большого числа производителей, и эффективная конкуренция
между ними.
Неодинаковая структура потребностей у потребителей определяет индивидуализацию и дифференциацию создаваемого художественного продукта, взаимозаменяемость услуг организаций культуры, конкуренцию между ними и соответствующие этой конкуренции цены равновесия.
Продукт творческого труда становится конечным продуктом и, соединяясь с условиями потребления, трансформируется в культурную услугу, имеющую в условиях рынка самостоятельное значение. Так, спектакль для публики - конечный продукт после репетиций, лабораторных и студийных работ. Живописное полотно как продукт творческого труда является одновременно конечным, если поступает на рынок и получает денежную оценку в виде розничной цены, и промежуточным, подлежащим дальнейшей переработке (хранению, реставрации, изучению), если это произведение по закупочной цене приобретает музей или картинная галерея. На следующей стадии художественного цикла полотно приоб-
ретает свойства конечного продукта, но в иной модификации, в форме культурной услуги, предоставляемой посетителям музея.
Бурно развивающуюся отрасль социально-культурной сферы представляет туризм. По действующему законодательству, туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт включает:
♦ туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оз
доровительные и т.п.);
♦ туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение,
питание, транспортные и др.);
♦ товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, суве
ниры, книги, туристское снаряжение и т.п.).
Потребление духовных ценностей пробуждает творческие силы человека; потребление здесь чаще всего переходит в производство: человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует самого себя.
Ясно, что рынок и культура - не антиподы. Наиболее эффективное использование рыночных отношений и возможностей рынка может привести к цивилизованным формам развития культуры в интересах искусства, науки, образования и других составляющих социально-культурной сферы.
Развитию культуры в указанном направлении содействует закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (12; 71 - 128), определивший термин автор (физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение) и перечень
произведений науки, литературы и искусства, как обнародованных, так и необнародованных, существующих в письменной или устной форме, звуко - или видеозаписи, в качестве изображения, в объемно-пространственном виде и других формах, являющихся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства.
К объектам авторского права отнесены:
♦ литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
♦ драматические и музыкально-драматические произведения, сценар
ные произведения;
♦ хореографические произведения и пантомимы;
♦ музыкальные произведения с текстом или без текста;
♦ аудиовизуальные произведения;
♦ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графичес
кие рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искус
ства;
♦ произведения декоративно-прикладного и сценографического ис
кусства;
4- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
♦ фотографические произведения и произведения, полученные спо
собами, аналогичными фотографии;
♦ производные произведения (переводы, обработки, аннотации, ре
фераты, инсценировки, аранжировки и др.);
♦ сборники (энциклопедии, антологии, базы данных).
Авторское право на произведение возникает в силу самого факта его
создания. Для возникновения и осуществления этого права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления или соблюдения каких-либо формальностей, кроме оповещения знаком ©.
Национальный рынок культурных благ неразрывно связан с мировым. Реализация на международном рынке национальных культурных достижений (гастроли различных творческих коллективов, ансамблей, отдельных исполнителей, творческие командировки дирижеров, режиссеров, продажа кинофильмов и полотен художников, книг, журнально-альбом-ной продукции, исторических и художественных ценностей), помимо валютных поступлений, добавляет авторитет нашей культуре в глазах мирового сообщества.
Для сохранения культурного наследия народов России, наряду с пограничным и таможенным законодательством, действует закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (12;33-70), способствующий развитию международного культурного сотрудничества, взаимному обогащению народов Российской Федерации и других государств с культурными ценностями друг друга.
Глава третья. Финансирование социально-культурной сферы