Подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2007 г

Структурная перестройка экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг требуют значительных инвестиций в обновление производственных мощностей, в запуск новых проектов, в освоение современных технологий управления. В странах с рыночной экономикой доминирующую долю таких инвестиций предоставляет частный сектор (как национальный, так и иностранный). Частные инвестиции отличаются значительно большей эффективностью, чем государственные. С частными инвестициями на предприятия приходят новые технологии, современные методы управления. Частные инвесторы более заинтересованы в повышении эффективности производства, снижения издержек, росте конкурентоспособности продукции.

В то же время частные инвестиции (как внутренние, так и даже в большей степени иностранные) чрезвычайно чувствительны к условиям инвестирования — стабильности и предсказуемости макроэкономической политики, уровню вмешательства государства в экономическую деятельность, степени гармонизации национальных стандартов с международными, простоте и понятности процедур согласования инвестиционных проектов, адекватности законодательства о защите инвестиций и т.д. Поэтому важнейшим направлением государственной социально-экономической политики в целом и инвестиционной политики в частности является создание максимально благоприяных условий для частных инвестиций.

Государство при этом должно не только проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, снижать вмешательство в экономическую деятельность и т.д., но и принимать меры, непосредственно стимулирующие инвестиционные проекты. Среди таких мер можно назвать как специфические меры налоговой политики — механизм ускоренной амортизации, упрощение возврата и возмещения НДС, так и меры, связанные с защитой инвестиций, в том числе иностранных, разработкой и принятием механизмов концессионных соглашений, частичным покрытием инвестиционных рисков, в особенности некоммерческих, и т.д.

Кроме мер в рамках всей экономики для стимулирования ускоренного роста объемов инвестиций необходимо также применять механизмы создания благоприятных условий осуществления инвестиционных проектов в рамках специальных режимов ведения предпринимательской деятельности, в частности, в особых экономических зонах.

В то же время при всех положительных качествах частных инвестиций они не в состоянии обеспечить всех потребностей экономики в инвестиционных ресурсах, причем не столько в силу недостаточности их объемов, сколько в силу того, что в экономике есть сферы, куда частному инвестору по тем или иным причинам инвестировать невыгодно. Это могут быть как инвестиционные проекты со слишком высоким сроком окупаемости (большинство инфраструктурных проектов), так и инвестиционные проекты в секторах, которые при всей их важности для национальной безопасности, социальной стабильности не привлекательны для частных инвестиций из-за высоких рисков, низкой нормы отдачи на вложенный капитал (например, АПК и ОПК).

В силу этих причин в любом государстве (даже с самой либеральной экономикой) частные инвестиции не являются полной заменой государственных инвестиций.

Тем важнее как можно более четко определить приоритеты государственных инвестиций не только в целях повышения их эффективности, но и в целях максимизации общественного эффекта.

Стратегические цели социально-экономического развития Российской Федерации были определены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году», Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу: удвоение к 2010 г. валового внутреннего продукта, повышение уровня жизни и благосостояния населения на основе стабильного функционирования и развития бюджетной системы, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе на основе достижения устойчиво высоких темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики. В качестве ключевого направления, обеспечивающего активизацию источников роста и конкурентоспособность страны, выбран сценарий ускоренной диверсификации структуры экономики, предусматривающий опережающее развитие высокотехнологичных перерабатывающих секторов, сферы услуг, формирование государственной поддержки инновационной деятельности.

В целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций формирование и реализация федеральных целевых программ в ближайшие годы будет базироваться на следующих основных принципах:

• оптимизация государственных обязательств: отказ от финансирования инвестиционных проектов, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;

• обеспечение баланса инвестиционных обязательств государства с его инвестиционно-финансовыми возможностями;

• планирование инвестиционных обязательств федерального бюджета в соответствии с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, включение в федеральные целевые программы объектов, строительство и модернизация которых имеет федеральное значение и входит в функции федерального правительства;

• обеспечение максимальной социально-экономической эффективности инвестиционных расходов федерального бюджета, реализация в первую очередь инвестиционных проектов федеральных целевых программ;

• открытость, прозрачность и адресность принимаемых решений о реализации инвестиционных проектов;

• государственная поддержка проектов на условиях их софинансирования другими инвесторами в установленных объемах;

• введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;

• законодательное закрепление основных процедур формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

В контексте необходимости достижения намеченных стратегических целей политика государственного инвестирования должна быть ориентирована на содействие диверсификации экономики, прямую поддержку развития тех ее секторов, которые способны стать «катализатором» ускорения развития всех сфер экономики, обеспечить инновационную направленность, рост эффективности производства и производительности труда, повышение конкурентоспособности «человеческого» капитала.

В связи с этим приоритетными направлениями государственного инвестирования становятся:

• модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);

• модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;

• инвестирование в объекты социальной инфраструктуры федерального значения, в том числе в науку, образование и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение, с целью обеспечения конкурентоспособности «человеческого капитала»;

• адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации;

• инвестирование в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости;

• формирование и развитие технологической базы секторов «новой экономики», в первую очередь науки, что должно обеспечить завершение формирования системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;

• осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности.

Наши рекомендации