Пояснительная записка. (автор А.А. Плешаков, 2 часа в неделю, 68 часов)
Окружающий мир 2 класс
(автор А.А. Плешаков, 2 часа в неделю, 68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» и авторской программы учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России». Основным источником для составления календарно-тематического планирования стал Сборник рабочих программ «Школа России» М.: «Издательство «Просвещение»», 2011 г., 528 стр.
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Научный руководитель учебно-методического комплекса «Школа России», канд. пед. наук, лауреат премии Президента РФ в области образования А.А.Плешаков.
Авторы: С.В. Анашенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | часы |
Где мы живем? | ||
Природа | ||
Жизнь города и села | ||
Здоровье и безопасность | ||
Общение | ||
Путешествия | ||
Резерв | ||
Итого: |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата Проведения Урока | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | |||||||
По плану | по факту | ||||||||||||
Где мы живём? (3 часа) | |||||||||||||
1.09 | Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | Комбинированный урок. | Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. | Знание названия нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где проживаем; умение называть свой адрес в мире, давать устное описание объектов окружающего мира. | Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | ||||||||
3.09 | Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава. | Комбинированный урок. | Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. | Знание символов России – герба, флага, гимна. Умение оценивать свои достижения на уроке. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. | ||||||||
8.09 | Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. | Урок изучения нового материала. | Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира. | Знание, что нас окружают предметы живой и неживой природы; умение различать объекты живой и не живой природы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
Природа (21 час) | |||||||||||||
10.09 | Живая и неживая природа. | Урок-исследование | Классифицировать объекты по существенным признакам. | Знание названий времён года, основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение различать объекты живой и неживой природы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
15.09 | Явления природы. | Урок изучения нового материала. | Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. | Знание понятия «явления природы», основных свойств воздуха и воды. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком. | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
17.09 | Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». | Урок-практика. | Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. | Знание понятия «температура», правил измерения температуры, названий времён года. Умение определять температуру воздуха, человека, воды. | Умение читать и составлять простые схемы. | ||||||||
22.09 | Что такое погода? | Комбинированный урок. | Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. | Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. | Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. | ||||||||
24.09 | В гости к осени. Экскурсия № 1. | Урок-экскурсия. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. | Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
29.09 | Неживая природа осенью. | Комбинированный урок. | Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
1.10 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. | Комбинированный урок. | Наблюдать изменения в живой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в живой природе. Вести дневник наблюдений. | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды, перелётных птиц. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
13.10 | Звёздное небо. | Урок-исследование. | Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. | Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
15.10 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». | Урок-практика. | Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре. | Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
20.10 | Про воздух. | Комбинированный урок. | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
22.10 | Вода в жизни человека. | Комбинированный урок. | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. | Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
27.10 | Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | Урок-практика. | Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. | Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
29.10 | Какие бывают животные? Проверочная работа. | Контрольно-обобщающий урок. | Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания. | Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
5.11 | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | Комбинированный урок. | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ||||||||
10.11 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». | Урок-практика. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. | Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ||||||||
12.11 | Дикие и домашние животные. | Комбинированный урок. | Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. | Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ||||||||
24.11 | Комнатные растения. Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». | Урок-практика. | Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе. | Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
26.11 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | Урок-практика. | Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. | Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
1.12 | Красная книга. | Урок-проект. | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
1.12 | Будь природе другом. | Комбинированный урок. | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. | Знание историй создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | ||||||||
3.12 | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1. | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
Жизнь города и села (10 часов) | |||||||||||||
8.12 | Город и село. Наш дом. Проект «Родной город». | Урок-проект. | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село, формулировать вывод из изученного материала. Подбирать материал для проекта. Оформить стенд, сделать презентацию. | Знание понятия «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
10.12 | Что такое экономика? | Комбинированный урок. | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. | Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ||||||||
10.12 | Что из чего сделано? За покупками. | Комбинированный урок. | Классифицировать предметы по характеру материала, прослеживать производственные цепочки, моделировать их и составлять рассказ. | Знание материалов и объектов труда, составных частей экономики, названий товаров, названий профессий. Умение определять материалы, из которых сделаны товары. Умение классифицировать товары. | Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | ||||||||
15.12 | Строительство и транспорт. Виды транспорта. | Комбинированный урок. | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. | Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | ||||||||
17.12 | Промежуточная диагностическая работа. | Контрольно-обобщающий урок. | Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых товаров и продуктов. | Знание составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». | |||||||||
22.12 | Культура и образование. Все профессии важны. | Урок-игра. | Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. | Знание понятий: «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; названия профессий. Умение называть профессии в сфере образования и культуры. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ||||||||
24.12 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. | Урок-экскурсия. | Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
29.12 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. | Комбинированный урок. | Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
12.1 | Невидимые нити в лесу. | Урок-исследование. | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. | Знание понятия «невидимые нити в лесу». Умение устанавливать взаимосвязи. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | ||||||||
14.1 | Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест №2. | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, состав-ных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
Здоровье и безопасность (10 часов) | |||||||||||||
19.1 | Строение тела человека. | Урок введения в новую тему. | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
22.1 | Если хочешь быть здоров. | Урок-игра. | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
22.1 | Поговорим о болезнях. | Комбинированный урок. | Выяснить значение понятия «здоровье». Обсудить проблему, что может повредить здоровью, что поможет сохранить его. | Знание понятия «болезнь», правил сохранения и укрепления здоровья. Умение проводить профилактику болезней. | Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | ||||||||
26.1 | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». | Урок-практика. | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. | Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | ||||||||
28.1 | Домашние опасности. | Комбинированный урок. | Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. | Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | ||||||||
2.2 | Пожар. | Комбинированный урок. | Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | ||||||||
4.2 | Лесные опасности. | Урок-исследование. | Характеризовать потенциальные опасности в лесу, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | ||||||||
9.2 | Как нужно купаться? | Комбинированный урок. | Характеризовать потенциальные опасности на воде, запомнить правила поведения во время купания. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать на воде, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | ||||||||
11.2 | Очень подозрительный тип. | Комбинированный урок. | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | ||||||||
25.2 | Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест №3. | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | ||||||||
Общение (6 часов) | |||||||||||||
2.3 | Наша дружная семья. | Комбинированный урок. | Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. | Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | ||||||||
4.3 | В школе. | Комбинированный урок. | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | ||||||||
11.3 | Правила вежливости. | Комбинированный урок. | Обсуждать, какие правила вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения. Формировать правила поведения, моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | ||||||||
16.3 | День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». | Урок-практика. | Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | ||||||||
18.3 | Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа. | Контрольно-обобщающий урок. | Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации. | ||||||||
23.3 | Обобщающий урок по теме «Общение». Тест №4. | Контрольно-обобщающий урок. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | ||||||||
Путешествия (15 часов) | |||||||||||||
25.3 | Посмотрите вокруг. | Урок введения в новую тему. | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
25.3 | Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». | Урок-практика. | Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. | Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
30.3 | Формы земной поверхности. | Комбинированный урок. | Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. | Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
1.4 | Водоёмы. | Комбинированный урок. | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. | Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
13.4 | В гости к весне. Экскурсия №3. | Урок-экскурсия. | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, появлением первых птиц и т.д., используя дополнительную литературу. Формулировать выводы о весенних явлениях природы. | Знание признаков весны, названий весенних месяцев, три названия раннецветущих растений. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
15.4 | Путешествие по родной стране. | Комбинированный урок. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
20.4 | Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». | Урок-практика. | Учиться правильно показывать объекты на настенной карте, осваивать приёмы чтения карты. | Знание понятия «карта», условных обозначений на карте. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. Показывать на карте город Москву, 1-2 города России. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
22.4 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | Урок-путешествие. | Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | ||||||||
27.4 | Город на Неве. | Урок-путешествие. | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга. | Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
29.4 | Путешествие по Оке. | Комбинированный урок. | Рассказать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке. Моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке. | Знание правил работы с картой, достопримечательностей городов на Оке. Умение показать на карте города на Оке. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
6.5 | Путешествие по планете. | Комбинированный урок. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. | Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
11.5 | Страны мира. | Урок-исследование. | Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. | Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. | Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
13.5 | Путешествие в космос. Тест № 5за учебный год. | Контрольно-обобщающий урок. | Работать с готовыми моделями – глобусом и картой. Изучать дополнительную информацию о звёздах, планетах, метеоритах. Выявить главные факторы жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Выполнять тестовые задания. | Знание фамилии первого космонавта, 2-3 созвездий. Знание материала, изученного во 2 классе. Умение работать с картой звёздного неба, ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | ||||||||
18.5 | Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. | Контрольно-обобщающий урок. | Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. | Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | ||||||||
20.5 | Впереди лето. | Экскурсия № 4 | Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. | Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
25.5 | Природы дивная краса | Обобщающий урок | Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. | Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | ||||||||
27.05 | Проверим и оценим свои достижения | Контрольно-обобщающий урок. | Обобщить знания по пройденным темам. | Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении тестовых заданий. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | ||||||||
27.05 | Проверим и оценим свои достижения | Контрольно-обобщающий урок. | Обобщить знания по пройденным темам. Выполнять тестовые задания. | Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении тестовых заданий. | Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | ||||||||
Литература:
1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс. Москва «Вако» 2013;
2. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 1 часть 2 класс .Москва «Просвещение» 2013 + СД;
3. Плешаков А.А. Учебник «Окружающий мир» 2 часть 2 класс. Москва «Просвещение» 2013 + СД;
4. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 часть 2 класс. Москва «Просвещение» 2014;
5. Плешаков А.А. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 часть 2 класс. Москва «Просвещение» 2014;
6. Яценко И.Ф. КИМы «Окружающий мир» 2 класс. Москва «ВАКО» 2014;
7. Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба» Москва «Просвещение» 1998;
8. Экологическая книга для чтения. Москва «Современные тетради» 2008;
9. Савельева Л.В., Щеголева Г.С., Ивашова О.А., Останина Е.Е., Симонова Л.В., Зинченко Т.В., Николаева И.Р. «Справочник для начальной школы» Москва «РОСТкнига», СПб «ВИКТОРИЯ плюс» 2013;
10. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2014;
11. Интернет-ресурсы.