Теория сравнительного преимущества
Международная торговля товарами, историческая революция. Международная торговля услугами
План темы:
1. Мировая торговля.
2. Теории мировой торговли.
3. Регулирование торговли. Таможенно – тарифная политика.
4. Регулирование торговли. Нетарифная политика.
5. Экспортная политика.
6. Внешнеторговая политика.
7. Международные торговые сделки.
8. Россия в мировой торговле.
Мировая торговля
Мировая торговля (МТ) - это одностороннее перемещение за границу товарно – материальных ценностей в обмен на денежные потоки.
Заинтересованность отдельных стран в расширении своих международных торговых связей объясняется:
- потребностями сбыта продукции на внешних рынках,
- необходимостью получения отдельных товаров извне,
- стремлением извлечь более высокую прибыль в связи с использованием дешевой рабочей силы и сырья других стран.
Показатели состояния и развития МТ:
- стоимостной и физический объем мирового товарооборота,
- общая товарная и географическая структура мирового товарооборота,
- уровень специализации и индустриализации экспорта,
- коэффициенты эластичности МТ, экспорта, импорта, условий торговли,
- экспортная и импортная квоты,
- сальдо торгового баланса.
Экспорт и импорт рассчитывается каждой страной в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели обычно определяются в национальной валюте и переводятся в доллары США для целей международного сопоставления.
Для перевозки товара в другую страну (экспорт или импорт) требуются дополнительные затраты, что выражается в ценах ФОБ, СИФ.
В целях международной сопоставимости экспорт рассчитывается в мировых ценах на момент пересечения товаром границы на базе ФОБ – свободно на борту (доставка в порт и погрузка на судно). Так как основная доля товаров в мировой торговле перевозится морским транспортом, за основу расчета цен экспорта и импорта взята транспортировка морем.
Импорт рассчитывается в мировых ценах на момент пересечения товаром границы на базе СИФ – стоимость, страховка, фрахт (доставка в порт, погрузка на судно, покупка страховки, оплата фрахт и других сборов).
Современные особенности МТ:
- резкое возрастание объемов международной торговли;
- изменения в географическом распределении: сокращения удельного веса в МТ развивающихся стран и возрастание удельного веса в МТ развитых стран;
- изменение в товарной структуре мирового экспорта под воздействием НТР в сторону увеличения обмена наукоемкой продукции и услугами;
- неравномерность развития внешнеторгового оборота, исчисленного на душу населения;
- появление новых отраслей и производств, а также растущая зависимость ряда стран от импорта некоторых видов продукции, тенденция к увеличению импортной зависимости стран;
- превращение из простой реализации на внешнем рынке определенного излишка продукции в заранее согласованные поставки товаров между кооперирующимися предприятиями разных стран.
Условия и причины высокого устойчивого динамизма МТ:
- общее состояние МЭ (темпы экономического роста, международное и государственное регулирование экономики, НТР, ТНК и.т.д.),
- сдвиги в производстве и как следствие – развитие МРТ,
- либерализация МТ,
- международная экономическая интеграция,
- включение развивающихся стран и стран с переходной экономикой в систему МТ и МЭО.
Направления влияния МТ на МЭ:
- развитие производства,
- развитие транспортных средств,
- развитие инфраструктуры.
Регулирование мировой торговли
Регулирование мировой торговли – деятельность национальных правительств и наднациональных органов по созданию ее правовых основ, упорядочению и координации текущих процессов. Объективная потребность в этом назрела уже в 1930 годах, когда отсутствие правил игры в ней приводило к торговым войнам, резко сужало возможности международного товарообмена, усугубляло мировой кризис. После Второй мировой войны планировалось создать международную торговую организацию МТО, в функции которой входило бы регулирование на многосторонней основе вопросов торговой политики, инвестиций и т.д. Ее устав (так называемая Гаванская хартия) содержал правила взаимной торговли, которые участвующие страны обязались бы соблюдать. Свод этих правил с приложением к нему списка тарифных уступок получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу с 1 января 1948 года. Несмотря на свой временный статус, ГАТТ оказалась постоянно действующим многосторонним механизмом регулирования международной торговли.
2. Теории международной торговли
Теория сравнительного преимущества
Случай абсолютного преимущества (А.Смит)
Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может производить больше, чем другие страны. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами – особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов.
С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, то есть обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.
В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое он производит, а относительные цены этих товаров на внутреннем рынке определяются относительными издержками их производства. То есть, относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, используемых технологиях, в квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли.
После установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства.
Таким образом, чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере.
Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:
- изменением структуры потребления,
- специализацией производства.
Продавая на внешнем рынке часть продукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных возможностей.
Еще больший выигрыш можно получить, если обе страны будут полностью специализироваться на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом. И при этом торговать между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребления.
Случай сравнительного преимущества (Д. Рикардо)
Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон.
Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, то есть у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных.
Если страна специализируется на производстве того вида продукции, по которому она обладает сравнительным преимуществом, то это позволяет ей расширить объемы потребления. Более того, увеличится и совокупный объем выпуска продукции в масштабах всей мировой экономики. Он будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные издержки.
Сравнение ситуаций абсолютного преимущества и сравнительного преимущества показывает: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того факта, что соотношение издержек в отсутствие торговли в разных странах различны, то есть направления торговли определяются относительными издержками независимо от того, имеет страна абсолютное преимущество в производстве какого-либо продукта или нет.
Торговля в условиях возрастающих издержек замещения
Ранее предполагалось, что издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства. Из этого упрощающего допущения следовало, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, если полностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладает сравнительным преимуществом.
В реальной действительности такой полной специализации не происходит, поскольку издержки замещения, как правило, возрастают по мере роста объемов производства. В этом случае, то есть при возрастающих издержках, во-первых, не выгодна полная специализация и, во-вторых, в результате конкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.
Ввиду различий в соотношении издержек углубление специализации может исчерпать себя и дальнейшая специализация поэтому будет экономически нецелесообразной.
Таким образом, теория сравнительных преимуществ при предположении о возрастающих издержках замещения приводит к выводу: максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичной специализации.