Определение уровня конкурентоспособности автотранспортного предпринимателя.
Общие положения.
Основой рыночных отношений в любой отрасли экономики, в том числе на автомобильном транспорте является конкуренция предпринимателей, в данном случае автотранспортных предпринимателей как производителей транспортной продукции, за рынок сбыта своей продукции, т.е. перевозки грузов и услуги, которые осуществляет каждое предприятие, с целью получения высоких финансовых результатов (доходов, прибыли).
В условиях административно-командной экономики преобладающим элементом транспортного рынка является рынок автотранспортного предприятия, которое, как правило, диктует клиентуре (отправителям и получателям) грузов формы и способы транспортного обслуживания.
В рыночных условиях преобладающим элементом транспортного рынка является рынок клиента (отправителя и получателя грузов), который диктует автотранспортному предпринимателю (предприятию) условия транспортного обслуживания.
При этом рынок клиента возникает тогда, когда предложение превышает спрос на перевозки и услуги и возникает конкуренция между автотранспортными предпринимателями различных форм собственности.
В Законе Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" конкуренция определена как "состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю".
К "хозяйствующим субъектам" на автомобильном транспорте относятся автотранспортные, транспортно-экспедиционные и другие предприятия и организации, осуществляющие перевозки грузов и (или) оказывающие услуги. К ним могут относиться частные, государственные, муниципальные или иные предприятия, акционерные общества или иные товарищества, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, пользующихся правами юридического лица, а также граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью на автомобильном транспорте.
На транспортном рынке может возникнуть ситуация, при котором автотранспортное предприятие (предприниматель) будет занимать доминирующее положение, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим автотранспортным предпринимателям или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.
В соответствии с Законом не может быть признано доминирующим положение автотранспортного предпринимателя (предприятия), доля которого в перевозках определенных грузов или видах перевозок не превышает 35 процентов.
Не допускается монополистическая деятельность на автомобильном транспорте, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющая ущерб грузоотправителям, грузополучателям, другим потребителям услуг.
Автотранспортные предприниматели не должны навязывать грузоотправителям (грузополучателям) условий договора на перевозку грузов или транспортно-экспедиционное обслуживание не выгодных для них или не относящихся к предмету договора.
Основные понятия и определения. Виды и способы конкуренции. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности.
Под конкурентоспособностью автотранспортного предпринимателя следует понимать его способность планировать и осуществлять перевозки и услуги, которые по своей стоимости (тарифу) и сочетанию других характеристик (качество обслуживания и др.) будут более привлекательны для клиентуры, чем перевозки и услуги, предлагаемые конкурентом.
Для рынка транспортных услуг характерны следующие виды конкуренции:
- конкуренция в различных секторах транспортного рынка (перевозки строительных грузов, торговых грузов, сельскохозяйственных грузов и т.д.);
- конкуренция между автотранспортными предприятиями (предпринимателями) различных форм собственности (государственной, частной, кооперативной, акционерной и др.);
- конкуренция между различными видами транспорта. Наиболее ярко этот вид проявляется в конкуренции между автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основные способы конкуренции сводятся к двум видам: ценовым и неценовым.
Ценовой метод предполагает изменение тарифов на перевозки и услуги, выполняемые одним предпринимателем по сравнению с тарифами, применяемыми другим предпринимателем. Изменение тарифов в сторону их снижения позволяет привлечь дополнительных клиентов и охватить большую долю транспортного рынка региона.
Неценовой метод предполагает деятельность предпринимателя, направленную на повышение качества перевозок и услуг, развитие рекламной деятельности, развитие собственной производственно-технической базы, повышение квалификации водителей, ремонтных рабочих, специалистов по управлению.
Выбор тех или иных способов конкуренции во многом зависит от условий конкурентной среды, в которой работает данный предприниматель, т.е. от региональных условий. При этом возможны следующие основные варианты:
- большое количество автотранспортных предпринимателей разной специализации и большое количество клиентов, разнообразные и сравнительно большие объемы перевозок грузов. Эти условия характерны для большинства крупных городов и могут быть оценены как рынок "чистой" конкуренции;
- небольшое количество автотранспортных предпринимателей и ограниченное количество клиентов, средние объемы перевозок грузов определенной номенклатуры. Эти условия характерны для небольших городов и регионов и могут быть оценены как "рынок ограниченной конкуренции";
- "чистая монополия" характерна для сельских районов и регионов Сибири и Севера. При этом большинство перевозок и услуг осуществляется, как правило, одним автотранспортным предпринимателем и все клиенты зависят от количества и качества услуг, предлагаемых этим предпринимателем.
Основными факторами, влияющими на уровень конкурентоспособности (К) автотранспортного предпринимателя являются:
- соотношение спроса и предложения на перевозки грузов;
- уровень транспортных издержек;
- качество транспортного обслуживания;
- количество видов перевозок грузов и услуг, выполняемых автотранспортным предпринимателем;
- ресурсы автотранспортного предпринимателя
Кроме того, существует множество других факторов, влияющих на конкурентоспособность автотранспортного предпринимателя, но по которым дать оценку их влияния на конкурентоспособность в настоящих условиях весьма затруднительно. Поэтому мы приводим эти факторы для рассмотрения автотранспортным предпринимателем и их самостоятельной оценки в случае необходимости.
К таким факторам относятся:
- производительность транспортных средств и производительность труда, которые определяют эффективность работы автотранспортного предпринимателя, но не могут быть в настоящее время оценены отдельным показателем; к тому же в рыночных условиях зачастую фактор качества обслуживания имеет большее значение, чем фактор производительности;
- квалификация производственного и управленческого персонала, которая косвенно также влияет на повышение конкурентоспособности автотранспортного предпринимателя.
К рыночным факторам, косвенно влияющим на конкурентоспособность автотранспортного предпринимателя, но не поддающихся определенной оценки следует отнести также размер кредиторской и дебиторской задолженности предпринимателя, уровень запасов, а также модель транспортного рынка, в которой осуществляет перевозки и услуги конкретный предприниматель.
В устойчивой рыночной системе для оценки уровня конкурентоспособности применяются также такие показатели, как динамика валовых доходов предпринимателя за последние 3-5 лет и размер ежегодных капиталовложений в развитие предприятия.
К сожалению, в условиях экономической нестабилизации, инфляции и неплатежеспособности ряда грузоотправителей, грузополучателей и автотранспортных предпринимателей использовать в настоящее время эти показатели не представляется возможным, однако по мере развития транспортного рынка и стабилизации экономической системы в целом эти показатели могут быть введены в методику и использованы при оценке конкурентоспособности автотранспортных предпринимателей.
Одним из наиболее важных и значимых показателей при оценке конкурентоспособности автотранспортных предпринимателей является показатель качества транспортного обслуживания клиента (грузоотправителя и грузополучателя).
Качество транспортного обслуживания можно оценивать по трем основным параметрам:
- По установленным стандартам и нормативам. Такие стандарты и нормативы для рыночных условий пока не созданы и их предстоит разрабатывать. Можно рекомендовать автотранспортным предпринимателям самостоятельно с привлечением специалистов науки разрабатывать нормативы транспортного обслуживания для своих конкретных условий. К таким нормативам можно отнести сроки доставки отдельных видов грузов в зависимости от расстояний перевозки и других условий доставки, нормативы по обеспечению сохранности перевозимых грузов и др.;
- По качественным характеристикам аналогичных перевозок автотранспортных предприятий-конкурентов. Для этого необходимо изучение передового зарубежного и отечественного опыта по транспортному обслуживанию, а также изучение технологий и методов организации перевозок грузов других автотранспортных предпринимателей в регионе.
- По требованиям клиентуры (отправителей и получателей грузов). Для этого необходимо изучение этих требований и условий доставки грузов, разработка мероприятий по удовлетворению этих требований и их реализация.
Основным недостатком определения качества транспортного обслуживания исходя из нормативов является их усредненная оценка, которая для конкретного грузоотправителя может не иметь решающего значения. В рыночных условиях возможны ситуации, при которых клиент (грузоотправитель) может отказаться от перевозки, соответствующей каким-либо нормативам или стандартам и охотно оплатит перевозку с отклонениями от стандартов.
В реальных условиях транспортного рынка более важным может оказаться сравнительная характеристика качества транспортного обслуживания, выполняемая одним автотранспортным предпринимателем с такой же характеристикой, выполняемой другим предпринимателем. При этом важно оценить не только сам процесс перевозки, но и дополнительные услуги, предоставляемые клиенту.
В условиях рыночной экономики главное значение при оценке конкурентоспособности автотранспортного предпринимателя приобретает оценка перевозок и услуг со стороны клиентов (грузоотправителей и грузополучателей). Именно в оценке перевозок и услуг клиентурой выражены все факторы, которые влияют на выбор перевозчика и определяют уровень его конкурентоспособности.
В условиях конкуренции автотранспортных предпринимателей грузоотправители и грузополучатели могут отдать предпочтение одному из них, руководствуясь не только критериями качества транспортного обслуживания и стоимости тарифа, но и критериями, характеризующими конкурентоспособный статус самого автотранспортного предпринимателя. К таким критериям относятся, например, способность автотранспортного предпринимателя перевозить разные грузы и осуществлять разные виды перевозок (городские и пригородные, междугородные и международные), деловые качества партнеров (контактность, быстрое решение вопросов и т.п.).
С учетом изложенных факторов конкурентоспособность автотранспортных предпринимателей рекомендуется оценивать по следующей методике.