Дайте определения следующих понятий и категорий
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине
“МИКРОЭКОНОМИКА”
ПОЯСНИТЕЛНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие тетради по макроэкономике представляют собой методические материалы для организации самостоятельной подготовки студентов. Работа с ними ведется дома, а затем наиболее важные для усвоения курса проблемы по усмотрению преподавателя выносятся для общего обсуждения на семинаре. Рабочая тетрадь состоит из трёх разделов.
Первый раздел содержит контрольные вопросы, которые помогают повторить ключевые моменты соответствующей темы, и задания, нацеленные на выявление логических взаимосвязей между макроэкономическими категориями и понятиями, а также определение черт и характеристик наиболее важных явлений.
Второй разделтребует от студента четкого определения главных понятий темы. Определения студент может найти в учебнике, в справочниках, энциклопедиях.
Третий раздел предполагает активное овладение знаниями, а также проверку усвоения материала в процессе тестирования и решения отдельных задач. Данные задания могут быть использованы для домашней работы студентов с последующей проверкой на занятиях и разбором ошибок совместно с преподавателем или для решения непосредственно на семинарских занятиях.
В конце рабочая тетрадь содержит темы эссе, при написании которых проявляется степень свободы владения материалом, умение приложить полученные знания для решения более сложных аналитических задач, чем обычные задачи или тесты. В эссе студенты могут и должны проявить свои собственные взгляды на ту или иную проблему, использовав при этом дополнительные источники информации, основной перечень которых найдут в планах семинарских занятий.
При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы. Темы макроэкономического масштаба предполагают широкий взгляд на проблемы. Студент должен, как правило, поставить себя на место ответственных лиц, принимающих решения по вопросам национальной экономической политики. Объём эссе не должен превышать более 150 слов и прикладывается на отдельном листке.
Студент может делать записи, решать тесты и задачи непосредственно в рабочей тетради, для чего в ней имеются пробелы
ПЛАН
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА
.
ТЕМА 2. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
.
ТЕМА 3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЦИКЛЫ И КРИЗИСЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ.
ТЕМА 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
.
ТЕМА 5. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
.
ТЕМА 6. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСВА
.
ТЕМА 7. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ.
ТЕМЫ ЭССЕ
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ВОСПРОИЗВОДСТВЕ. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПРОИЗВОДСТВА
Логика курса
1.1. Ответьте на следующие вопросы:
1. Что представляет собой национальная экономика? Каковы ее элементы?
Ответ
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
Основными структурными элементами национальной экономики являются сферы, секторы, комплексы и отрасли национальной экономики. Соотношения между данными структурными элементами называют экономической структурой.
Отрасль – совокупность предприятий, производящих одинаковый или аналогичный продукт.
При этом в эту совокупность могут входить различные предприятия, которые производят продукт от начала и до конца на данном предприятии, и организации, которые занимаются каждая своей деятельностью, но в итоге выпускают цельный продукт (автомобилестроительная отрасль).
Комплекс– совокупность предприятий или отраслей, которые вместе полностью обеспечивают национальную экономику какой-либо продукцией или услугой. Комплексы могут развиваться внутри одной отрасли или между различными отраслями.
Сектор – крупная структурная единица национальной экономики. Обычно выделяют два сектора – государственный и частный (сектор государственных учреждений, сектор предприятий, сектор домашних хозяйств).
Сфера – объединение предприятий по выпускаемой продукции, по той деятельности, которой они занимаются, например банковская сфера, сфера торговли и т. д. При этом употребление выражений «банковский сектор», «торговый сектор», «нефтяной сектор» является не совсем корректным.
2. Раскройте категорию ВНП как результата общественного воспроизводства.
3. По каким конкретным показателям судят о ходе и результатах производственного процесса в рамках макроэкономики? Как они взаимосвязаны?
4. Рассмотрите Систему национальных счетов (СНС) как способ единообразного описания различных сторон макроэкономики.
1.2. Проследите взаимосвязь основных макроэкономических показателей.
Валовой внутренний продукт = Валовой национальный продукт - ?
Чистый национальный продукт = ? - амортизационные отчисления
Национальный доход = чистый национальный продукт - ?
Национальный доход = валовой национальный продукт - амортизационные отчисления - ?
Личный доход = национальный доход - |
Личный располагаемый доход = личный доход - ?
Дайте определения следующих понятий и категорий.
Макроэкономика - наука, изучающая функционирование экономики страны в целом (либо её части, отрасли), такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, Дeфицит бюджeтa, экономический рост, государственное регулирование экономики и т. п.
Национальная экономика -