Экономические функции семейных хозяйств
Экономические функции семейных хозяйств чрезвычайно многообразны, именно они и определяют роль домохозяйств и семьи в экономической жизни общества. Они затрагивают все важнейшие факторы деятельности общества и во многом определяют социально-экономические процессы, происходящие в нем.
В условиях рыночной экономики семья является основным звеном формирования и накопления человеческого капитала. Поэтому систему функций семьи можно рассмотреть на трех стадиях:
1) образование;
2) производство;
3) реализация «человеческого капитала».
На первой стадии происходит создание материальной базы семьи в процессе осуществления следующих функций: формирования и использования семейного бюджета, ведения домашнего хозяйства.
На второй стадии семья выполняет следующие функции: детородную, воспитательную, рекреационную. На этой стадии производится физическая основа «человеческого капитала», который развивается и одновременно происходит адаптация этого капитала к социально-экономической системе жизнедеятельности. Для производства человеческого капитала необходимы следующие факторы производства: материальные ресурсы, товары и услуги, а также сами производители – члены семьи.
На третьей стадии реализуются функции посредством различных способов предпринимательства и трудоустройства: индивидуальное участие членов семьи в рыночном хозяйстве, организация семейногобизнеса, корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве ведение домашнего хозяйства, получение и распределение доходов.
Функции семьи на всех стадиях формирования и функционирования «человеческого капитала» взаимосвязаны. Например, снижение детородной функции уменьшает трудовой потенциал семьи, ослабляет ее производственные функции и может отрицательно сказаться на воспитательной функции.
Все функции имеют целевую направленность на накопление и возмещение затрат, связанных с созданием «человеческого капитала» и развитием предпринимательского потенциала.
Основные функции семьи по формированию «человеческого капитала» следующие:
1. Детородная функция.Согласно современной западной экономической теории, дети являются экономическими благами. Обеспечивая своих родителей и родственников значительными выгодами, они выступают результатом постоянно развивающегося процесса производства, включающего в себя расходование ресурсов. С экономической точки зрения дети являются источником потребления и объектом инвестиций.
2. Функция социализацииозначает включение человека в общественную систему посредством образования, услуг в области здравоохранения, воспитания детей, культуры и т. д. при помощи государства. Это проявляется в многообразии социальных услуг предоставляемых населению в рыночной экономике. К таким услугам относятся: меры по трудоустройству, страхование по безработице, содействие получению образования, социальная помощь, охрана труда женщин и несовершеннолетних, пособие на детей, дотация на аренду жилья, пенсионное страхование, социальное жилищное строительство, страхование от несчастных случаев.
3. На современном этапе развития общества повышается значение рекреационной функции, поскольку человек, интенсивно работающий, прежде всего умственно, должен иметь больше возможностей для восстановления работоспособности, соединения со средой обитания. Слово «рекреация» латинского происхождения, означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Анализ расходов семей на досуг, путешествия, проведение свободного времени свидетельствует об их росте и соответственно изменении предпочтений индивида.
Немаловажными функциями семьи являются организация семейного бизнеса, индивидуальное участие членов семьи, а также корпоративные формы участия семьи в рыночном хозяйстве и другие.
Семейный бюджет
Создание нормальных условий для воспроизводства человеческого капитала требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета.
Семейный бюджет состоит из двух частей: доходы и расходы семей.
Доходы включают следующие статьи:
ü заработная плата;
ü предпринимательский доход;
ü доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды);
ü государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия, бесплатные услуги в области здравоохранения, образования);
ü доходы из прочих источников (наследство и т. д.). Расходы семейного бюджета состоят из следующих статей:
ü социальное страхование;
ü налоги;
ü одежда и обувь;
ü квартплата;
ü электричество;
ü мебель, бытовые приборы;
ü транспорт;
ü промышленные товары;
ü образование, развлечения;
ü досуг, путешествия;
ü добровольные пожертвования и взносы в общественные организации;
ü прочие расходы;
ü накопления (сбережения).
Среди доходов основной объем составляют заработная плата и предпринимательский доход, хотя они чрезвычайно разнятся по отдельным семьям. Как правило, именно эти статьи доходов определяют благополучие семьи.
ТЕМА 6. Фирма в системе рыночных отношений
ПЛАН
1.Сущность фирмы
2.Теории фирмы
3.Теория управления фирмой – менеджмент
4.Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности фирмы
Сущность фирмы
Основной структурной единицей рыночной экономики является фирма (предприятие).
Фирма–представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.
Есть ли различие между фирмой и предприятием? Если хозяйственное звено является юридическим лицом, то оно уже представляет собой объект хозяйственной деятельности, будь то фирма или предприятие.
Но вместе с тем в экономическом лексиконе часто термин фирмаиспользуется как обобщающее понятие.
Фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств.
Предприятие – однопрофильное, однотоварное производство.
Каждое предприятие стремиться предложить на рынке продукцию или услуги, удовлетворяющие спрос потребителя (население, предприятие, учреждение и пр.) наилучшим образом. Стремление к возможно полному удовлетворению потребностей – это практически единственная возможность максимизировать прибыль, выиграть в конкурентной борьбе у других производителей, завладеть большим сегментом рынка.
Таким образом, можем сделать следующий вывод. Любое предприятие имеет конечную цель – получить максимально возможную прибыль.
Предприятие можно классифицировать по различным признакам:
1. В зависимости от ассортимента выпускаемой продукции они делятся на:
- однопрофильные;
- многопрофильные.
2. В зависимости от количества занятых на производстве, а следовательно и размеров производственной деятельности, предприятия делятся на:
- мелкие (малые);
- средние;
- крупные.
С малым предпринимательством связывают новейшие для Украины системы франчайзинга (от franchise – льготный) и венчурного (рискованного) предпринимательства.
Франчайзинг – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере.
Венчурная фирма – это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для дальнейшего развития и завершения. Она также может финансировать и консультировать компании, обладающие этими новшествами. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя, низким издержкам.
Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма её ограничивает.
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.
Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
В-третьих, фирма – это совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки – трансакции.
Такой подход позволяет анализировать как рыночные, так и внутрифирменные экономические связи.
Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирм по организации производства, рациональному использованию факторов производства.
Рыночные (внешние) и внутрифирменные трансакции тесным образом связаны между собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирм, иначе можно было бы рассматривать национальную экономику как одну гигантскую фирму.
Таким образом, для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансакционными.
Теории фирмы
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются её цели и средства их достижения.
Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом дохода.
Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управление, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависит их жалование и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее, о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы собственники, менеджеры и акционеры.
Существует два пути роста:
1) внутренний, за счет концентрации производства и капитала;
2) внешний, который основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.
Внутренние источники роста:
а) нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производстве;
б) выпуск акций.
Внешние источники роста:
а) слияние, т.е. объединение двух и более компаний;
б) поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций;
в) заемные средства, взятые у банка.
Слияние и поглощение осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация – означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция – объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Теория множественности целей главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирм. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.
Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса ее действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения целей.
Различают 2 типа стратегий:
1) оборонительная;
2) наступательная.
Оборонительная стратегия – состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
Наступательная стратегия – активное обновление производства за счет инноваций, нововведений, освоения и заполнения рыночной ниши.
3. Теория управления фирмой – менеджмент
Основной формой управления фирмой является менеджмент.
Менеджмент (в пер. с англ. – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, наилучшего из возможных вариантов использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.
Менеджеры – это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли.
Становление менеджмента относится к началу ХХ века. Его основоположниками считаются американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор и француз Анри Файоль.
Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства.
Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить 4 управленческие функции:
1) выбор цели;
2) выбор средств;
3) подготовку средств;
4) контроль результатов.
По мнению А. Файоля, менеджер обязан:
1) предвидеть;
2) организовать;
3) распоряжаться;
4) согласовывать;
5) контролировать.
В современном менеджменте выделяют 4 функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
1.Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения.
2. Организация включает создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений для достижения поставленных целей.
3. Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.
4. Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.
Управление фирмой предполагает создание ее структуры.
Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов.
Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:
1) совет директоров;
2) президент, вице-президент и др. руководители;
3) функциональные штабы и службы;
4) исполнители.
В структуре менеджмента выделяют 3 составные части:
1) производственный менеджмент;
2) финансовый менеджмент;
3) рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.
Производственный менеджмент – это управленческая подсистема, занятая производством товаров в определенном количестве, данного качества, в установленные сроки при минимальных затратах.
Финансовый менеджмент – подсистема, которая обеспечивает формирование финансовых средств фирмы, максимизацию доходов и минимизацию затрат.
Рыночный менеджмент – маркетинг – это управление коммерческой деятельностью фирмы, ориентированной на рынок. Маркетинг отвечает за выбор рынков, методов и времени выхода на рынок, создание нового продукта, продвижение товара на рынок и политику цен.