Принципы и организация деятельности социальных партнеров
Принципы деятельности социальных партнеров формируются и утверждаются с учетом отечественной практики, традиций и исторического опыта, а также мирового опыта и принципов, провозглашаемых Международной организацией труда (МОТ) при решении проблем труда. Наряду с общими принципами МОТ, на которых строится идеология всей системы социального партнерства, можно выделить ряд специфических принципов организации работы партнеров при осуществлении ими отдельных видов этой работы, в том числе при ведении коллективных переговоров, при заключении договоров и соглашений, при взаимных консультациях и контроле, а также при разрешении коллективных споров. Партнерство в процессе осуществления коллективных переговоров должно строиться на принципах:
1) трехсторонностъ на основе трипартизма, то есть представительства правительства, или исполнительных органов власти (государства), профсоюзов и предпринимателей;
2) равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей;
3) доверие в отношениях;
4) знание и уважение прав и обязанностей друг друга, недопущение конфронтации;
5) открытость и доступность равноправных переговоров;
6) умение слушать и слышать партнера;
7) строгое соблюдение культуры полемики, дискуссии, критики: критиковать аргументировано позицию, а не личность оппонента;
8) обязательность и надежность, соблюдение правила: переговоры завершать договоренностью .
Нормальное функционирование системы социального партнерства обеспечивается равноправием и равноценностью сторон. Неравноправие ведет к превосходству одних над другими, к диктату сильного и последующему игнорированию им слабого партнера. В итоге вместо социального мира - конфронтация. Поэтому баланс интересов могут обеспечить только равноправные стороны. Не менее важное значение для нормальных отношений сторон имеет их равноценность. Если равноправие обеспечивается нормативными актами, то равноценность во многом зависит от самих партнеров, от их личных качеств, профессиональной подготовки, знаний, умений и навыков.
Партнеры на переговорах и в ходе консультаций должны быть в равной степени компетентными. Отсюда первоочередная задача - формирование профессионально-компетентных органов и всех других институтов социального партнерства. Заключение коллективных договоров и соглашений должно строиться на следующих принципах:
1) соблюдение норм законодательства;
2) полномочность представителей сторон;
3) равноправие сторон;
4) свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
5) добровольность принятия обязательств;
6) реальность обеспечения принимаемых обязательств;
7) ответственность за принятые взаимные обязательства;
8) каждый последующий уровень коллективных соглашений (договоров) не может ухудшать условий соглашений более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся.
При взаимных консультациях и контроле должны соблюдаться принципы:
1) регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества;
2) систематичность контроля и неотвратимость ответственности;
3) ответственность за непредставление информации;
4) гласность в ходе осуществления контроля над соблюдением договоров, соглашении.
При разрешении коллективных споров (конфликтов) партнеры должны придерживаться следующих принципов:
1) приоритетность примирительных методов и процедур, применяемых примирительными комиссиями и трудовым арбитражем;
2) применение забастовки лишь как крайней меры разрешения коллективного трудового спора (конфликта);
3) стремление сторон к быстрейшему урегулированию возникшего коллективного трудового спора и подписанию соглашения.
Большое значение в организации социального партнерства в Беларуси имеет изучение и обобщение зарубежного и первого отечественного опыта в этой сфере. Этот опыт дает богатый фактический материал, позволяющий убедиться в необходимости трехстороннего сотрудничества в социально-трудовой сфере.
Так, например, в решениях съезда британских тред-юнионов (сентябрь 1991 г.) говорится о разработке и применении в целях "социального партнерства на работе" совместно с предпринимателями специальных процедур для урегулирования жалоб трудящихся, трудовых споров и дисциплинарных вопросов.
Предприниматели в Скандинавских странах выражают готовность учитывать справедливые интересы трудящихся, новые идеи, касающиеся гуманизации труда, повышения заинтересованности и ответственности рабочего за его результаты. В этом смысле трудящиеся получают прямую пользу от социального партнерства.
Тарифные соглашения, которые, начиная с 1992 г. заключаются работодателями и профсоюзами при посредничестве Министерства труда и социального развития РФ, также впитали международный опыт, но и отразили свою специфику и требования.
Проблемами в области достижения социального партнерства в Республике Беларусь являются: отсутствие правового статуса объединения нанимателей; сложности в определении представительства от трудящихся на всех уровнях социального партнерства; необходимость учета в коллективных договорах сложной экономической ситуации; создание условий для эффективной работы Национального совета по трудовым и социальным вопросам, Республиканского трудового арбитража; отсутствие научно обоснованной концепции развития системы социального партнерства.