Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм
В долгосрочный период фирма всегда является безубыточной.Это объясняется тем, что в долгосрочный период возможно перемещение капитала с одного сегмента рынка на другой. Поэтому если в краткосрочном периоде фирмы получают прибыль, то на данный сегмент рынка будут проникать другие фирмы. Следовательно, увеличение предложения влечёт за собой снижение цены и исчезает экономическая прибыль. Если в краткосрочный период фирмы несут убытки, то со временем часть фирм примет решение сократить или покинуть производство. Следовательно, снижается предложение и остальные фирмы будут иметь возможность поднять цену, в результате чего ликвидируются убытки.
На рынке монополистической конкуренции фирмы могут устанавливать цену исходя из одного из следующих подходов:
- существующей структуры спроса, т.е. учитывают сколько потребители готовы заплатить за данный продукт;
- цен конкурентов;
- собственных издержек производства.
При этом фирмы при ценообразовании могут использовать возможные конкурентные преимущества своего продукта, ассортиментную политику, неполноту информации отдельных покупателей о ценах.
18. Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.
Рынок монополистической конкуренции менее эффективен, чем рынок совершенной конкуренции, но более эффективен, чем рынок монополии. На рынке монополистической конкуренции при равновесии потребители платят более высокую цену и потребляют меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Это объясняется ростом затрат на дифференциацию товара и ведение неценовой конкуренции. По сравнению с рынком монополии цены на рынке монополистической конкуренции ниже, а выпуск больше. Не достигается на рынке эффективность распределения (цена не равна предельным издержкам), не позволяя тем самым в полном объеме удовлетворить потребности общества. Несмотря на то, что на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде фирмы являются безубыточными, они не достигают производственной эффективности. Это свидетельствуется о том, что на рынке монополистической конкуренции существует избыточные производственные мощности, существование которых обусловлено:
1. дифференциацией продукции и необходимостью переналадки производства;
2. созданием резервов для увеличения производства продукции в момент роста спроса на эту продукцию;
3. необходимостью проведения планового текущего и капитального ремонта оборудования.
19. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства[1].
Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама
Недостатки рынка монополистической конкуренции компенсируется тем что, а) убытки потребителей и объем недоиспользуемых мощностей не слишком велики; б) рынок предоставляет широкий ассортимент товаров и услуг, позволяющих удовлетворять разнообразные вкусы и потребности потребителей.
Дифференциация успешна, если обеспечивает рост доходов от продаж, т.е. издержки на нее покрываются за счет повышения цены на обновленный и измененный товар. Дифференциация неудачна, если покупатели не считают дополнительные свойства товара достаточными, чтобы предпочесть его товарам конкурентов, а также, если методы дифференциации легко копируют конкуренты.
Существует четыре способа придания товару отличительных потребительских свойств, привлекательных для потребителей:
Придание товару потребительских свойств, сокращающих затраты потребителя на его использование. Например, можно сократить расход материалов потребителя, связанных с использованием товара (поставка деталей с высокой точностью обработки), сократить запасы потребителя (поставка точно в срок), повысить надежность товара (сокращаются затраты на ремонт и эксплуатацию), внедрить электронный прием и обработку заказов (сокращает расходы потребителя на оформление заказа, закупку, получение технической поддержки); Повышение эффективности использования товара потребителем.
Для рынка монополистической конкуренции характерна неценовая конкуренция,одним из элементов которой является реклама. Реклама в экономической литературе оценивается неоднозначно. С одной стороны, существует точка зрения, что реклама способствует:
- росту объема производства;
- снижению издержек производства;
- созданию дополнительных рабочих мест;
- информированию покупателя о новых товарах;
- улучшению качества продукции;
- поддержке СМИ;
- конкуренции и снижению цен.
Другая точка зрения утверждает, что
- реклама способствует монополизации экономики;
- отсутствует тесная зависимость между ростом расходов на рекламу и ростом объема производства, созданием новых рабочих мест, снижением издержек;
- происходит “загрязнение” окружающей среды;
- навязываются потребителям вкусы и стереотипы.