Теоретические аспекты процесса реструктуризации промышленного предприятия
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
по дисциплине «Оценка и реструктуризация предприятия»
Для специальности 080502.65
«Экономика и управление на предприятии»
Михайловка 2010
Теоретические аспекты процесса реструктуризации промышленного предприятия
Переход к рыночным отношениям, формирование товарных и финансовых рынков, а также конкуренция предъявляют новые жесткие требования к предприятиям. Одним из таких требований является реструктуризация, вследствие которой происходят глубокие изменения структуры и технологии производства, управления хозяйственными процессами и сбытом продукции, и, в конечном итоге, улучшаются финансово экономические показатели.
В современных условиях предприятие выступает как объект хозяйствования, как имущественный комплекс, находящийся во владении, ведении или управлении юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке.
Предприятием как объектом права считается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. Предприятие как хозяйствующий субъект является юридическим лицом. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
Рассмотрим процесс реструктуризации организации, с точки зрения гармоничного сочетания изменений всех аспектов деятельности предприятия..
Реструктуризация – это комплексная оптимизация системы функционирования предприятия в соответствии с требованиями внешнего окружения и выработанной стратегией его развития, способствующая принципиальному улучшению управления, повышения эффективности и конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции на базе современных подходов к управлению, в том числе методологии управления качеством, реижиниринга бизнес-процессов, информационных технологий и систем.
Законодательство достаточно подробно и чётко регламентирует процессы и процедуры реструктуризации предприятий.
Реструктуризацией называется перестойка, переустройство юридического лица (лиц), которая означает прекращение деятельности конкретного юридического лица (лиц) без ликвидации дел и имущества с последующей государственной регистрацией нового юридического лица. Целью реструктуризации является получение эмерджентного (суммарного) эффекта от изменения структуры капитала, устранения дублирования функций, снижения издержек при увеличении объема производства и др.
Реструктуризация предприятия проводится с целью повышения эффективности работоспособного (платёжеспособного) предприятия и по инициативе юридических лиц, то есть по решению учредителей (участников) либо уполномоченного органа юридического лица, согласно учредительным документами.
Формами реструктуризации согласно Гражданского кодекса являются: слияние и присоединение, разделение и выделение (Таблица 11.).
В рамках реструктуризации предприятия должны решить основные задачи:
1. Модернизация, замена или сокращение излишков существующей производственно-техничекой базы предприятия.
2. Существенное изменение системы управления и использования человеческих ресурсов предприятия.
3. Качественное изменение взаимоотношений с потребителями и/или создание новой целевой клиентской группы.
Таблица1.1
Особенности законодательного регулирования внешних преобразований при реструктуризации
|
Далее подробнее рассмотрим такой вид преобразований как слияние предприятий.
Для осуществления поставленных задач необходимо умение и воля, чтобы отказаться от старого в пользу нового, обеспечить разумный компромисс между краткосрочным и долгосрочным, создать динамическое равновесие между немедленным получением прибыли и завоеванием устойчивой доли рынка.
Реструктуризация предприятий предполагает проведение комплекса мероприятий, причём условия и порядок выполнения некоторых из них (передача независимому регистратору ведения реестра акционеров для акционерных обществ и др.) определены действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. Остальные мероприятия носят индивидуальный для данного предприятия характер, и необходимость их реализации определяется лицами, принимающими решение о реорганизации предприятия, с учётом особенностей его функционирования, уровня развития и соответствия современным требованиям тех или иных компонентов управления.
Для эффективной реструктуризации предприятия следует провести его всестороннюю диагностику, включающую различные аспекты оценки и анализа:
- управление предприятием (эффективность)
- бизнес (анализ положения на рынке, оценка бизнеса, точек роста и др.)
- имущества (инвентаризация имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия)
- активов (оценки чистых активов и рыночные оценки активов предприятия)
- производственно-хозяйственной и финансово экономической деятельности
- снабженческо-сбытовой, финансовой и инвестиционной политики
Комплексная диагностика призвана выявить и понять проблемы предприятия, его слабые и сильные стороны, место предприятия на рынке и среди конкурентов, дать количественную и качественную оценку состояния предприятия, как целостного организма по отношению к внешнему бизнес-окружению и в то же время сложной системы, включающей организационную, производственную, финансовую, управленческую структуру во всех их взаимосвязях.
В результате диагностики предприятия определяются основные направления и пути его реструктуризации.
Результатом диагностики предприятия является целесообразная программа его реструктуризации, представляющая собой взаимосвязанную систему, которая состоит из:
· Организационно-структурной политики (перестройка структуры, реструктуризация управленческих функций, полномочий и ответственности и др.)
· Снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всём протяжении от появления продукции до её продажи, послепродажного обслуживания, мониторинг оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки, продукции, создание сбытовой сети)
· Производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств)
· Ценовой политики (установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления её сбытом в целях достижения наиболее выгодных объёмов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли)
· Финансовой политики (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов, кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учётной политики и налоговой политики, контроль и управление издержками)
· Инвестиционной политики (определение общего объёма инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования, привлечение заёмных средств)
· Кадровой политики (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников, организация работ и руководство кадрами, повышение квалификации и подготовка работников предприятия, внедрение системы стимулирования их деятельности, развитие социального партнёрства).
Реструктуризация имеет внутренние и внешние предпосылки.
Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста её конкурентоспособности, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке.
Основой конкурентной экономики является конкурентоспособность её предприятий, осуществляющих успешный бизнес. Конкурентоспособность экономики – это, во-первых, качество и конкурентоспособность отечественной продукции и, во-вторых, активизация экспорта.
Принятие решений в условиях нестабильности экономической среды требует качественно новых рыночных подходов к сбору и анализу информации. Информация о внешнем мире становится всё более важной для поиска новых рыночных ниш и своего покупателя. Достаточная картина о положении дел внутри предприятия позволяет эффективно оперировать ресурсами и издержками, направляя их на создание конкурентоспособной продукции и услуг, востребованных обществом[1].
Для раскрытия основной идеи дипломной работы более подробно остановимся на раскрытие понятия сделки слияний.
В силу своей сложности каждая сделка слияний уникальна и имеет множество особенностей. Тем не менее, можно выделить некоторые подходы к проведению сделок слияния, охватывающие множество различных аспектов этого процесса
Современный корпоративный менеджмент предполагает множество разнообразных типов слияния предприятий. Отметим наиболее часто встречающиеся виды.
В зависимости от характера интеграции предприятий целесообразно выделять:
горизонтальные слияния - объединение предприятий одной отрасли, производящих одно и то же изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства;
вертикальные слияния - объединение предприятий разных отраслей, связанных технологическим процессом производства готового продукта, т.е. расширение предприятий-покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя.
родовые слияния - объединение предприятий, выпускающих взаимосвязанные товары.
конгломератные слияния - объединение предприятий различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияния такого типа - это слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. В рамках конгломерата объединяемые предприятия не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в такого вида объединениях принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. В свою очередь, можно выделить три разновидности конгломератных слияний:
слияние с расширением продуктовой линии (product line extension mergers), т.е. соединение неконкурирующих продуктов, каналы реализации и процесс производства которых похожи.
слияние с расширением рынка (market extension mergers), т.е. приобретение дополнительных каналов реализации продукции, например, супермаркетов, в географических районах, которые ранее не обслуживались;
чистое конгломератное слияние, не предполагающее никакой общности.
В зависимости от национальной принадлежности объединяемых предприятий можно выделить:
национальные слияния - объединение предприятий, находящихся в рамках одного государства;
транснациональные слияния - слияние предприятий, находящихся в разных странах (transnational merger), приобретение компаний в других странах (cross-border acquisition).
Учитывая глобализацию хозяйственной деятельности, в современных условиях характерной чертой становится слияние не только предприятий разных стран, но и транснациональных корпораций.
В зависимости от отношения управленческого персонала предприятий к сделке по слиянию различают:
дружественные слияния - слияния, при которых руководящий состав и акционеры приобретающей и приобретаемой (целевой, выбранной для покупки) предприятий поддерживают данную сделку;
враждебные слияния - слияния и поглощения, при которых руководящий состав целевой предприятия (предприятия-мишени) не согласен с готовящейся сделкой и осуществляет ряд противозахватных мероприятий. В этом случае приобретающему предприятию приходится вести на рынке ценных бумаг действия против целевого предприятия с целью ее поглощения.
В зависимости от способа объединения потенциала существуют:
корпоративные альянсы - объединение двух или нескольких предприятий, сконцентрированное на конкретном отдельном направлении бизнеса, обеспечивающее получение синергетического эффекта только в этом направлении, в остальных же видах деятельности фирмы действуют самостоятельно. Компании для этих целей могут создавать совместные структуры, например, совместные предприятия;
корпорации - этот тип слияния имеет место тогда, когда объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм.
В свою очередь, в зависимости от того, какой потенциал в ходе слияния объединяется, можно выделить:
производственные слияния - слияния, при которых объединяются производственные мощности двух или нескольких предприятий с целью получения синергетического эффекта за счет увеличения масштабов деятельности;
чисто финансовые слияния - слияния, при которых объединившиеся компании не действуют как единое целое, при этом не ожидается существенной производственной экономии, но имеет место централизация финансовой политики, способствующая усилению позиций на рынке ценных бумаг, в финансировании инновационных проектов.
По критерию участия государства выделяют следующие типы слияний:
слияние частных предприятий (сторонами сделки являются негосударственные компании);
приватизация (поглощение предприятий, ранее бывшей в государственной собственности).
Классификация по участию компаний-агентов в сделке:
Как правило, сделки слияний в силу своей сложности не могут проводиться силами самих компаний-участниц, они осуществляются с привлечением специализированных компаний. Существует достаточно развитая инфраструктура сделок слияния: это инвестиционные банки, обеспечивающие переговорный процесс по сделке, консультирующие компании и иногда финансирующие сделки, кроме того, это консультационные компании, юридические компании (обеспечивают договорную базу, правовое и судебное сопровождение сделки), агентства по кадровому консультированию (консультируют по проблемам, связанным с изменениями в оргштатной структуре), агентства по PR (информационное сопровождение сделки, продвижение сделки в СМИ).
Тем не менее, сделки слияния могут быть осуществлены и без привлечения специализированных компаний (как правило, это простые сделки с небольшим объемом и высоким уровнем доверия компаний друг к другу, например, увеличение доли материнской компании в зарубежном филиале).
Слияния могут осуществляться на паритетных условиях («пятьдесят на пятьдесят»). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что "модель равенства" является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением.
Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а также от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают. Слияния предприятий имеют свои особенности в разных странах или регионах мира. Так, например, в отличие от США, где происходят, прежде всего, слияния крупных фирм, в Европе идет поглощение мелких и средних компаний, семейных фирм, небольших акционерных обществ смежных отраслей. В российской экономической практике можно выделить ряд характерных операций по переходу контроля над предприятиями. Большинство российских предприятий были образованы в процессе акционирования и приватизации. Приватизация ряда предприятий происходила путём их выделения из определенных государственных структур и возмездной передачи в состав структур частных. Данный факт позволяет рассматривать приобретение предприятий в процессе приватизации как полноценный элемент стратегии слияний, продолжающий иметь большое значение в современных российских условиях.
В основе российской экономики в настоящий момент лежат различные интегрированные групповые объединения предприятий (интегрированные корпоративные структуры). Эти структуры представляют большой интерес для научного изучения слияний, поскольку, во-первых, они являются основными субъектами процессов слияний, а во-вторых, образование групповых объединений имеет свою внутреннюю логику, которая диктует большинство процессов слияний, происходящих в России.
Каждому этапу развития российского предпринимательства соответствует определенная задача, стоящая перед контролирующими акционерами (участниками), ее менеджментом. Если в 90-е гг. прошлого столетия основной целью предпринимателей было установление контроля над максимально возможным количеством предприятий, то в настоящее время приоритеты развития бизнеса кардинально изменились. Теперь основными задачами является повышение эффективности управления предприятий, а также сохранение контроля над осуществляемой предпринимательской деятельностью. В настоящее время сохранение контроля, как правило, является наиболее сложной задачей, что обусловлено и спецификой отечественного предпринимательского сообщества, и менталитетом основных участников бизнес-процессов.