Двухсторонняя монополия на рынке ресурсов

Двухсторонняя монополия– это ситуация, когда на рынке имеется только один продавец (как при монополии) и один покупатель (как при монопсонии).

Под двусторонней монополией понимается такая ры­ночная структура, при которой единственный продавец и единственный покупатель осуществляют куплю-продажу ресурсов производства (для продавца — это готовая продукция).

При двусторонней монополии и покупатель, и продавец имеют возможности, вполне достаточные для контроля над цепами услуг ресурсов производства.

Случай двусторонней монополии изображен на рис. 8.6. Линия S — кривая предложения рабочей силы, указывающая на цену этого ресурса, которую нужно уплатить с целью привлечения некоторого объема услуг данного ресурса. Поскольку фирма, покупающая ресурс, является монопсонией, она будет стремиться установить цену на уровне wm, необходимом для вовлечения объема услуг ресурса, соответствующего пересечению кривой МIС с кривой МRР фирмы. Такое пересечение совершается в точке Е1; в которой фирма пожелает нанять Lм единиц услуг этого ресурса и предложит цену в размере wm денежных единиц за час услуг I ресурса, т. е. цену, необходимую, чтобы привлечь Lм единиц услуг ресурса.

Для максимизации прибыли монопольный продавец будет стараться установить такую цену, которая сыграет роль стимулятора в покупке объема услуг ресурса, соответству­ющего точке, где предельный доход от продажи услуг от реализуемого ресурса равен предельным издержкам на него. В этом случае цена, максимизирующая прибыль, будет соответствовать точке Е2, где МR = МС. В этой точке монополия постарается реализовать Lu единиц услуг ресурса. Чтобы вынудить нанимателя лимитировать покупку услуг ресурса данным объемом, монопольный продавец будет стремиться определить цену, равную wu.

Двухсторонняя монополия на рынке ресурсов - student2.ru Двухсторонняя монополия на рынке ресурсов - student2.ru

Рисунок 8.6. Двусторонняя монополия

.

Вполне очевидно, что на этом рынке отсутствует равнове­сие, ибо wu > wm и Lm < Lu. По этой причине сделка не состо­ится до тех пор, пока не состоится договоренность о цене. По-видимому, цена установится на уровне между wu и wm .

Чистая двусторонняя монополия наблюдается достаточ­но редко. Она имеет место, когда государственная моно­польная компания (например, по производству алкоголя) покупает про­дукцию у единственного продавца.

Двусторонняя монополия подобного типа часто наблю­дается в профессиональном спорте, где организация соб­ственников команд ведет переговоры с союзом игроков от­носительно оплаты и условий труда на период действия контракта между ними.

Влияние минимального уровня цен, устанавливаемого или профсоюзами, или государством на монопсонических рынках рабочей силы, существенно отличается от того, ко­торое существует на рынках в условиях конкуренции. При свободной конкуренции заработная плата выше уровня рав­новесия приведет к избытку предложения рабочей силы. Однако на монопсоническом рынке рабочей силы это на­блюдается редко (рис. 8.7.).

Двухсторонняя монополия на рынке ресурсов - student2.ru Двухсторонняя монополия на рынке ресурсов - student2.ru

Рисунок 8.7. Заработная плата, устанавливаемая профсоюзами и найм работников монопсонией.

Допустим, что все фирмы города создали ассоциацию на­нимателей и действуют как монопсония. Предположим, что рабочие не объединены в профсоюз. Монопосонистический картель находится в равновесии в точке Е1, где МRPL = МIСL. Кривая SL представляет предложение услуг рабочих. Картель нанимает, допустим, 5 тыс. рабочих часов в день и устанавливает рабочим заработную плату, равную 4 ден. ед. в час.

Теперь предположим, что рабочие создали профсоюз и переговоры с предпринимателями позволили повысить заработ­ную плату с 4 до 8 ден. ед. в час. В такой ситуации предприни­матели, как правило, сокращают численность нанимаемых работников. Но на монопсоническом рынке фирмы будут нанимать больше рабочей силы до тех пор, пока заработная плата, установленная профсоюзами, меньше 13 ден. ед. в час.

Фирмы могут нанимать любое количество рабочей силы при зарплате, установленной профсоюзом, до уровня 8 ден. в час. Если фирмы намерены нанять более 10 тыс. рабо­чих часов в день, они должны будут увеличить заработную плату, чтобы привлечь больше рабочей силы. Равновесие в таком случае установится в точке Е2, где МRPL сравняется с заработной платой, предлагаемой профсоюзом. Заработная плата, установленная профсоюзом, на которую монопсонистические фирмы влиять не могут, является для них вплоть до 10 тыс. часов найма в день также предельными издержка­ми на ресурсы труда. Соглашение с профсоюзом фирмы по­зволило бы увеличить занятость рабочей силы с 5 тыс. до 7тыс. часов вдень.

Установление любой заработной платы между 4 и 6 ден. ед. в час привело бы к росту занятости, поскольку монопсонистические фирмы хотят иметь МRPL, равный этой зарпла­те. Но любая заработная плата, установленная профсоюзом ниже 6 ден. ед. в час, вызвала бы уменьшение предложения работников, что позволило бы увеличить заработную плату до 6 ден.ед.

Эта модель может быть применима к минимуму заработ­ной платы, устанавливаемому государством. Считается, что при предложении на монопсонистическом рынке неквали­фицированной рабочей силы установление минимальной за­работной платы вызовет скорее увеличение, чем сокращение занятости. До тех пор пока государство будет устанавливать минимальную заработную плату ниже уровня, соответству­ющего точке, в которой МRPL = МIСL для монопсонистов, после установления минимума заработной платы они будут нанимать скорее большее, нежели меньшее число рабочих.

Тема 9. Мікроекономічна модель підприємства

Успешная деятельность предприятия предполагает, что его участники,

или члены, действуют в интересах предприятия, а значит

связаны с ним длительными устойчивыми взаимными обязательствами.

Для многих людей такие обязательства предусматривают

непосредственное членство в организации. Членство означает способность

участников принимать или участвовать в принятии решений

от имени организации. Членство подразумевает, что решения,

которые принимаются в организации, по крайней мере, не ведут

к ее разрушению из-за предоставления односторонних выгод отдельным

участникам. Поэтому одна из центральных проблем при

создании организаций состоит в том, чтобы лица, которые являются

или могут быть ее членами, вели себя ответственно по отношению

к ней, т.е. поддерживали ее статус ответственного лица —

ответственного поставщика, ответственного государственного учреждения

(действующего не в узких интересах чиновников, а в

интересах общества в целом).

Исторические факты свидетельствуют, что при создании организаций

всегда шел отбор среди потенциальных их участников путем

ограничений права на членство в организациях, связанных с

общественным статусом. Примерами могут служить имущественный

ценз, уровень образования и мастерства. Смысл этих ограничений

заключался в том, чтобы обеспечить ответственное участие их членов

в принятии решений от имени организаций в соответствии с

исполняемыми ими функциями в ней.

Публичная санкция на членство в организациях распространялась

не только на государственные и духовные органы, но и

на организации, автономные в смысле исполнения ими общественно

значимых функций, типа предприятий, фирм и подразделений

внутри них— цехов, участков, бригад, рабочих кружков

качества и т.п. и общественных организаций. Так, в государственную

власть допускались только лица из привилегированных

сословий, и именно причастность к власти открывала двери к

престижным видам экономической деятельности. В Англии и Голландии

участниками первых форм предпринимательской деятельности

— компаний заморской торговли, регламентированных компаний

были представители высшей аристократии и даже члены

королевской фамилии. Оптовая торговля находилась в руках именитого

купечества. Жесткие правила существовали для членства

в ремесленных цехах [2].

Права и обязанности участников фиксировались в договоре,

который находился под судебной защитой. Наличие такого договора

превращало созданное предприятие в полноценную компанию,

которая сама приобретала статус правомочного юридического

лица, способного от своего имени вступать в договорные отношения

с любыми заинтересованными сторонами. И если

первоначально правовая дееспособность подобного договора опиралась

на публично признанный сословный статус участников —

аристократии или именитого купечества, — то при дальнейшей

коммерциализации общества сами нормы контрактно-договорного

права стали основой хозяйственных отношений, обеспечив необходимый

уровень равноправия для всех участников, невзирая на

сословия, сделав последние историческим пережитком.

Институционализация, или, в более узком смысле, обретение

правовой самостоятельности органов регулирования профессиональной

деятельности, таких как советы гильдий и цехов, цеховые

и профессионально-сословные трибуналы, аудиторские комиссии

и т.д., членство в которых наделяло их участников ответственностью

за добросовестное исполнение ими своих обязанностей,

позволила передать соответствующие регулирующие функции органов

публичной власти в лице государственных учреждений этим

сословно-профессиональным организациям.

Проблема доступа к членству в организации — это проблема

ее защиты от навязывания интересов отдельных групп и слоев общества

в качестве целей деятельности организации в целом. Ее

решение заключается в поиске законных форм, дающих право отдельным

группам и лицам на участие в деятельности организа-

ции и установление границ принятия ими решений от имени

организации.

До тех пор, пока организация для своего развития способна основываться

на решениях узкого круга ее участников, членство в

ней опирается на жесткие правила отбора лиц, способных взаимно

контролировать друг друга, и на регулирование их отношений

с другимиучастниками посредством норм права. Но офаничения

на членство должны балансироваться более высокой ответственностью

членов — имущественной или статусной перед другими участниками

и обществом в целом.

Таким образом, проблема доступа в организации связана с социальной

стратификацией общества, в котором важные и престижные

функции явно или неявно закреплены за привилегированными

фуппами. При этом надо иметь в виду, что влияние групп на

организации может быть как положительным, так и отрицательным.

Если членство в организации опирается на их заинтересованность

в исполнении организацией ее функциональной роли, тогда

социальная ответственность участников группы перед самой

группой будет сдерживающим фактором от нанесения ущерба организации.

Но если для влиятельных лиц участие в организации —

это лишь способ достижения личных целей, которые маскируются

под исполнение организацией своих функций в обществе, тогда

это почти неизбежно обернется для организации потерей функциональности

и общественного лица.

Общество и органы, представляющие его интересы, обязаны

регулировать и контролировать доступ к участию в деятельности

организации, чтобы избежать появления дегенеративных и деструктивных

процессов в ее структуре. Прежде всего это касается

внутренних участников.

Предприниматель

Для того чтобы частные лица согласились своими вкладами участвовать

в создании фирмы, необходимо представить им привлекательный

и надежный план ее организации и деятельности, — то,

что теперь принято называть бизнес-планом. Предметом плана должна

быть предпринимательская идея, представляющая новый и

более эффективный способ использования имущественных активов.

Это может быть предложение об использовании рынков и ресурсов

заморских территорий, новых продуктах, способных привлечь

широкого покупателя, новой технологии, проекте технического

соЬружения, т.е. о любой возможности применения вложенных

средств, ожидаемые выгоды которого перевешивали бы связанный

с ними риск потерь. Таким образом, среди учредителей главную

роль ифает предпринимательский актив. Это может быть один человек

или фуппа энтузиастов, захваченных идеей нового начинания.

Это люди особой породы, необязательно состоятельные, но

способные увлечь своими идеями других, более пассивных, но владеющих

свободными средствами. Именно предприниматели становились

душой и мотором создаваемых первых компаний. Далеко не

все их начинания оказывались успешными. Но успехи победителей

в глазах состоятельной публики затмевали потери проигравших

и привлекали на этот путь новых энтузиастов.

В популярной экономической литературе предпринимателя часто

представляли в качестве гениального одиночки, преодолевающего

сопротивление общества, безжалостного к конкурентам и

наемным работникам. Это неверно. Такой человек, возможно, мог

бы стать изобретателем, художником, артистом, авантюристом и

флибустьером, т.е. там, где успех есть результат чисто индивидуальных

усилий. Но там, где возможно лишь добровольное участие либо

лиц одного сословия, либо, что уже ближе к современности, фаж-

дан, обладающих более или менее равными правами, вовлечение в

совместную деятельность может опираться лишь на благоприятные

ожидания этих лиц на участие в выгодах предприятия. Отметим,

что в средневековом английском языке добровольная совместная

деятельность типа предприятия обозначалась словом «adventure»,

которое в современном языке означает «приключение, авантюру»,

и, соответственно, «предприниматель» (фр. еп1ефгепеиг) именовался

«adventurist», что позднее стало означать «искатель приключений,

авантюрист». Предприятие и деятельность, с ним связанная,

воспринимались как проявления новизны и риска, привлекательность

которых оправдывалась ожидаемыми выгодами,

превышающими все, что можно было получить в традиционных и

привычных видах деятельности, в том числе и в коллективных. Важно

и то, что выгоды носили коммерческий характер. Они полагались

их получателям не по праву феодала на услуги и приношения от

зависимых лиц, а как результат выгодной торговой операции, в

которой они участвовали либо непосредственно как участники заморской

экспедиции, либо косвенно как лица, внесшие индивидуальный

имущественный вклад, составивший материальную основу

предприятия, и пропорционально внесенному вкладу.

Следует подчеркнуть, что неотъемлемым качеством предпринимателя

должна быть способность возбуждать у участников уверенные

ожидания сверхординарных выгод, толкающие их на принятие

риска возможных имущественных потерь. Эта способность

во многом сродни склонности к харизматическому лидерству, заставляющему

людей увлечься, поверить, присоединиться и пойти

за предпринимателем.

Конечно, одной лидерской харизмы недостаточно. Предприниматель

должен обладать действительно предпринимательской идеей,

т.е. обоснованным инновационным проектом. Обоснованным

в том смысле, что в обществе или экономике имеются материальные,

технологические и человеческие ресурсы для его реали-

зации. И инновационным в том смысле, что проект претендует на

более эффективное по количеству, качеству и разнообразию производимого

богатства использование этих ресурсов.

Предприниматель может быть одновременно и владельцем капитала,

который он превращает в активы или имущество предприятия,

создаваемого для реализации своей предпринимательской

идеи. Однако гораздо чаще ему приходится обращаться либо

к долговому финансированию, либо приглашать к участию в предприятии

компаньонов, делая их совладельцами и претендентами

на свою долю в результатах деятельности предприятия пропорционально

их доле в его капитале. Ясно, что чем масштабнее предпринимательский

проект, тем больше его реализация зависит от

способности предпринимателя убедить кредиторов и привлечь компаньонов.

Причем целями предлагаемого предприятия не обязательно

должны быть только коммерческие выгоды. Наиболее выдающиеся

примеры реализованных предпринимательских проектов оправдываются,

как правило, не экономическими результатами, а

общечеловеческими достижениями, ростом политического могущества,

прорывом к новым перспективам.

Например, открытие Америки в экономическом и финансовом

смысле было воспринято его участниками — теми, кто оплачивал

расходы на экспедиции Колумба, как фандиозная неудача. И лишь

феодальное сознание испанской знати, видевшей в территориальных

приобретениях под властью испанской короны одно из важнейших

проявлений роста могущества и богатства Испании, помогло

Колумбу отделаться только тюремным заключением. Те потоки

золота и серебра, обещаниями которых Колумб соблазнял

испанский двор, пошли в Испанию лишь спустя 40-50 лет, и затраты

испанской короны на экспедиции Колумба в узко экономическом

смысле нельзя считать оправдавшимися. Позднейшие коммерческие

выгоды эксплуатации золотых и серебряных рудников

в Америке явились результатом новых затрат, сделанных уже новыми

поколениями предпринимателей и их компаньонов. Если попытаться

оценивать целесообразность предприятия Колумба в терминах

современной концепции экономической эффективности, то

нельзя избежать вывода, что денег и материальных ресурсов на них

пошло неизмеримо больше, чем было привезено плодов американской

земли на вернувшихся кораблях.

Похожий предпринимательский проект был осуществлен в середине

XVn в. на этот раз в Северной Америке лордом Балтимором,

одним из немногих представителей высшей английской аристократии,

сохранивших верность католицизму. Лорд Балтимор снарядил

за свой счет несколько экспедиций в Северную Америку и

основал там колонию для расселения английских католиков, не

желавших смириться с религиозными преследованиями со стороны

протестантской власти. Экспедиции подорвали финансовое по-

102

ложение этого аристократа и впоследствии его потомки вынуждены

были переселиться в основанную им колонию. Теперь это штат

Мэриленд с главным городом Балтимор, названным в честь основателя,

который, правда, сам в нем никогда не был.

Общим для этих двух грандиозных предпринимательских проектов

было то, что их цивилизационное значение намного превысило

связанные с ними финансовые потери. А экономические результаты

достались последующим поколениям предпринимателей, для

которых Колумб и Балтимор открыли новое поле деятельности.

Этот небольшой экскурс в историю понадобился нам для того,

чтобы показать, что идея предпринимательства присуща всем эпохам

в развитии человечества, каждая из которых вырабатывала свои

типы ее носителей и формы реализации. Предприниматель — это

не изобретатель. Это субъект предпринимательской деятельности,

представляющей собой реализацию инновации, иначе говоря, новых,

более эффективных с точки зрения затрат и результатов, возможностей

использования ресурсов. Именно инновационный характер

предпринимательской деятельности позволяет предпринимателю

не только успешно притягивать свободные сбережения и

превращать их в капитал своего предприятия, но и отвлекать для

этих целей уже действующие капиталы из прежних производственных

комбинаций. Именно эту особенность предпринимательского

поведения имел в виду Й. Шумпетер, когда в числе прочих характерных

особенностей предпринимателя, отличающих его от других

участников экономического процесса, назвал его «(творческим

разрушителем» [2].


Рекомендованная литература

1. Гребенников П. И. Микроэкономика в цифрах: задачи и решения. – СПб, 1998. – 109 с.

2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. – М., 1996. – 496 с.

3. Задоя А. А., Петруня Ю. Є. Основи економічної теорії: Вправи для студентів: навчальний посібник. – К.: Знання, 1998. – 116 с.

4. Задоя А. А., Петруня Ю. Є. Основи економіки: учебное пособие для студентов экономических специальностей – К.: Вища школа –Знання, 1998.–478 с.

5. Карагодова О. О., Черваньов Д. М. Мікроекономіка: навчальний посібник. – К.: Четверта хвиля, 1997. – 204 с.

6. Кириленко В. І. Мікроекономіка: навчальний посібник для студентів економ. спец. вузів. – К.: Таксон, 1998. – 334 с.

7. Лисовицкий В. Н. Мікроекономіка: учебное пособие. 2-е издание, дополненное, доработанное – К.: ИСИНО НО України, НВФ Студцентр, 1997. – 160 с.

8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. – М.: Республика, 1992. – 400 с.

9. Мікроекономіка: Навчально-методичний комплекс у 3-х ч. / Укладено: Наливайко А. П. та ін. – К.: КДЕУ, 1997. – 267 с.

10. Мікроекономіка і макроекономіка: у 2-х ч. Підручник для студентів економ. спец. закладів освіти / за заг. ред. С. Будаговської. – К.: Основи, 1998. – 518 с.

11. Микроэкономика: (краткий курс лекций) / Межрегиональная академия управления персоналом: подготовил Тиговой Т. Н. – К.: МАУП, 1998. – 55 с.

12. Микроэкономика: учебник для вузов / Е. Б. Яковлева, М. А. Ланец, Н. В. Нещерет и др.; под ред. Е. Б. Яковлевой. –5-е изд. – М., СПб.: Поиск, 2002. – 335с.

13. Микроэкономика: учебное пособие / В. Д. Жидченко, П. Ф. Чубенко, Т. Л. Иванова и др.; под ред. Т. Л. Ивановой; Донецкая государственная академия управления. – Донецк: Алан, 2002. – 282 с.

14. Микроэкономика: учебное пособие для вузов / М. И. Плотницкий, А. К. Корольчук, Л. В. Лемешевская, М. К. Радько; под ред. М. И. Плотницкого. – Минск: Новое знание, 2002. – 426 с.

15. Микроэкономика в таблицах и графиках: учебник для вузов / Б. Прыкин, Т. Прыкина, Н. Эриашвили и др.; под ред. Б. Прыкина. – М.: Финансы: Юнити, 1999. – 503 с.

16. Микроэкономика. Экономическая история. История экономической мысли. Институциональная экономика: программы, тесты, задачи, решения: методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов / Государственный университет, высшая школа экономики; ред. – Гребнев Л. С. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 138 с.

17. Мікроекономіка. Опорний конспект лекцій / В. Базилевич, В. Лук'янов, Н. Писаренко, Н. Квіцинська; Міністерство освіти України. Київський державний торгово-економічний університет. – К.: Четверта хвиля, 1997. – 246 с.

19. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1998. – 572 с.

20. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред.: В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. – М.: Экономика. Дело, 1992. – 530 с.

21. Пода А. К., Вашків О. П., Куц Л. Л. Мікроекономіка. Збірник задач для студентів економічних спеціальностей: навчальний посібник. – К.:ІСДО, 1995. – 123 с.

22. Слухай С. В. Довідник базових термінів та понять з мікроекономіки. – Київ: Лібра, 1998. – 256 с.

23. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: "Дело ЛТД", 1993. – 864 с.

24. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т.: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992. – Т. 2. – 320 с.

25. Економічна теорія: у 2-х кн.: навчальний посібник / За ред. З. Г. Ватаманюка. – К.: Заповіт, 1997. – Кн. 2: Мікроекономіка. – 280 с.

26. Экономическая теория: общие основы и особенности России: учебное пособие / Московский государственный социальный университет; под ред. И. К. Ларионова. М: Дашков и К, 2001. – 602 с.

27. Экономическая теория: учебник / Под общей ред. В. И. Видяпина и др.; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. – М.: Инфра – М, 2002. – 713 с.

28. Економічна теорія: політекономія. Підручник / За ред. В. Д. Базилевича. – К.: Знання-Пресс, 2001. – 581 с.

29. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Под ред. И. П. Николаевой. – М.: Юнити, 2002. – 509 с.

30. Экономическая теория: учебник для вузов / В. Д. Камаев, М. А. Абрамова, Л. С. Александрова и др.; под ред. В. Д. Камаева. – 7-е изд., переработанное и дополненное – М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. – 637 с.

31. Экономическая теория: учебник для вузов / ред. Сумцова Н. В. , Орлова Л. Г. – М.: Юнити, 2000. – 655 с.

32. Экономическая теория: учебник для вузов / Афанасенко А. И., Белоусова Л. А., Демина М. П. И др. Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. – 3-е изд., дополненное и исправленное. – СПб.: Питер, 2000. – 544 с.

33. Экономическая теория: учебник для вузов: задачи, логические схемы. Методические материалы / Санкт-Петербургский институт экономики и финансов; под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб: Питер, 1999.–440с.

34. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / С. В. Мочерный, В. Н. Некрасов, В. Н. Овчинников, В. В. Секретарюк. – М.: Приор, 2000. – 415 с.

35. Экономическая теория: учебник для студентов вузов экономических специальностей / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: БГЭУ, 2002. – 743 с.

36. Экономическая теория: учебное пособие для студентов неэкономических специальностей вузов / В. Л. Клюня, И. В. Новикова, М. Л. Зеленкевич и др.; под общ. Ред. В. Л. Клюни, И. В. Новикова. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 397 с.

37. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / Под ред. В. М. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.

38. Экономическая теория в схемах и графиках: учебное пособие / Аникин А. А., Джаман М. А., Ерасова Е. А. и др. – СПб.: университет, 2000. – 73 с.

39. Экономическая теория: учебник / В. Я. Иохин. –М.: Юристъ, 2003.–848с.

40. Экономическая теория: учебник для студентов вузов / Бродская Т. Г., Бургонов О. В., Видяпин В. И. И др. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 714 с.

41. Экономическая теория. Элементарный курс / Бартенев С. А., Булыгина Н. Ю., Байдина О. С. И др. Под ред. С. А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002. – 303 с.

42. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов / Под ред. Ю. Ф. Симионова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

43. Ястремський О. І., Гриценко О. Г. Основи мікроекономіки: підручник. К.: Знання, 1998. – 674 с.

Наши рекомендации