Развитие машиностроения в США

США занимают 3-е место в мире после ЕС и Китая по валовому выпуску машиностроительной продукции. В стране создается около 40% стоимости продукции обрабатывающих отраслей. В последнее десятилетие машиностроение в США возрастало сравнительно низкими темпами – менее 1,5% в год. В результате объем произведенной условно-чистой продукции в 2012 г. в постоянных ценах был на 17% ниже уровня 2000 г. В машиностроении страны занято 2/5 всех работающих в промышленности. Вместе с тем численность занятых в отрасли сократилась за 10-15 лет с 1,5 до 1,1 млн. чел.

Отличительной чертой машиностроения страны являются высокая наукоемкость и производительность труда. Его уровень составляет 91 тыс. долл. Из 10 ведущих высокотехнологичных отраслей США занимает лидирующее положение в 8. Относится это, прежде всего, к разработке и внедрению новейших технологий в военной, медицинской, телекоммуникационной, ядерной и ракетно-космической сфере, а также к отрасли программного обеспечения. В области экологических технологий США опережает Германия, в автомобилестроении – Китай и Япония.

Особое значение для экономики США имеет авиационная и ракетно-космическая промышленность. Большинство крупнейших компаний («Boeing», «Lockheed») выпускают как гражданскую, так и военную продукцию. Ускоренными темпами развиваются электроника и электротехника. Ведущая роль здесь принадлежит небольшому числу компаний, главная среди которых – «IBM».

Около 60% продукции машиностроения направляется на развитие внутреннего рынка. Экспорт растет более быстрыми темпами, чем импорт. В 2012 г. положительное сальдо в торговле машиностроительной продукцией составило 13 млрд. долл. (в 2000 г. – 5 млрд. долл.). Основные направления экспорта – Канада и Мексика, а также страны Южной Америки, Азии, особенно Китай.

На отрасль машиностроения в США приходится до 20% всех НИОКР и 17% численности ученых и инженеров. США ежегодно инвестируют в научные исследования в области машиностроения в среднем 2,0-2,5% ВВП, государства ЕС – 3% ВВП. Ассигнования на науку в 2014 г. составили 465 млрд. долл. Примерно 1/3 этих денег – государственные расходы. Вместе с тем нарастает дефицит в торговле наукоемкой продукцией. Так, в 2008 г. впервые в истории более половины американских патентов было выдано компаниям из других стран.

В связи с этим правительство прилагает усилия по стимулированию развития наукоемких технологий. Внимание уделяется, в частности, современным композитным материалам, биоинженерии и альтернативным источникам энергии; разработке и внедрению в производство передовых материалов; инвестициям в новое поколение робототехники; разработке инновационных производственных процессов для снижения энергетических затрат.

Государственное регулирование машиностроительного производства в США осуществляется посредством контроля над антимонопольной деятельностью и реализацией федеральных программ. Государством финансируется до 50% стоимости проектов, имеющих прямое отношение к машиностроению. Оказывается содействие расконсервированию и адаптации новейших достижений военной и ракетно-космической отраслей для нужд машиностроения. Минобороны США сформировало список 22 особо важных технологий, 70% из которых адаптировано, профинансировано и реализовано в машиностроении и других отраслях, что способствует ускорению инновационного развития экономики государства [1].

По прогнозам экспертов, в среднесрочной перспективе в американском машиностроении будет происходить дальнейший рост (табл. 1).

Таблица 1

Тенденции и прогноз выпуска условно-чистой продукции машиностроения в США, млрд. долл. США [5]

 
США 123,7 124,5 103,0 115,5 129,7 144,9

Предприятия машиностроительной промышленности размещаются по территории страны крайне неравномерно - более 60% их расположено в индустриальных центрах Севера и на Тихоокеанском побережье, а доля этих районов в стоимости выпускаемой продукции составляет 80%. Важнейшие центры машиностроения и металлообработки США: Лос-Анджелес, Чикаго, Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия, Кливленд, Бостон, Сент-Луис, Милуоки, Даллас-Форт-Уэрт, на долю которых приходится более 40% условно-чистой продукции машиностроения и металлообработки.

Государственной поддержке машиностроения в США особое место занимаюттакие ключевые направления, как антимонопольное регулирование, реализация федеральных программ с высокой долей финансирования за счет бюджетных средств(до 50% стоимости проекта), проведениецеленаправленной амортизационной политики и преобразование результатов НИОКРвоенного назначения в гражданскую сферу. Наибольший интерес здесь представляют последние два направления.

Так, проведение целенаправленнойамортизационной политики осуществляется в целях активизации притока инвестиций в сектор машиностроения. Например, в сфере производства компьютернойтехники компании имеют право ускорятьамортизацию и списывать до 30% стоимости вычислительной техники и другогоэлектронного оборудования сразу послеих приобретения. Помимо этого, в целяхстимулирования модернизационных процессов на предприятиях распространеноприменение такого инструмента амортизационной политики, как амортизационная премия. Ее суть заключается в том,что организациям в дополнение к стандартным амортизационным отчислениям разрешено исключать из собственныхдоходов сумму, равную 10% исходной стоимости основных средств. Преимуществоданного инструмента стимулированиязаключается в более быстром исчисленииамортизации оборудования на начальномэтапе при соблюдении двух ключевых условий: материальная часть должна бытьновой; расчетный срок эксплуатации превышает 3 года.

В свою очередь изменения в государственной промышленно-инновационнойполитике США, подразумевающие включение в ее состав военно-техническойполитики, способствовали ускорениюразвития инновационной и машиностроительной деятельности в стране. В частности, это стало возможным благодарятрансформации результатов военно-промышленных НИОКР в проекты гражданского назначения. Согласно действующимфедеральным программам, преобразование военных разработок в гражданскиепредусматривает финансирование со стороны государства до 50% стоимости проекта подобного рода [1].

Наибольший эффект от реализациитаких федеральных программ наблюдается в авиационной промышленностиСША, в которой широко распространенапрактика финансирования гражданскихразработок за счет средств Министерства обороны и использования ресурсов Национального аэрокосмического агентства США и Национального Институтастандартов и технологий [1].

В США на различных уровнях государственной власти немало внимания уделяется поддержке автомобильной промышленности, которая играет большуюроль в экономике страны. Так, помимостандартных федеральных программразвития отрасли, предусматривающихпредоставление производителям стимулирующих льгот, распространена практика образования ассоциаций и советов,действующих в интересах поддержки машиностроителей.

Уникальным примером подобных объединений является образованный в августе 2012 года Национальный совет губернаторов по автопрому, в который вошлируководители четырех американскихштатов – Мичигана, Теннеси, Миссури иИллинойса. Главной задачей Совета провозглашено предотвращение конкуренции между штатами и развитие междуними сотрудничества в решении вопросов поддержки отрасли, а в числе ключевых направлений значится преодолениефинансовой и кадровой напряженностина предприятиях [12; 13].

Как отмечают в экспертном сообществе, создание на территории страныобъединений, подобных Национальномусовету губернаторов по автопрому, положительно сказывается на промышленнойдеятельности в целом[1].Так, в числе главных результатов их функционированияуказывается уменьшение политическоговлияния на финансово-экономическуюдеятельность предприятий, обеспечениебольшей стабильности в отрасли, увеличение прозрачности действующих правил и процедур.

2. Машиностроительный комплекс Европы: проблемы и тенденции развития

В развитых странах машиностроения относится к числу важнейших отраслейпромышленности и является приоритетной, так как влияет на эффективность и производительность всех сфер экономической деятельности страны. Постоянное развитие машиностроительного комплекса обеспечивает рентабельность и конкурентоспособность товаров и услуг на рынке, рост материального и интеллектуального уровня населения, что способствует повышению уровня развития экономики отдельных регионов и, в частности, государства. Как следствие, в развитых странах производится около 80% машиностроительной продукции.

Среди абсолютных лидеров в машиностроительном производстве в Европе являютсяГермания, Франция, Великобритания, Италия. Эти страны способны самостоятельно производить практически все виды машин, оборудования и металлоизделий. Некоторые страны Восточной и Западной Европы выпускают только отдельные виды машиностроительной продукции, хотя и на достаточно высоком уровне.

Западноевропейский регион производит 25-30% продукции мирового машиностроения. Это в основном машины средней сложности, но большая доля приходится и на изделия особой сложности. Завозится высокосложных техника из США, а менее сложная, но трудоемких, - из Японии и развивающихся стран.

Структура машиностроения Швейцарии, Канады, Швеции и ряда других стран ориентирована не на внутренний рынок, а на мировой. Она как бы дополняет структуру машиностроения других стран. Речь идет о специализации на выпуск продукции небольшими партиями. Развивающиеся страны, находятся на разных стадиях экономического развития. Некоторые по выпуску продукции машиностроения на душу населения близки к развитым, но здесь следует учитывать структуру производства. Машиностроение у них развивается за счет дешевого труда.

В мировом производстве и международном разделении труда происходят сдвиги под влиянием НТР, интеграционных процессов и циклических изменений в мировой экономике осуществляют определяющее влияние на товарную структуру международной торговли. Доминирующие позиции в ней устойчиво занимают готовые промышленные изделия. В структуре мирового экспорта на них приходится примерно 75%, в том числе 37% - на машины, оборудование и транспортные средства.

В структуре экспорта развитых стран эти показатели еще выше - 80 и 43%. В экспорте развивающихся, на них приходится 54 и 19% соответственно. На основании имеющихся прогнозов на среднесрочную перспективу в товарной структуре развитых стран все возрастающую роль будут играть высокотехнологичные товары, в первую очередь машиностроения. На них, в частности в экспорте Великобритании, уже сейчас приходится 1/3, а в экспортных поставках Франции, ФРГ, Италии - 1/5 [6].

Экономическая экспансия промышленно развитых стран особенно ярко проявляется в поощрении со стороны государственных органов машиностроительных монополий, вкладывают свои капиталы в создание на территориях развивающихся, дочерних фирм и филиалов, которые на основе использования местных материалов и сравнительно дешевой рабочей силы проводят по разработкам материнских компаний вполне конкурентоспособные машины и оборудование не только для удовлетворения внутреннего спроса и замещения импорта, но для поставок на мировые рынки.

Страны ЕС обычно специализируются на выпуске определенных видов машиностроительной продукции. Специализация предполагает выпуск товаров и оказание услуг в размерах, значительно превышающих собственные потребности страны-производителя. Так, страны ЕС специализируются на выпуске продукции станкостроения и оборудовании для легкой промышленности; США, Япония и Германия сориентированы на выпуск энергетического и химического оборудования; крупное станкостроение развито в Германии, Японии и Китае; атомное и металлургическое оборудования выпускают в США, Японии, Германии, Франции и России.

По прогнозам экспертов, в среднесрочной перспективе в европейском машиностроении будет происходить дальнейший рост (табл. 2).

Таблица 2

Тенденции и прогноз выпуска условно-чистой продукции машиностроения в Европе, млрд. долл. США [5]

 
ЕС 158,0 160,8 157,5 178,3 193,2 204,7

На страны ЕС приходится около 37% глобальной торговли машиностроительной продукцией. В течение последних 10-15 лет среднегодовые темпы прироста выпуска машиностроительной продукции в ЕС несколько снизились и составили лишь 1,1%. Занятость в отрасли в течение 2000-2012 гг. сокращалась на 1,5% в год.

Имеет место общая тенденция переноса машиностроительных мощностей с Запада на Восток, прежде всего, в Китай. Причина в том, что удельные трудовые издержки в Китае в 2 раза ниже, чем в Японии, в 3 раза ниже, чем в США, и почти в 5 раз ниже, чем в ЕС. Что касается показателя производительности труда, то в странах ЕС он составляет 54 тыс.долл., в США – 91 тыс.долл., в Японии – 97 тыс.долл.

К первой группе стран ЕС по уровню развития машиностроения в ЕС относятся Германия, Италия, Франция и Великобритания (табл. 3). Во вторую группу стран входят Испания, Португалия, Швейцария, Швеция, Финляндия и другие (из группы ЕС-15). Третью группу формируют новые члены ЕС – Польша, Чехия, Словакия, а также Словения, Румыния, Болгария и др. К четвертой группе можно отнести европейские страны, ранее входившие в состав Советского Союза и Югославии и которые намерены в перспективе пополнить ряды членов ЕС. Речь идет о Сербии, Черногории, Македонии и других странах.

Таблица 3

Удельный вес стран ЕС в развитии машиностроения, % [6]

Страна Производство Условно-чистая продукция Занятость
Германия 38,0 41,5 34,1
Италия 19,1 15,6 15,1
Франция 7,9 7,9 8,6
Великобритания 6,3 7,1 6,6
Испания 3,9 3,9 4,1
Польша 1,9 2,3 4,8
Чехия 2,0 1,9 4,5
Словакия 0,5 0,4 1,3
Другие страны ЕС 18,4 19,4 20,9

Остановимся на состоянии и перспективах развития машиностроительной отрасли в ведущей стране ЕС – Германии.

Германия: лидерство в машиностроении в течение двух столетий (с 1870 г.). Структура экономики Германии такова, что 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% – в промышленности, 64,4% ВВП – в сфере услуг. Германия по уровню индустриализации уступает лишь Японии, Ирландии и Португалии. Промышленность обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Германия является одной из ведущих стран мира и крупнейшей державой ЕС по уровню развития машиностроения (табл. 4). Отрасль машиностроения является основным работодателем в промышленной сфере. В ней занято свыше 1 млн. чел. Производительность труда в машиностроении составляет 70 тыс. долл. По масштабам развития машиностроения Германия практически в 2 раза опережает Италию, в 5 раз – Францию и в 6 раз – Великобританию. Вес страны в европейском машиностроении за последние десятилетия несколько уменьшился – с 42% в 90-х годах ХХ века до 38% в 2015 г.

На машиностроение приходится 13% всего производства обрабатывающей промышленности (в среднем по странам ЕС – 9%). Ассортимент продукции охватывает свыше 20 тысяч видов изделий. На экспорт поставляется около 68% продукции машиностроения. На ведущие 10 отраслей в 1995 г. приходилось 48% всей продукции отрасли, а в 2012 г. – уже 63%. Наиболее инновационными остаются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий вычислительной техники и электротехники. Автомобили производятся такими фирмами: «Volkswagen», «Audi», «Opel», «Mercedes-Benz», «BMW». Автомобилестроение Германии является важнейшим звеном мощного общеевропейского индустриального кластера.

Станки и промышленное оборудование – вторая по значению статья немецкого экспорта после автомобилей. Доля Германии в мировом станкостроении равна 18%. На экспорт направляется 3/5 продукции. Удельный вес станкостроения возрос с 3 до 6%. Более высокими темпами развивалась подшипниковая промышленность (с 5,6 до 8%). Важным сектором промышленности остается энергетическое машиностроение. Его доля в общей продукции отрасли колеблется в пределах 14-17%. Германия с таким крупным концерном, как «Siemens», занимает заметный сегмент глобального рынка турбин.

Около 83% машиностроительных фирм – это мелкие и средние предприятия с численностью менее 200 работающих. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Благодаря своей гибкости и технологической эффективности отрасль занимает ведущее место в мире. Лишь около 5,5% предприятий насчитывают свыше 500 работников. К этой группе крупных относятся фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их.

Длительный процесс консолидации отрасли сопровождался в Германии активными слияниями и поглощениями. В машиностроительную отрасль стали активно вовлекаться финансовые инвесторы, способствуя, таким образом, процессу консолидации. Мелкие компании со своими дополняющими производственными программами были вынуждены присоединяться к большим промышленным группам, таким как «MAG Powertrain» и «SchleifringGroup».

Машиностроительным компаниям присущи тесные связи вдоль всей цепочки добавленной стоимости. Такая особенность базируется на долговременной и надежной кооперации, на обмене технологиями и стандартами качества. Указанные меры способствуют сохранению стабильного сотрудничества в эпоху тотальной глобализации. Крупные компании демонстрируют большую заинтересованность в поддержке своих национальных поставщиков.

Страны Центральной и Восточной Европы (новые члены ЕС) стали частью цепочек добавленной стоимости германских машиностроительных компаний. Германские компании активно инвестировали средства в данный регион. Это позволяет, с одной стороны, использовать более низкие трудовые издержки для эффективной финальной сборки оборудования в самой Германии, а с другой – организовывать производство и финальную сборку на важных региональных рынках с целью более быстрого доступа туда германского оборудования.

В 90-х гг. ХХ века Германия проводила обновление в машиностроении за счет государственных средств. Этому способствовала налоговая политика. В эти годы до 90% прибыли промышленных корпораций отчислялось государству и аккумулировалось на специальных счетах для проведения реконструкции, модернизации и строительства новых, технологически совершенных предприятий. Каждое третье промышленное предприятие Германии является инновационным. На науку расходуется порядка 90 млрд. долл. (2015 г.) [6].

На высоком уровне находится система подготовки инженерных кадров. Передовым «локомотивом» Европы Германия является благодаря опережающей разработке и внедрению новейших технологий, благодаря уважительному отношению к труду инженеров и техников. При этом возможностей и шансов для достойной оплаты труда инженеров на юге значительно больше, чем на севере. Объясняется это тем, что основное производство сконцентрировано, прежде всего, на таких известных фирмах, как «Daimler», «BMW», «Porsche», «Bosch», «Liebherr», «Eisenmann» и др.

За последние годы в стране заметно повысился спрос на инженеров в сферах микроэлектроники и робототехники, строительства и автомобилестроения. Зарплата инженеров с опытом работы 2-3 года достигает в среднем 4 340 евро в месяц при 40-часовой рабочей неделе. Рядовой инженер в сфере информационных технологий (IT) с опытом работы до 2 лет может рассчитывать на зарплату около 40-60 тыс. евро в год. Ведущие IT-консультанты, например, в фирме «SAP», зарабатывают по 100 тыс. евро в год (без вычета налогов, страховок, пенсионных и пр. взносов), ведущие программисты и IT-инженеры – порядка 64 тыс. евро в год, руководители крупных IT-проектов получают до 133 тыс. евро в год

Наши рекомендации