Ненефтегазовый баланс федерального бюджета России
Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2011-2013 годах
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).
Рисунок 1.
Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1.1).
Таблица 1.1
Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей
На период до 2013 г.
Показатели | Ед. изм. | |||||
Цена Urals (мировые) | долл./барр. | 61,1 | 75,0 | 75,0 | 78,0 | 79,0 |
Инфляция | дек. / дек. | 8,8 | 6-7 | 5,5-6,5 | 5-6 | 4,5-5,5 |
ВВП | млрд. руб. | 39 064 | 44 957 | 49 659 | 55 223 | 61 873 |
% к пред. г. | -7,9 | 4,0 | 3,4 | 3,5 | 4,2 | |
Промышленное производство | % к пред. г. | -10,8 | 2,7 | 3,2 | 3,1 | 4,2 |
Инвестиции в основной капитал | % к пред. г. | -16,2 | 2,9 | 8,8 | 6,3 | 8,1 |
Оборот розничной торговли | % к пред. г. | -4,9 | 4,4 | 4,5 | 4,8 | 6,3 |
Объем платных услуг населению | % к пред. г. | -4,2 | 3,3 | 3,8 | 4,0 | 4,8 |
Реальная заработная плата | % к пред. г. | -2,8 | 3,6 | 2,4 | 2,4 | 3,1 |
Реальные располагаемые доходы населения | % к пред. г. | 2,3 | 3,9 | 2,7 | 3,0 | 4,2 |
Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост | % к пред. г. | 24,2 | 44,9 | 9,4 | 7,2 | 7,1 |
Экспорт | млрд. долл. США | 303,4 | 373,4 | 383,8 | 402,9 | 416,8 |
Импорт | млрд.долл. США | 191,8 | 237,5 | 273,7 | 304,5 | 338,7 |
Уровень безработицы к экономически активному населению | % | 8,4 | 8,2 | 8,1 | 7,7 | 6,9 |
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. По оценке Минэкономразвития России, темпы прироста банковских кредитов предприятиям ожидаются на уровне 13-15% в 2010 году и более 25% в 2013 году. Вместе с тем, за первое полугодие 2010 года прирост кредитования предприятий составил около 2%.
Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.
При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.
В 2007 году при сложившемся уровне мировых цен на нефть в 69,3 доллара США за баррель профицит федерального бюджета составил 5,4% к ВВП. В текущем году при прогнозируемом уровне мировых цен на нефть в 75 долларов США за баррель ожидается дефицит бюджета на уровне 5,4% - 5,5% к ВВП.
Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6% ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.
При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.
Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов[1]. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году – 5,6% к ВВП, в 2013 году – 5,2% к ВВП.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
В 2000-2007 гг. размер ненефтегазового дефицита в условиях стабильного развития удавалось удерживать в пределах 1,0 - 3,5% ВВП (рисунок 2).
Рисунок 2.
Ненефтегазовый баланс федерального бюджета России
С 2008 г. при снижении доходной части бюджета и сохранении значительной части расходных обязательств ненефтегазовый дефицит начал стремительно расти и достиг в 2009 году 13,5% ВВП, а в 2010 г. он ожидается на уровне 13,7% ВВП.
Снижение общего дефицита федерального бюджета до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что ненефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к ВВП. При условии бездефицитного федерального бюджета в 2015 г. ненефтегазовый дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает максимальный уровень, достигнутый в 2000-2007 годах. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.
В ближайшее время для реализации поставленной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах задачи ограничения в среднесрочной перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.
Действие соответствующей статьи Бюджетного кодекса в настоящее время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.
Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.
С учетом изложенного и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:
- возможное снижение поступления нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах по сравнению с принятым в прогнозе уровнем вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, в том числе и в результате установления льгот в части взимания вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на месторождениях Восточной Сибири;
- возможный больший рост индекса потребительских цен и, соответственно, возможное увеличение расходов в связи с необходимостью осуществить индексацию социальных выплат;
- возможное укрепление рубля к доллару США и евро и, как следствие, ухудшение соотношения экспорта и импорта;
- возможные колебания движения спекулятивного капитала в результате высокой зависимости российского рынка от динамики финансовых рынков развитых и развивающихся стран.
Частично снижение дефицита предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.
При этом уменьшение государственных расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной перспективе. Однако в среднесрочной перспективе сохранение государственной поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.
При этом большинство стран, в том числе сопоставимые по объемам ВВП с Россией, основное сокращение дефицита планируют за счет снижения государственных расходов. Еще одной мерой для этих государств является повышение налогов. Соотношение этих двух мер может оцениваться примерно как 4:1. Россия могла бы придерживаться аналогичных пропорций.
В 2010 году источниками покрытия дефицита федерального бюджета в России являются средства резервных фондов и заимствования. Однако уже со следующего года заимствования станут основным источником покрытия дефицита, что при сохраняющемся дефиците означает существенный (более чем в 1,5 раза) рост расходов на обслуживание долга – ориентировочно с 300 млрд. рублей в 2010 г. до свыше 500 млрд. рублей в 2013 году.
Основным источником покрытия дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах будет являться выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке. Объемы чистых внутренних заимствований по прогнозу будут превышать 1 трлн. рублей в год.
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4%, а дефицит федерального бюджета будет поддерживаться на уровне 3%, то к 2020 году государственный долг достигнет 33% к ВВП против нынешних 10% ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3-4% к ВВП при ставках заимствования 6-8%.
Сокращение дефицита федерального бюджета частично может быть обеспечено за счет увеличения доходной базы. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП.
В качестве одного из неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета в 2011-2013 гг. можно рассматривать средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (в объеме 298 млрд. рублей в 2011 году, 276 млрд. рублей – в 2012 году и 309 млрд. рублей в 2013 году). Успешное проведение приватизации позволит снизить объем заимствований на внутреннем долговом рынке и в дальнейшем уменьшит процентную нагрузку.
Российская экономика пока менее эффективна по сравнению с другими странами, и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь, будут опираться на частные инвестиции. Главная задача государства – создавать для этого необходимые условия.