Код элемента | Элементы содержания дисциплины (темы) | Студент должен знать... |
1.1.01 | Предмет и метод экономической теории | знать: предмет и функции экономической науки, её разделы, методы исследования, экономические законы |
Тесты | Ответы: *1.законы экономического развития; 2.бухгалтерский учёт; *3.механизм функционирования экономических систем; *4.экономическую политику государства; 5.экономическую статистику; 6.функционирование отраслей хозяйства. |
1. Что изучает экономическая теория |
2. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета эконом. теории: | 1.эффективное использование ресурсов; 2.максимальное удовлетворение потребностей; 3.редкость блага; *4.неограниченные производственные ресурсы |
3. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ: | 1.микроэкономический; 2позитивный 3.нормативный; *4.макроэкономический |
4.Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является: | 1.описательным; 2.гипотетическим; *3.индуктивным; 4.дедуктивным |
5. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения какого-либо процесса или явления называется: | 1.рациональный выбор; 2.контролируемый эксперимент; 3.маржинальный анализ; *3.абстракция. -маржинальный - |
6. Установите соответствие между понятием и его содержанием: 1. анализ; 2. синтез; 3. индукция; 4. дедукция. | 4. метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты; 1.мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях; 2.метод умозаключений, основанный на обобщении фактов; 3.мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает отдельные стороны явлений; |
7. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они… | 1. устанавливаются государством через практическую деятельность людей; 2. устанавливаются государством для регулирования экономики; *3. действуют независимо от воли и сознания людей; 4. создаются людьми и используются ими в практической деятельности. |
8. Среди основных функций экономической теории нельзя найти: | 1. познавательную; 2. практическую, или прагматическую; 3. методологическую; *4. эстетическую. |
9. Дедукция, или логический метод предполагает: | 1. предварительное изучение фактов; 2. мысленное разделение предмета на составные части; 3. соединение частей в единое целое; *4. переход от наиболее общих выводов к относительно частным. |
10.Позитивная экономика занимается: | 1.Определением имеющихся ресурсов; 2.Поисками путей выхода из кризиса; *3.Выявлением содержательной стороны экономических процессов и явлений, всесторонне взаимосвязанных между собой; 4.Принятием решений по тем или иным социально-экономическим вопросам. |
11.Каждому из приведённых ниже определений найдите соответствующее понятие(1-абстракция, 2-анализ, 3-синтез, 4-индукция, 5-дедукция, 6-экономическая модель, 7-нормативная экономика) | 1.Метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт; 2.Мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях; 3.Мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений; 4.Метод умозаключений, основанный на обобщении фактов; 5.Метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты; 6.Абстрактная структура, создающая упрощённую картину реальной действительности; 7.Экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика. |
12. Установите соответствие между отдельными функциями экономической теории и формой их проявления. 1.Познавательная; 2. Методологичес- кая; 3. Практическая. | 1. анализ развития экономики; - использование в производстве определённой технологии; 3. рекомендации правительству для проведения экономической политики; 2. разработка инструментария экономических исследований. |
1.1.02 | Этапы развития экономической теории | знать: периоды развития экономической науки, основные научные течения и вклад в развитие экономической теории |
Тесты | Ответы |
1.Установите соответствие между вкладом в развитие эк. теории и учёным его сделавшим. 1.Завершил монистический подход к системе, исходя из трудовой теории стоимости 2.Разработал теорию прибавочной стоимости 3.Разработал теорию монополистической конкуренции 4.Обосновал новые возможности решения проблемы внешних эффектов | 1.Д. Рикардо 2.К. Маркс -Ж.Б. Сэй 3. Э. Чемберлен 4. Р. Коуз |
2. Установите соответствие между вкладом в развитие эк. теории учёным, его сделавшим 1. Обоснована необходимость активного государственного вмешательства в экономику 2. Создана концепция "длинных волн конъюнктуры" 3. Выдвинута идея общего экономического равновесия 4. Разработана концепция предельной производительности | 4. Дж.Б.Кларк 2. Н.Д. Кондратьев 3. Л.М. Вальрас - А. Маршалл 1. Дж. М. Кейнс |
3.Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: | 3.Принцип дирижизма; 1.Принцип "невидимой руки"; 2.Принцип государственного регулирования |
3. Выберите из перечисленного основные направления австрийской школы полит. экономии | *1. Учение о ценности; 2. теория эластичности экономических процессов; *3. Теория субъективной ценности; 4. Теория стимулирующей роли инвестиций; *5. Теория предельной полезности. |
4. Согласно теории институционализма, экономический анализ должен включать проблемы: | *1. Социальные; *2. Политические; *3. Этические; *4. Правовые. |
5. Монетаристы считают, что обществу необходимо такое количество денег, которое соответствует: | *1.Номинальному объёму ВНП; 2. Объёму инвестиций; *3. Сумме потребительских расходов с учётом скорости оборота денег; 4. Уровню цен. |
1.1.03 | Потребности и ресурсы | Знать: определение блага, продукта, товара, ресурса, классификацию благ, потребностей и ресурсов. |
Тесты | Ответы |
1. Что из перечисленного является экономическим благом? | 1.Атмосферный воздух; *2.Овощи и фрукты; *3.Табак; 4.Всё перечисленное |
2. Что из перечисленного не является экономическим благом? | 1. Водопроводная вода; 2.Табак; *3.Атмосферный воздух; 4. Металлолом. |
3.Под экономическим благом экономисты подразумевают благо… | *1. которое является результатом хозяйственной деятельности; 2. потребность в котором превышает его наличие; 3. которое продаётся на рынке; 4. которое производится в рыночной экономике. |
4.Дополняющие экономические блага (коплементы) - это блага: | 1. Потребление которых падает с ростом доходов потребителей; *2. Которые удовлетворяют некоторую потребность только вместе с другими благами; 3. которые непосредственно удовлетворяют потребности; 4. Которые удовлетворяют потребности раздельно. |
5. Понятие ограниченности ресурсов относится… | 1. Только к природным ресурсам; *2. К любому экономическому благу; 3. Только к благам, созданным при помощи средств производства; 4. Только к социально значимым благам. |
6. В составе материальных потребностей учитывается потребность… | 1. В образовании; 2. В общении; 3. В самовыражении; *4. В досуге. |
7. Какие природные ресурсы являются базовыми? | *1.Природные; *2.Трудовые; *3.Материальные; 4.Финансовые; 5.Информационные. |
8. Какие экономические ресурсы невосполнимы? | 1.Лес; 2.Высококвалифицированная рабочая сила; *3. Природный газ; *4. Медь; *5. Уголь. |
9. Проблема "редкости" может быть решена, если… | 1. Будет решена проблема бедности во всём мире; 2. Будут открыты неисчерпаемые источники энергии; 3. Все страны мира станут постиндустриальным обществом; *4. Все ответы неверны. |
10. Укажите, что из перечисленного не имеет отношения к предмету экономической теории? | 1. Экономическое благо; *2.Неограниченные ресурсы; 3. Максимизация удовлетворения потребностей; 4. Эффективное использование ресурсов. |
11. В условиях товарного производства продукция выпускается с целью: | 1.Удовлетворения потребностей товаропроизводителя; 2.Безвозмездной передачи её другим; 3. Распределения между участниками производства; *4. Обмена на другие блага. |
12. Конкретный труд направлен на создание: | 1. Стоимости товара; *2. Потребительной стоимости товара; 3. Меновой стоимости товара; 4.Равновесной цены товара. |
13. Абстрактным трудом создаётся: | 1.Потребительная стоимость товара; *2.Стоимость товара; 3.Альтернативная стоимость; 4.Меновая стоимость. |
14. Не относится к первичным потребностям: | 1.Еда; 2.Одежда; *3.Образование; 4.Жильё. |
15. Основное свойство потребностей: | 1.Большое разнообразие; *2.Безграничность; 3.Исчерпаемость. |
16. Товар - это: | 1.Вещь, обладающая полезными качествами; 2.Предметы личного потребления; *3. Продукт труда, предназначенный для обмена. |
17. Одним из основных свойств факторов производства как групп ресурсов является… | 1.Количественная неограниченность; 2.Их полная взаимозаменяемость; 3.Неопределённость их как экономической категории; *4.Их взаимозаменяемость в некоторых пределах. |
1.1.04 | Общественное производство и экономические отношения. | Знать: типы общественного производства и воспроизводства, содержание экономических отношений в процессе общественного производства и показатели их характеризующие. |
Тесты | Ответы |
1. К общественному производству не относят: | 1. Банковскую деятельность; *2.Уборку квартиры; 3.Оптовую торговлю; *4.Приготовление еды дома. |
2. Под производством понимается… | *1.Процесс труда; 2.Решение вопроса "что производить"; *3.Процесс создания товаров и услуг; 4.Решение вопроса "для кого производить". |
3. Какое из следующих понятий представляет собой производительный экономический ресурс? | 1.Денежный капитал; *2.Средства производства; 3.Процент; 4.Прибыль. |
4.Предметом труда является… | 1.Продукт процесса производства; 2.Совокупность материальных ресурсов; *3.То, на что направлен человеческий труд, и из чего получается продукт труда; 4.Средство, с помощью которого производится продукт. |
5. Средства труда есть всё то… | 1.Из чего получается продукт труда; 2.На что направлен человеческий труд; *3.С помощью чего человек воздействует на предметы труда; 4.Чем обладает человек. |
6. Основные факторы производства - это… | 1.Земля, капитал и предпринимательство; 2.Собственность и труд; 3.Деньги и труд; *4.Труд, земля, капитал и предпринимательство. |
7. Какой вид дохода приносит собственнику фактор "труд"? | 1.Рента; 2.Предпринимательская прибыль; *3.Заработная плата; 4.Процент. |
8.Главной производительной силой являются… | 1.Предметы и средства труда; 2.Опыт и знания; *3.Люди; 4.Средства производства. |
9. Экономика эффективна, если в ней достигнута… | 1.Полная занятость трудоспособного населения; 2.Полная занятость остальных факторов производства; 3.Повышение степени удовлетворения потребностей за счёт экономического использования всех факторов производства; *4.Эффективное использование производственных факторов. |
10.Социальная эффективность общественного производства - это… | 1.Стоимость всех произведённых жизненных благ; 2.Стоимость всей произведённой продукции в расчёте на единицу затрат; *3.Соотношение объёмов социального и экономического эффектов; 4.Сумма прибыли, полученной от реализации всех товаров и услуг. |
1.1.05 | Производственные возможности общества и экономический выбор. | Знать: модель производственных возможностей и проблемы экономического выбора уметь: определять условия изменения производственных возможностей, альтернативную стоимость. |
Тесты | Ответы |
1.Когда экономисты говорят об ограниченности ресурсов, они подразумевают… | 1.Невозможность удовлетворения всех потребностей людей; 2.Нехватку денег, чтобы купить то, что нужно; 3.Недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потребностей; *4.Все ответы верны. |
2.Кривая производственных возможностей показывает… | 1.Количество товаров, которое хозяйство намерено производить; 2.Лучшую из возможных комбинаций выпуска двух товаров; *3.Альтернативную комбинацию выпуска двух товаров при наличии данного количества ресурсов; 4.Минимально возможные объёмы производства при полном использовании имеющихся ресурсов. |
3.Смещение кривой производственных возможностей вправо… | 1.Свидетельствует о сужении производственных возможностей; *2.Свидетельствует о расширении производственных возможностей; 3.Указывает на недостижимый объём производства; 4.Означает снижение эффективности производства. |
4.В экономической системе проблема редкости возникает тогда, когда… | 1.Одно благо встречается реже по сравнению с другим; 2.Блага ограничены в отношении потребности в них; 3.Блага ограничены по сравнению с условиями их потребления; *4.Всё перечисленное верно. |
5.Альтернативные издержки получения высшего образования это… | 1.Плата за обучение; 2.Расходы на питание и проживание; 3.Упущенный доход от трудовой деятельности; *4.Плата за обучение и упущенный доход от трудовой деятельности. |
6.Каждая точка кривой производственных возможностей характеризует… | 1.Минимальный объём выпуска продуктов; 2.Лучшие комбинации выпуска продуктов; *3.Альтернативные комбинации товара при заданном количестве ресурсов; 4.Максимальный объём выпуска продукции. |
7.Кривая производственных возможностей отражает… | 1.Увеличение вменённых издержек каждой последующей единицы продукции; *2.Динамику изменения величин производственных благ на основе их замещения; 3.Снижение стоимости единицы продукции; 4.Рост издержек производства. |
8.Если экономика располагает производственными возможностями, которые отражены в точках А, Б, С, то это означает, что… А | 1.Экономика использует не все ресурсы; 2.Ресурсы используются неэффективно; *3.Экономика достигла границ производства; 4.Экономические цели не отвечают возможностям. |
9.На основании данных модели производственных возможностей определите альтернативные издержки производства товара А, если экономика находится в точке D: | |
10.Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при.. | 1.Полном использовании трудовых ресурсов; *2.Полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной технологии; 3.Изменении количества применяемых ресурсов; 4.Изменении качества применяемых ресурсов; 5.Неполном использовании трудовых ресурсов. |
| | | |
1.1.06 | Экономические системы | Знать: основные черты экономических систем и моделей. |
Тесты | Ответы |
1.Для традиционной экономической системы характерно: | 1.Планомерное развитие экономики; *2.Универсальный характер труда и производства; 3.Разделение труда и социализация производства; 4.Открытость экономических связей. |
2.В чём заключаются особенности России в сравнении с другими странами с переходной экономикой? | 1.Широкое распространение кустарного производства; *2.Высокая доля военно-промышленного комплекса в народном хозяйстве; 3.Наличие свободных экономических зон; 4.Конкурентоспособность отраслей промышленности. |
3.Проблемы "что", "как", "для кого" производить могут иметь отношение… | 1.Только к обществу, где господствует административно-командная экономика; 2.Только к рыночной экономике; 3.Только к традиционной экономике; *4.К любому типу экономических систем. |
4.Когда экономические проблемы решаются частично рынком, частично правительством, то экономика… | 1.Административно-командная; 2.Рыночная; 3.Традиционная; *4.Смешанная. |
5.В административно-командной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, решают… | 1.Потребители; 2.Производители; *3.Государство; 4.Иностранные инвесторы. |
6.Какие черты не характерны для административно-командной системы? | 1.Дефицит потребительских товаров; *2.Конкуренция производителей; 3.Административные методы управления экономикой; 4.Государственное регулирование цен на товары. |
7.Какая из названных характеристик не относится к традиционной системе? | 1.Частная собственность; *2.Централизованное планирование; 3.Свобода частного предпринимательства; 4.Верность многовековым традициям. |
8.Установите соответствие экономических систем их характерным чертам: 1.Рыночная экономика; 2.Смешанная экономика; 3.Плановая экономика; 4.Традиционная экономика | 1.Рыночный механизм регулирования на уровне макроэкономики; 2.Вмешательство государства в экономику страны; 3.Полный контроль всех ресурсов со стороны государства; 4.Сильное влияние традиций. |
9.К преимуществу "чисто" рыночной экономики относят возможность… | 1.Обеспечения граждан общественными благами; 2.осуществления директивного планирования; *3.Обеспечения наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов; 4.Рыночной дифференциации доходов в обществе. |
10.Сущность административно-командной системы состоит в… | 1.Отсутствии дефицита и перепроизводства товаров; *2.В наличии директивного (централизованного) планирования; 3.Гибкой системе налогообложения и возможности получения кредита; 4.Возможности внешних финансовых вложений. |
11.Экономическую систему Швеции можно отнести к следующему типу экономики… | 1.Командно-административная; 2.Рыночная; *3.Смешанная; 4.Традиционная. |
1.1.07 | Собственность: формы и пути их преобразования | Знать: формы собственности, сущность и методы разгосударствления, приватизация. |
1.Собственность - это | 1.Отношение людей к вещам, закреплённое в юридических законах; 2.Отношения между общественными классами; *3.Отношения между людьми по поводу присвоения вещей; 4.Отношения человека к вещи. |
2.Собственность - это | 1.Имущество, которым владеет человек; 2.Имущественные права владельца; 3.Имущественные отношения между людьми; 4.Право владения имуществом. |
3.Основным содержанием понятия собственности для экономистов является… | 1.Пользование и распоряжение; 2.Владение и управление; *3.Получение дохода; 4.Присвоение. |
4.Право владения в отличие от права пользования в его классическом экономическом содержании выражает… | 1.Возможность отчуждения средств и результатов производства; *2.Процесс применения вещей в соответствии с их экономическим содержанием; 3.Возможность перехода вещи по наследству или по завещанию; 4.Процесс применения вещей в соответствии с их функциональным назначением. |
5.Объектом государственной собственности является… | *1.Производство благ стратегического назначения; 2.Потребление благ индивидуального назначения; *3.Производство общественных благ; 4.Производство товаров первой необходимости. |
6.Юридические отношения собственности - это… | 1.Право на имущество, находящееся в частной собственности; *2.Право владения, пользования и распоряжения имуществом; 3.Право получения дохода от собственности; 4.Право пользования имуществом. |
7.Формой общественной собственности является… | 1.Индивидуальная; *2.Общенародная; 3.Партнёрская; *4.Государственная. |