Современная (кризисная) модель
Существенные изменения в процесс стабилизации российской модели корпоративного управления внес мировой финансовый кризис и законодательные нововведения, направленные на поддержку финансового сектора российской экономики. Эти нововведения, де факто, привели к нарушению постепенно складывающегося баланса интересов, непропорциональному усилению власти кредиторов и развязыванию рук контролерам хозяйственных обществ.
Таблица 5.5 – Основные характеристики стабилизационной модели управления
Существенные параметры | Содержание | Комментарии | |
Основная черта | Ограничение всевластия мажоритарных акционеров. Усиление влияния государства | ||
Уровень концентрации капитала | Высокий | Результат предшествующего этапа концентрации собственности | |
Контролеры | Аутсайдеры | Контролеры холдинговых компаний | |
Целевая функция контролеров | Капитализация | Самый выгодный бизнес – продажа компаний | |
Основной объект управления | Рынки | Стоимость компании определяется ее рыночной силой | |
Мониторинг качества управления | Прямой контроль | Исполнительная власть полностью подчинена контролерам | |
Горизонт планирования | Средний | Приоритет власти над собственностью, усиление давления бюрократии на бизнес | |
Склонность к инновациям | Средняя | Отсутствие действенных институтов внедрения технологических инноваций и защиты прав на их результаты | |
Формы инноваций | Рыночные, продуктовые | Усиление борьбы за рынки | |
Распределение прибыли | Инвестиции в новые проекты | Общий экономический рост | |
Преобладающий тип инвестиций | Расширение масштабов бизнеса и диверсификация | Экстенсивный путь развития | |
Источники инвестиций | Эмиссия ценных бумаг и кредиты | Постепенная интеграция в мировой финансовый рынок | |
Объемы производства | Рост | Освоение новых рынков | |
Экономическая эффективность | Средняя | Основная ориентация – увеличение доходов при слабом контроле над затратами | |
Ключевые ценности | Рыночная власть | Ограничение возможностей иных видов влияния | |
Участие в управлении: | |||
собственника (акционеров) | зависит от величины пакета акций | Деление акционеров на контролеров и всех остальных | |
государства | сильное | Включение бюрократии в число ключевых стейкхолдеров | |
трудового коллектива | нет | Полное бесправие | |
инвесторов | зависит от способа привлечения капитала | Сильное у крупных инвесторов и слабое у владельцев облигаций | |
Рассмотрим основные законодательные новации, обусловившие изменение модели корпоративного управления.
Федеральный закон от 30.12.2008 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».[19]
Основные нововведения:
а) облегчен порядок и сокращены сроки инициирования процедуры банкротства (право на обращение кредитора в арбитражный суд возникает с даты вступления в силу решения суда о взыскании с должника денежных средств);
b) снова введена возможность назначения временного управляющего по предложению инициатора банкротства;
с) изменено регулирование положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника;[20]
d) введена возможность погашения задолженности должника по обязательным платежам третьими лицами.
Основные следствия:
- баланс интересов участников процесса снова смещен в пользу кредиторов.
Федеральный закон от 30.12.2008 года № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество»
Основные нововведения:
а) существенно облегчено обращение взыскания на заложенное имущество в связи с уточнением понятия «незначительный характер нарушения»;[21]
b) введена норма о возможности передачи предмета залога в собственность залогодержателя;
с) расширены возможности внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество;
d) усилены права кредиторов, требования которых обеспечены предметом залога, в процессе производства по делу о банкротстве.[22]
Основное следствие –
- существенно облегчена возможность удовлетворения требований кредиторов за счет стоимости заложенного имущества.
Федеральный закон № 205-ФЗ от 19.07.2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Основные новации закона:
а) уменьшен срок обжалования решений общего собрания акционеров и совета директоров общества (с 1 года до 3 месяцев) и органов управления общества с ограниченной ответственностью (с 1 года до 2 месяцев);
b) существенно ограничена возможность признания недействительными совершенных хозяйственными обществами (АО и ООО) с нарушением требований законодательства крупных сделок и сделок с заинтересованностью.[23]
Основное следствие –
- усиление власти контролеров хозяйственных обществ за счет ущемления прав общества и мелких акционеров (участников).
Федеральный закон № 352-ФЗ от 27.12.2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, …»
Основные новации закона:
а) разрешено оплачивать увеличение уставного капитала хозяйственного общества (АО и ООО) путем зачета требований к обществу;
б) изменен порядок уменьшения уставного капитала общества в связи с уменьшением стоимости чистых активов.
Основное следствие –
- облегчен процесс изменения конфигурации прав собственности в пользу кредиторов компании.
Попытки решить сиюминутные проблемы, связанные с поддержанием финансового сектора, привели к очередному изменению модели корпоративного управления. Введенные законодательные нововведения:
- изменили баланс сил в сторону защиты прав кредиторов за счет ослабления прав акционеров (участников) общества:
а) облегчен порядок инициирования дела о банкротстве;
б) усилено влияние кредиторов в процессе реализации процедур банкротства, в частности путем контроля над арбитражным управляющим;
в) облегчен процесс перехода прав собственности на имущество и акции хозяйственных обществ за счет:
1) облегчения возможности обращения взыскания на заложенное имущество;
2) обеспечения дополнительных гарантий кредиторам, требования которых обеспечены залогом имущества;
3) установления возможности передачи заложенного имущества в собственность залогодержателя;
4) установления возможности обмена прав требования к обществу на долю в его уставном капитале.
- усилили влияние контролеров за счет ослабления прав миноритарных акционеров - возникла возможность безнаказанно совершать крупные и сделки и сделки с заинтересованность, не соответствующие требованиям закона и нарушающие законные права и интересы миноритарных акционеров и корпорации.
С точки зрения характера инновационного поведения, сложившаяся модель корпоративного управления характеризуется:
- коротким горизонтом планирования;
- низкой склонностью к инновациям;
- организационным характером нововведений.
Инвестиции практически заморожены.
Иными словами, произошло резкое ухудшение параметров инновационного поведения компаний. Частично это связано с объективными причинами, порождаемыми мировым кризисом, в частности дефицитом финансовых ресурсов. Однако значительное влияние оказывают и изменяющиеся правовые условия деятельности российских компаний. Меры, направленные на защиту интересов финансового сектора, приводят к ослаблению защиты прав собственности и снижению качества модели корпоративного управления.
Основные характеристики модели управления предприятием, сложившейся в настоящее время, приведены в таблице 5.6.
Сводные характеристики описанных в данном разделе моделей управления представлены в таблице 5.7.
Было бы неправильным утверждение, что модернизация хозяйственного механизма, осуществляемая в течение последних двадцати пяти лет, привела только к отрицательным результатам. Безусловными достижениями этого периода стали: повышение адаптивных способностей российских компаний (переориентация на нужды потребителей); развитие торговли и сферы услуг; насыщение потребительского рынка (в том числе за счет импортной продукции).
Но, достигнув определенных успехов в развитии потребительского сектора, российская экономика понесла огромные потери в наукоемких отраслях экономики, в тех сферах деятельности, которые определяют будущую конкурентоспособность страны. Нельзя не отметить явные пороки сложившейся системы: сырьевая ориентация, короткий горизонт планирования, отторжение значимых технологических нововведений.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что наиболее негативное влияние на склонность бизнеса к инновациям оказывают следующие факторы:
- нестабильность законодательной среды;
- нарушение баланса прав участников хозяйственной деятельности;
- незащищенность прав собственности;
- отсутствие институтов, позволяющих осуществлять концентрацию ресурсов;
- бюрократизация хозяйственной деятельности;
- подавление конкуренции.
Таблица 5.6 – Основные характеристики текущей (кризисной) модели управления
Существенные параметры | Содержание | Комментарии | |
Основная черта | Нарушение баланса прав в пользу кредиторов корпорации | ||
Уровень концентрации капитала | Высокий | Преемственность с предыдущей моделью | |
Контролеры | Аутсайдеры | ||
Целевая функция контролеров | Сохранение бизнеса | Ухудшение экономических условий хозяйственной деятельности и усиление прав кредиторов | |
Основной объект управления | Финансовые средства | Сокращение предложения капитала, margin call | |
Мониторинг качества управления | Прямой контроль | Исполнительная власть полностью подчинена контролерам | |
Горизонт планирования | Короткий | Дефицит капитала | |
Склонность к инновациям | Низкая | Главное – выжить, продержаться | |
Формы инноваций | Организационные | ||
Распределение прибыли | Замещение заемных средств | Сокращение предложения капитала | |
Преобладающий тип инвестиций | Фактически отсутствуют | ||
Источники инвестиций | Собственные средства | ||
Объемы производства | Падение | Сокращение платежеспособного спроса | |
Экономическая эффективность | Низкая | Сокращение доходов | |
Ключевые ценности | Сокращение расходов | ||
Участие в управлении: | |||
собственника (акционеров) | зависит от величины пакета акций | Преемственность с предыдущей моделью | |
государства | сильное | ||
трудового коллектива | нет | ||
инвесторов | сильное | Дефицит финансовых средств, усиление прав кредиторов | |
Таблица 5.7 – Основные характеристики моделей управления
Существенные параметры | Советская | Перестроечная | Постприватизационная |
Основная черта | Отсутствие права распоряжения продукцией и получаемыми доходами | Всевластие «красных директоров» | Ущемление прав миноритарных акционеров и корпораций |
Уровень концентрации капитала | Высокий | Высокий | Формально низкий |
Контролеры | Министерства и ведомства | Исполнительная власть компании | Инсайдеры (топ-менеджмент) |
Целевая функция контролеров | Выполнение планов | Присвоение доходов и имущества | Изменение конфигурации прав собственности |
Основной объект управления | Производство | Денежные потоки | Имущество |
Мониторинг качества управления | Вышестоящие органы | Отсутствует | Формальный |
Горизонт планирования | Длинный | Короткий | Короткий |
Склонность к инновациям | Низкая | Низкая | Низкая |
Формы инноваций | Технологические, организационные | Организационные, рыночные | Организационные, продуктовые |
Направления распределения прибыли | Накопление | Присвоение контролерами и работниками | Присвоение контролерами |
Преобладающий тип инвестиций | Расширение масштабов производства | Вывод активов в дочерние общества | Вывод активов в дочерние общества |
Источники инвестиций | Централизованные капвложения | Собственные средства предприятий | Собственные средства предприятий |
Объемы производства | Рост | Падение | Падение |
Экономическая эффективность | Низкая | Низкая | Низкая |
Ключевые ценности | Исполнительность | Свобода и деньги | Власть и богатство |
Участие в управлении: | |||
собственника (акционеров) | нет | формальное | формальное |
государства | тотальное | частичное | опосредованное |
трудового коллектива | опосредованное | формальное | опосредованное |
инвесторов | нет | нет | слабое |
Продолжение таблицы 5.7
Существенные параметры | Рейдерская | Стабилизационная | Современная |
Основная черта | Низкая защищенность прав собственности | Ограничение всевластия мажоритарных акционеров. Усиление влияния государства | Нарушение баланса прав в пользу кредиторов корпорации |
Уровень концентрации капитала | Переход от среднего к высокому | Высокий | Высокий |
Контролеры | Аутсайдеры | Аутсайдеры | Аутсайдеры |
Целевая функция контролеров | Раздел сфер влияния | Капитализация | Сохранение бизнеса |
Основной объект управления | Связи | Рынки | Финансовые средства |
Мониторинг качества управления | Прямой контроль | Прямой контроль | Прямой контроль |
Горизонт планирования | Короткий | Средний | Короткий |
Склонность к инновациям | Низкая | Средняя | Низкая |
Формы инноваций | Организационные | Рыночные, продуктовые | Организационные |
Направления распределения прибыли | Присвоение контролерами | Инвестиции в новые проекты | Замещение заемных средств |
Преобладающий тип инвестиций | Рынок корпоративного контроля | Расширение масштабов бизнеса и диверсификация | Фактически отсутствуют |
Источники инвестиций | Собственные и заемные средства | Эмиссия ценных бумаг и кредиты | Собственные средства |
Объемы производства | Рост | Рост | Падение |
Экономическая эффективность | Низкая | Средняя | Низкая |
Ключевые ценности | Власть (влияние) | Рыночная власть | Сокращение расходов |
Участие в управлении: | |||
собственника (акционеров) | зависит от величины пакета акций | зависит от величины пакета акций | зависит от величины пакета акций |
государства | опосредованное | сильное | сильное |
трудового коллектива | нет | нет | нет |
инвесторов | сильное | зависит от способа привлечения капитала | сильное |
Нестабильность законодательной среды оказывает парализующее воздействие на инновационное развитие бизнеса, поскольку не дает возможности заинтересованным лицам прогнозировать будущее. В итоге уменьшается горизонт планирования, развивается боязнь долгосрочных инвестиций, предпочтение начинает отдаваться организационным, в лучшем случае – продуктовым, инновациям.
Нарушение баланса прав участников хозяйственной деятельности ведет к перераспределению предпринимательской активности в сторону изменения конфигурации прав собственности. Главным рынком становится рынок корпоративного контроля. Самым выгодным видом бизнеса – захват чужого (рейдерство). Одновременно резко повышаются затраты на частную защиту своих прав. Как показывает проведенное нами исследование, исключение из законодательства норм, позволяющих осуществлять перманентное изменение конфигурации прав собственности, немедленно привело к повышению инвестиционной и инновационной активности бизнеса.
Незащищенность прав собственности – еще один фактор дестимулирования инвестиционной и инновационной активности бизнеса. Отсутствие уверенности в правах на будущие доходы обесценивает будущие деньги, повышает требования к внутренней норме окупаемости (IRR) реализуемых проектов. Следствием этого является отказ от долгосрочных технологических инвестиций. В лучшем случае речь может идти о технологических заимствованиях.
Отсутствие институтов, позволяющих осуществлять концентрацию ресурсов, не позволяет создавать заделы для развития будущего. Исключение государства из финансирования научных исследований и опытно-конструкторских работ в условиях отсутствия частных институтов развития привело к проеданию имеющихся знаниевых заделов, создало реальные риски потери конкурентоспособности наукоемких отраслей экономики.
Бюрократизация хозяйственной деятельности ведет к подавлению предпринимательской активности бизнеса и увеличению бюрократической нагрузки на экономику (административной ренты). Особенно негативно это проявляется в условиях разворачивающейся в настоящее время квазинационализации, проявляющейся в построении длинных цепочек владения и непрозрачных схем движения ресурсов.
Подавление конкуренции ведет к монополизации, уничтожающей экономические стимулы к нововведениям. Снижается эффективность хозяйственной деятельности, возрастают текущие затраты, инновационная активность сосредотачивается в организационной и продуктовых сферах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполнения первого этапа НИР показано, что на практике модернизация того или иного типа обычно осуществляется не в рафинированном виде, а сочетается с изменениями, которые могут трактоваться как другой вариант модернизации.
В отличие от распространенной точки зрения, обосновано, что разные трактовки понятия модернизации допустимо рассматривать не в качестве альтернативных ее вариантов, но как отдельные стороны, аспекты многогранного процесса инновационного развития.
Выработаны принципы модернизации, отвечающие историческому опыту инновационного развития:
1. Учет «окон возможностей», открывающихся вследствие неравномерности технологического развития.
2. Использование базисных нововведений для модернизации некоторых зрелых отраслей и превращения их в несущие отрасли следующего технологического уклада.
3. Повышение способностей экономики абсорбировать чужие научные достижения и генерировать собственные.
4. Использование структурной политики для активизации процессов модернизации на основе повышения внутреннего спроса на отечественные прикладные исследования и разработки.
5. Выделение приоритетных и критических технологий с учетом комбинированного характера российской модернизации, необходимости сочетания базисных и улучшающих нововведений.
6. Использование частно-государственного партнерства для решения сложных задач модернизации.
Обоснованы принципы институционального обеспечения модернизации:
1. Обеспечение соответствия между составом институтов развития и той стадией жизненного цикла технологического уклада, в которой находится страна.
2. Институциональная система должна отвечать возрастающей роли человеческого фактора в условиях позднеиндустриальной и постиндустриальной модернизации.
Аргументировано, что экономическая интеграция стран СНГ является важным фактором их модернизации.
Определены актуальные меры институционального характера, призванные обеспечить приспособление национальной инновационной системы к потребностям опережающего развития нового технологического уклада.
Показано, что промедление с формированием системы индикативного планирования способно обернуться ориентацией уже созданных институтов развития не на радикальные, а лишь на улучшающие инновации, на обслуживание инновационных интересов других стран, и даже на воспроизводство сложившейся неэффективной структуры отечественной экономики.
Проведен историко-институциональный анализ ряда экономических реформ, показавший, что Россия не является типичной страной догоняющей модернизации.
Обращение к опыту современных рыночных преобразований в России выявило до сих пор преобладающее их негативное влияние на инновационные процессы в отечественной экономике.
На основе анализа эволюции корпоративного управления в российской экономике разработана новая классификация практиковавшихся моделей этого управления. Выделены их наиболее существенные параметры. Показано, каким образом происходила трансформация моделей корпоративного управления. Раскрыто влияние этих моделей на инновационные процессы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А