Сущность и Цели Сертификации.

Основой является Федеральный закон по техническому регулированию. В нем определены основные понятия: Сертификация – форма осущ-го органа по сертификации, подтверждающее соответствия объекта требованиям технических регламентов, положения стандартов, сводов правил или условия договоров. Сертификация – это методическая и практическая деят-ть специально уполномоченного органа власти, направленная на определение, проверку и документальное подтверждение, действующих в квалифиционных требований персоналу, процессам, процедурам или изделиям. В общепринятой международной терминологии сертификация определяется как установление соответствия. Сертификация имеет цели: 1. Формирование необходимых условий для эффективной работы предприятия и предпринимателей в масштабах единого товарного рынка РФ, а также с целью участия в международном, экономическом, научно-технич. сотрудничестве и торговле. 2. Осуществление содействия потребителям при выборе конкретной продукции; 3. Осуществление содействия экспорту и росту конкурентоспособности выпускаемой продукции; 4. Защита потребителей от возможной недобросовестности производителей; 5. Осуществление контроля безопасности продукции по отношению к окружающей среде, жизни и здоровью потребителей; 6. подтверждение заявленных производителем показателей качества своей продукции, работы, услуг. По результатам сертификации выдается сертификат и разрешение на право применения знаков соответствия. Принципиальные положения сертификации:1. Обязательным является подбор критериев, на основании которых можно судить о том, что продукция отвечает интересам потребителей, требованиям законов страны-импортера, каким-либо возможностям производителей; 2. Обязательной является выбор одной из систем сертификации, отличающихся друг от друга; 3. Обязательными являются стабильность технологического процесса выпуска продукции, применение системы управлением качеством продукции, оценкой контроля ее использования; 4. Обязательным является независимость результатов испытаний и проведение всего комплекса работ по сертификации, при этом заявления производителей, о том, что их продукция отвечает требованиям стандарта в расчет не идет; В РФ сертификация осуществляется под непосредственным контролем Правительства РФ или правительственных организаций. Это позволяет решить следующие проблемы: Обеспечение необходимого уровня качества; Защита интересов потребителей; Безопасность; Охрана окружающей среды и экологическая безопасность; Охраны жизни и здоровья потребителей; Стимулирование национального производства продукции; Защита от искаженной и недостоверной информации и рекламы.

Основные Понятия Сертификации.

Сертификация представляет собой операцию, путем проведения которой третья сторона дает письменную гарантию в том, что сертифицируемые продукция, движение или услуга отвечают заданным запросам. Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы в целом. Система сертификации может быть классифицирована по: - объектам - территории распределения (федеральный, региональный, отраслевой) - способу оценки (пороговая, рейтинговая) Система регистрируется в Ростехрегулирование и делится на 2 вида: обязательная и добровольная. Добровольная – по показателю качества. Обязательная – по требованиям безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды. Обязательная осуществляется только по продукции, а добровольная на различных объектах (продукция, персонал и т.д.) Тур услуги подлежат только добровольной сертификации (ДС) Существует несколько систем ДС по правилам которой можно получить сертификат. Есть еще классификация гостиниц, которая является разновидностью сертификации. Наиболее популярной является государственная классификация гостиниц. Сертификация систем качества. Менеджмент качества (МК) – это скоординированная деятельность по руководству и управлению организации в области качества. На предприятии может быть разработана система менеджмента качества (СМК) и сертифицирована СМК. Порядок сертификации систем менеджмента качества (ССМК): 1) Организация работ подготовки и сертификации. 2) Анализ документов СМК 3) Подготовка к аудиту на месте. 4) Проведение аудита 5) Подготовка акта по результатам аудита и принятие решения о выдачи сертификата 6) Выдача сертификата 7) Инспекционный контроль Сертификат выдается добровольно сроком до 3-х лет. Система сертификации однородной продукции – это система сертификации, определенной группы продукции, в которой используются однотипные стандарты и правила. Центральный орган системы сертификации – это орган, находящийся во главе системы сертификации. Орган по сертификации – орган осуществляющий сертификацию соответствия продукции принятым требованиям. Исполнительная лаборатория - проводит испытания. Сертификат соответствия – это документ, который выдается на основании правил системы сертификации с целью подтверждения соответствия продукции принятым требованиям. Знак соответствия – это знак, зарегистрированный в установленном порядке, который на основании правил, установленных в определенной системе сертификации служит подтверждением соответствия сертифицируемой продукции, установленным требованиям. Аккредитация – это процедура, после проведения которой, уполномоченный в соответствии законодательными актами РФ орган официально признает возможность проведения испытательной лабораторией или органом по сертификации определенных работ в заявленной области, таких как: Проведение инспекционного контроля над соблюдением всех правил сертификации – систематическая проверка соответствия деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, правил системы сертификации; Инспекционный контроль над сертифицированной продукцией – контрольная оценка соответствия оцениваемой продукции установленным требованиям, подтвержденным в процессе сертификации; Заявитель – это предприятие, обратившееся с заявкой в установленной форме на проведение сертификации или аккредитации. Эксперт – лицо, аттестованное на право осуществления одного или нескольких видов работ в сфере сертификации. Способ сертификации – это установленная совокупность действий, юридически принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям. Идентификация продукции - это процедура, после проведения которой, устанавливается соответствие, представленное на сертификацию продукции требованиям, которые предъявляются к данному виду продукции в нормативной и технической документации и в информации о продукции.

Виды Сертификации.

Обязательная сертификация применяется для тех параметров качества продукции, которые касаются охраны окружающей среды, безопасности пользователя продукции. Непременная сертификация проводится в эпизодах, которые предусмотрены законодательными положениями РФ: законы, государственные стандарты (ГОСТ), межгосударственные и международные стандарты, различные санитарные нормы и правила (САНП), системы строительных норм и правил (СНИП), комплекс норм по безопасности, а так же различные документ, в которых на основании законодательства РФ, устанавливаются обязательные требования к производимой продукции. Порядок организации и проведения и саму сертификацию самого комплекса работ, необходимых для обязательной сертификации, осуществляет комитет РФ «по стандартизации, метрологии и сертификации». В отношении отдельных видов продукции организацию и проведение обязательной сертификации осуществляют иные государственные органы управления РФ. Перечень товаров, подлежащий обязательной сертификации, устанавливаются ГОСТом РФ и иными государственными органами управления в границах их компетенции. На представленные органы законодательными актами РФ возлагаются функции организации и проведения работ по обязательной сертификации. Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, пересматривается каждый год и обязательно расширяется. Добровольная сертификация применяется для тех параметров, которые призваны улучшать доверие между поставщиками и потребителями продукции и повысить ее конкурентоспособность. Реализуется по инициативе ЮЛ и ФЛ на основании договора между заявителем и органом сертификации. В этом случае при сертификации должно проводиться информирование всех заинтересованных предприятий (организаций и отдельных лиц) о существующих правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации. Соотношение добровольной и обязательной сертификации в России заметно отличается от других государств, где наличие сертификата непосредственно связано с обеспечением продаж продукции. Производители не поставляют свою продукцию на рынок без сертификата. В России сложилась такая ситуация, при которой широко распространена торговля не качественной продукцией, поэтому расширение перечня продукции (подлежащей сертификации в обязательном порядке) является приоритетной задачей в области государственного участия в управлении качеством.

17. Законодательная и нормативная база Сертификации.!

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается: - законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей»; - подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации; - Указами Президента и нормативными актами Правительства России (Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг», распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 1995 г. № 255-р «О программе демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации» и др.) Нормативно-методическая база сертификации включает: - совокупность нормативных документов, на соответствие требования которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований); - комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним). Основополагающим документом российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998 года и подписанный Президентом 31 июля 1998 года. В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые (за исключением рекомендаций) носят обязательный характер. Законодательные акты Российской Федерации. В соответствии с законами была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами. Подзаконные акты — постановления Правительства РФ. Они вводят в действие перечни продукции, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.). Основополагающие организационно-методические документы. Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней: документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации; документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем. Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, Система сертификации механических транспортных средств и пр. Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются: «Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрядного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр. Целью применения перечней является обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации. Перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию Российской Федерации. На основе перечней, установленных Правительством РФ, агентством Росстандарт совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация. С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали также Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов. Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Росстандарта, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.

18. Организационные основы сертификации.!

Полномочия по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ, распространяются на системы обязательной и добровольной сертификации. Государственная регистрация систем сертификации и знаков соответствия является исключительной компетенцией Госстандарта России. Порядок государственной регистрации, согласно Закону, устанавливается Госстандартом России. Цели государственной регистрации, объем полномочий регистрационного органа, характер и количество представляемых документов при регистрации систем обязательной и добровольной сертификации принципиально различаются. Системы обязательной сертификации создаются федеральными органами исполнительной власти при реализации решений законодательного органа о проведении обязательной сертификации. Исполнители работ в этих системах должны быть уполномочены или аккредитованы на право проведения соответствующих работ государственными органами. Некоторые из участников сертификации обладают контрольными и арбитражными функциями. В связи с этим Законом для них установлен разрешительный (лицензионный) порядок деятельности. Такой порядок требует всесторонней предварительной проверки и подтверждения компетентности определенными документами. Регистрация осуществляется после установления соответствия всем предъявляемым требованиям. «Система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе в соответствии с настоящим Законом. В систему сертификации могут входить предприятия, учреждения и организации независимо от их форм собственности, а также общественные объединения. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. Системы сертификации подлежат государственной регистрации в установленные Госстандартом России порядке.» (Ст. 5 «Закона о сертификации продукции и услуг»). 3.3. Схема сертификации Орган по сертификации продукции – ГОССТАНДАРТ РОССИИ «Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (далее Госстандарт России) в соответствии с настоящим Законом: · Формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывают официальную информацию о них · Проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ; · Опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации; · Готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации; · Представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации.» Организ. Структуру госю системы сертификации образуют: нац. Орган России по Сертификации; - органы по сертификации конкретн. Продукции; аккредитованные испытательные лабалатории (центры)4 –изготовители и поставщики продукции.!

19. Показатели, подтверждаемые при Сертификации.»

Показатели товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев: они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом установить соответствие продукции приложенной технической документации; отбираемые показатели должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию; могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции. Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации. Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.

20. Стандартизация, как нормативная база для Сертификации.! – аля 17 вопрос.!

Нормативная база сертификации: : государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила, т.е. утвержденные гос. стандартом документы, устанавливающие обязательные требования к продукции. Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существующим вопросам у большинства заинтересованных сторон, принятый (утвержденный) признанным органом (предприятием). В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории: международный стандарт, региональный стандарт, государственный стандарт РФ (ГОСТ Р), межгосударственный стандарт (ГОСТ), стандарт отрасли, стандарт общественного объединения, стандарт предприятия. Нормативно-методическая база сертификации включает: - совокупность нормативных документов, на соответствие требования которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (примерно 12 тысяч наименований); - комплекс организационно-методических документов, определяющих

правила и порядок проведения работ по сертификации (серия правил по сертификации и комментариев к ним).Основополагающим документом российской Федерации в области сертификации является Закон «О сертификации продукции и услуг» № 5151-1 от 10 июня 1993 г. В дополнение к нему принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», принятый Государственной Думой 2 июля 1998года и подписанный Президентом 31 июля 1998 года.

Понятие Лицензирования.

Согласно статье 2 Закона о лицензировании лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании. Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), акты субъектов Российской Федерации. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие Закона о лицензировании не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст. 1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и др.). К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности законодатель относит: соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. Основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования. Туристическая лицензия. В целях защиты прав и интересов туристов осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристической индустрии, сертификация туристического продукта. Порядок выдачи, условия действия, порядок приостановления и прекращения действия лицензии на осуществление туристической деятельности устанавливаются законодательством Российской Федерации. Данные о туроператорах и турагентах, получивших лицензии на осуществление туристической деятельности, вносятся в федеральный реестр туроператоров и турагентов. Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристического продукта, отрицательный результат сертификации туристического продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристической деятельности. В настоящее время лицензирование туристической деятельности регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) который обязывает все туристические фирмы получать лицензии. Причем если раньше, до принятия указанного выше закона, как туроператорам, так и турагентам выдавалась единая лицензия, то теперь турфирмы получают разные лицензии. К тому же, туристическая фирма или индивидуальный предприниматель, которые занимаются и туроператорской, и турагентской деятельностью должны получать две лицензии. Чем отличается турагент от туроператора. В повседневной практике иногда бывает очень трудно определить четкое различие между туроператором и турагентом, так как оба вида фирм могут решать сходные задачи. Тем не менее, основной задачей турагентов, является реализация туров, сформированных туроператорами, на условиях комиссионного вознаграждения, в то время как, туроператоры, занимаются комплектацией туристического продукта, состоящего не менее чем из трех услуг; размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Конечно, туристическая организация может быть одновременно и турагентом и туроператором. Например, фирма разрабатывает маршруты как туроператор, и продает их туристам и другим агентствам, в то же время, эта фирма, как турагент, приобретает туры у других фирм, и так же продает их туристам. О том, как и в какой срок можно получить туристические лицензии, сказано в положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности. Данные положения утверждены постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95

Наши рекомендации