СССР в 1964-1985 гг. Кризисные явления в стране и обществе
Ядро новой правящей элиты составили Л.И. Брежнев (первый, а с 1966 г. генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г., задуманная еще при Н.С. Хрущеве. Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. Вместе с тем предприятия получили некоторую независимость в хозяйственной деятельности (хозрасчет). В сельском хозяйстве были частично сняты ограничения по ведению личного подсобного хозяйства, увеличены ассигнования. Наметились увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, повышение роли сельскохозяйственной науки, увеличение закупочных цен. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Командная экономика осталась без изменений. Окончательно консервативные тенденции одержали верх после XXV съезда КПСС в марте 1976 г. Как значилось в официальных документах, с этого времени в СССР наступила “эпоха развитого социализма”, тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.
Необходимо отметить основные черты этого периода, который позже назвали “эпохой застоя”. Главными приоритетами в экономике оставались тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс (ВПК), а также освоение новых месторождений нефти и газа. Продажа сырья и энергоносителей развитым странам давала валютные средства, которые использовались для латания дыр в экономике. Это сдерживало проведение насущных реформ, направленных на интенсификацию производства за счет внедрения новых технологий. Страна не смогла эффективно решить проблемы модернизации хозяйства. В мире происходила новая технологическая революция, ускорившая переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на использовании кибернетики, микроэлектроники, информационных технологий. В новых условиях мирового развития огромное значение приобретали компьютеризация, рост наукоемких производств, ресурсо- и энергосберегающие технологии. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Но основной причиной отставания был кризис всей социалистической системы.
Характерной чертой этого периода считают усиление административной централизации экономики и рост бюрократического аппарата. Кризисные явления в народном хозяйстве особенно остро обозначились с конца 70-х годов. Несмотря на рост капиталовложений в сельское хозяйство, расширение прав колхозов, введение зарплаты колхозников и расширение приусадебных участков, принцип коллективного ведения хозяйства и несколько неурожайных лет привели к резкому снижению сельскохозяйственного производства. Советский Союз стал регулярно закупать зерно и другие продукты за границей. В 1979-1984 гг. закупалось в среднем по 40 млн т зерновых в год. Принятая в 1982 г. “Продовольственная программа” не дала практических результатов. Истощение сырьевой базы, неблагоприятная демографическая ситуация, физический износ оборудования, рост военных расходов, неразбериха в организации труда, отсутствие материальной заинтересованности привели к падению темпов производства, снижению отдачи от капиталовложений и уровня потребления.
Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости на 25 % и увеличение смертности на 15 % привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов (к началу 80-х годов в городах проживало 180 млн человек). Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита - номенклатура, которая превратилась в привилегированную касту. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение. Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.
Внешняя политика брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами - устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран - участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше, возглавляемое профсоюзом “Солидарность”; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х - первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.
В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко был совершенно больным человеком. Он руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие проявления коррупции в “семейных кругах” партийного аппарата. Андропов также предпринял попытки укрепить трудовую дисциплину на производстве. Были ужесточены санкции к нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 1983 г. все осталось по-прежнему.
Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. Начавшиеся переговоры СССР и США о ракетах средней дальности в Европе были прерваны 1 сентября 1983 г., когда советский истребитель сбил нарушивший границу южнокорейский пассажирский самолет “Боинг”. В ноябре того же года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 1985 г. М.С. Горбачева.