РАЗДЕЛ 1. Общая теория статистики
Тема 1.1. Предмет, задачи. Основные категории и понятия теории статистики
Понятие о статистике как науке. Возникновение учета и статистики. Предмет статистической науки. Место статистики в системе наук. Метод статистики. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей. Границы статистического познания. Разделы статистики. Связь общей теории статистики с социально-экономической и отраслевыми статистиками. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признак, вариация, статистический показатель, система показателей. Современная организация и задачи статистики Российской Федерации. Задачи перехода на международную практику статистики. Международные органы статистики.
Лекционное занятие ( 2 часа)
1. Понятие о статистике как науке.
2. Основные категории и понятия статистики: статистическая совокупность, единица совокупности, признак, вариация, статистический показатель, система показателей.
3. Современная организация и задачи статистики Российской Федерации.
Семинарское занятие (2 часа)
Тема: Связь общей теории статистики с социально-экономической и отраслевыми статистиками.
Доклад (темы):
1. Возникновение учета и статистики.
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет статистической науки.
2. Место статистики в системе наук.
3. Метод статистики.
4. Границы статистического познания.
5. Разделы статистики.
6. Задачи перехода на международную практику статистики.
7. Международные органы статистики.
Самостоятельное изучение (4 часа)
1. Закон больших чисел и его роль в изучении статистических закономерностей.
Тема 1.2. Статистическое наблюдение
Понятие и основные этапы статистического исследования. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Объект наблюдения, единица наблюдения. Организационные формы и виды статистического наблюдения. План статистического наблюдения и его составные части. Программа статистического наблюдения. Статистические формуляры и принципы их разработки. Проблемы организации статистического наблюдения в современных условиях и его роль в информационном обеспечении заинтересованных пользователей.
Лекционное занятие ( 2 часа)
1. Понятие и основные этапы статистического исследования.
2. Организационные формы и виды статистического наблюдения.
3. План статистического наблюдения и его составные части.
Семинарское занятие ( 2 часа)
Тема: Методология организации статистического наблюдения в различных отраслях экономики.
Доклад (темы):
1. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования.
Вопросы для обсуждения:
1. Объект наблюдения.
2. Единица наблюдения.
3. Программа статистического наблюдения.
4. Проблемы организации статистического наблюдения в современных условиях и его роль в информационном обеспечении заинтересованных пользователей.
Выполните задания:
1. Даны данные об уровне квалификации работников цеха:
Разряд | ||||||
Количество работников |
а) Укажите количественное значение этой статистической совокупности
б) Что является статистическим показателем?
в) Чем определяется вариативность признака?
г) Определите характер изучаемого признака статистической совокупности
д) Дайте полное название ряда вариации
2. Даны виды признаков. Укажите вид каждого признака (количественный или атрибутивный)
а) возраст работника предприятия
б) стаж работы
в) пол
г) профессия
д) квалификационный разряд
3. Охарактеризуйте способы получения первичной информации:
а) перепись населения;
б) учет естественного движения населения;
в) учет выпускаемой продукции на заводе;
г) бухгалтерская отчетность.
4. Проводятся следующие виды статистического наблюдения:
а) регистрация рождений и смертей;
б) учет детей, поступающих в первый класс средней школы;
в) учет выпускников школ, лицеев, колледжей, ПТУ, техникумов, вузов;
г) переоценка основных фондов;
д) учет продукции, выпущенной промышленным предприятием;
е) переписи населения;
ж) опросы общественного мнения. Определите, каким способом может быть организован сбор сведений?
5. Какие признаки следует регистрировать при проведении:
а) обследования работы городского транспорта в целях изучения роли различных видов в перевозках пассажиров;
б) обследования продовольственных магазинов для определения обеспеченности населения магазинами;
в) обследования промышленных предприятий для изучения текучести рабочей силы;
г) выборочного обследования студентов для изучения бюджета времени-
6. Были проведены следующие виды статистического наблюдения:
а) перепись основных фондов России;
б) изучение спроса покупателей в супермаркете;
в) редакция газеты, желая выяснить мнение своих читателей, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и вернуть в редакцию;
г) обследование бюджета времени рабочих, служащих и работающих в сельском хозяйстве за март 1998 г., проведенное Госкомстатом России.
Определите, к какому видунаблюдения по степени охвата объекта
относятся перечисленные виды.
7. Сформулируйте определения объекта наблюдения:
а) переписи школ;
б) переписи больниц;
в) переписи научных учреждений;
г) единовременного учета специалистов с высшим образованием;
д) переписи жилищного фонда;
е) переписи скота;
ж) переписи плодовых насаждений;
з) переписи предприятий текстильной промышленности.
8. Предполагается организация статистического обследования выпускников ФА. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать? Сформулируйте вопросы для включения их в бланк наблюдения.
9. Сформулируйте объект, цель наблюдения и разработайте программы проведения наблюдения;
а) обследования детских садов;
б) выборочного обследования кинозрителей;
в) выборочного обследования выпускников средних школпонаправлениям дальнейшей учебы или работы.
10. Для изучения взаимозависимости успеваемости студентов, окончивших I курс институтов ФА от пола, возраста, успеваемости в средней школе и оценок при поступлении в вуз решено провести специальное статистическое обследование на 1.09.1997г. Для этого сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статистического бланка, а также краткую инструкцию его заполнения. Какого вида и способа будет это наблюдение?
11. Для обследования недельного бюджета времени студента вуза разработайте опросный бланк в целях изучения затрат времени. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений. Составьте инструкцию о порядке проведения обследования и заполнения формуляра наблюдения.
12. Какие виды наблюдений и какими способами целесообразно проводить для:
а) изучения профессионального состава работников, занятых в промышленности;
б) обследования семейных бюджетов рабочих, служащих и колхозников;
в) изучения бюджета времени городского и сельского населения;
г) обследования пассажиропотоков на городском транспорте;
д) изучения качества обслуживания населения предприятиямисвязи подоставке газет и журналов;
е) изучения общественного мнения об актуальности публикаций различных журналов;
ж) обследования жилищных условий студентов, живущих в общежитии.
13. В производственном цехе необходимо провести ряд мероприятий по повышению производительности труда
а) составьте примерный план организации проведения (цель, объект наблюдения, субъект наблюдения, время наблюдения, подготовка кадров, составление и размножение документов, разъяснительная работа и т.п.);
б) укажите, каким образом будет осуществляться регистрация данных;
в) какой вид статистического наблюдения вы применили?
Самостоятельное изучение ( 4 часа)
1. Статистические формуляры и принципы их разработки.
Тема 3. Сводка и группировка статистических данных
Сводка - второй этап статистического исследования. Основное содержание сводки и ее задачи. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации. Использование результатов сводки для решения аналитических задач. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании. Виды группировок. Выбор группировочных признаков, определение числа групп. Вторичная группировка данных. Классификация как разновидность группировок в статистике. Статистическая таблица и ее элементы. Принципы построения и виды статистических таблиц. Разработка сказуемого статистической таблицы.
Лекционное занятие ( 2 часа)
1. Основное содержание сводки и ее задачи.
2. Виды группировок.
3. Принципы построения и виды статистических таблиц.
4. Разработка сказуемого статистической таблицы.
Семинарское занятие ( 2 часа )
Тема: Способы сводки и группировки статистических данных.
Доклад (темы):
Использование результатов сводки для решения аналитических задач.
Вопросы для обсуждения:
1. Сводка - второй этап статистического исследования.
2. Проблемы агрегирования и обеспечения однородности статистической информации.
3. Задачи группировок и их значение в статистическом исследовании.
4. Выбор группировочных признаков, определение числа групп.
5. Вторичная группировка данных.
6. Классификация как разновидность группировок в статистике.
7. Статистическая таблица и ее элементы.
Выполните задания:
1. Какими признаками группировки (дискретными или непрерывными) являются: заработная плата работающих; численность работников фермерских хозяйств; число вкладов населений в учреждениях сберегательного банка; добавленная стоимость; число мест в кинотеатре; численность населения страны; размер обуви; разряд сложности работы?
2. К каким группировочным признакам – количественным или атрибутивным – относятся:
а) прибыль предприятия; б) пол человека; в) национальность; г) возраст человека; д) посевная площадь сельскохозяйственной культуры; е) заработная плата рабочего; ж) образование (незаконченное среднее, среднее, высшее)?
3. Представьте приведенные данные о тарифном разряде рабочих завода в виде ряда распределения. Определите, какой признак положен в основу ряда распределения.
Постройте интервальный ряд распределения и изобразите его графически.
4. Численность персонала предприятий города характеризуется следующими данными:
180 129 174 96 47 82 96 92
94 42 97 160 122 134 77 148
120 80 87 121 110 70 61 136
48 67 44 58 117 82 58 64
184 95 101 125 84 97 112 145
150 45 67 131 110 85 90 162
140 184 44 200 228 120 71 82
Постройте интервальный вариационный ряд, выделив 6 групп.
5. Имеются данные о распределении процентных ставок, коммерческих банков по величине предоставляемых кредитов.
№ п\п | Процентная ставка, % | Кредиты, млн. руб. | № п\п | Процентная ставка, % | Кредиты, млн. руб. |
1. | 20,4 | 13,6 | 9. | 14,6 | 25,5 |
2. | 18,1 | 22,3 | 10. | 17,5 | 12,2 |
3. | 13,2 | 27,5 | 11. | 22,4 | 12,1 |
4. | 11,0 | 13,5 | 12. | 26,0 | 26,6 |
5. | 18,5 | 11,6 | 13. | 13,9 | 26,3 |
6. | 17,3 | 8,6 | 14. | 12,3 | 5,2 |
7. | 19,6 | 2,5 | 15. | 12,2 | 24,0 |
8. | 23,6 | 7,6 |
а) Проведите группировку банков по величине процентной ставки, образовав 5 групп. Подсчитайте по каждой группе число банков и объем кредитов.
б) Произведите группировку банков по объему кредитов, образовав 5 групп.
в) Составьте корреляционную таблицу по этим группировкам.
6. Имеются следующие данные о совокупном доходе за месяц и численности членов семей:
№ п/п | Численность семьи, чел. | Совокупный доход семьи, руб. в месяц | № п/п | Численность семьи, чел. | Совокупный доход семьи, руб. в месяц | № п/п | Численность семьи, чел. | Совокупный доход семьи, руб. в месяц |
1. | 21. | 41. | ||||||
2. | 22. | 42. | ||||||
3. | 23. | 43. | ||||||
4. | 24. | 44. | ||||||
5. | 25. | 45. | ||||||
6. | 26. | 46, | ||||||
7. | 27. | 47- | ||||||
8. | 28. | 48. | ||||||
9. | 29. | 49. | ||||||
10. | 30. | 50. | ||||||
11. | 31. | 51. | ||||||
12. | 32. | 52. | ||||||
13. | 33. | 53, | ||||||
14. | 34. | 54. | ||||||
15. | 35. | 55. | ||||||
16. | 36. | 56. | ||||||
17. | 37. | 57. | ||||||
18. | 38. | 58. | ||||||
19. | 39. | 59. | ||||||
20. | 40. | 60. | 5:900 |
Постройте ряд распределения семей: а) по величине дохода на одну семью; б) по размеру дохода на одного члена семьи; в) по численности семьи;
Проведите аналитическую группировку для выявления зависимости среднедушевого дохода от численности семьи.
7. Укажите, к какому виду по познавательным задачам относится приведенная ниже группировка (данные Российского статистического ежегодника, 1996 г.).
численность учащихся и учителей в общеобразовательных школах (на начало учебного года тысяч человек):
1979/71 | 1980/81 | 1990/91 | 1994/95 | |
Численность учащихся в общеобразовательных школах | ||||
Их них: в дневных общеобразовательных школах | 1979/71 | 1980/81 | 1990/91 | 1994/95 |
в вечерних (сменных), включая заочные | ||||
Численность учителей |
Самостоятельное изучение ( 4 часа)
1. Основные направления совершенствования способов сводки и группировки статистических данных.
Тема 4. Абсолютные и относительные величины
Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот. Моментные и интервальные показатели. Относительные величины, их виды и способы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.
Лекционное занятие (2 часа)
1. Абсолютные величины как непосредственный результат статистической сводки.
2. Относительные величины, их виды и способы выражения.
Семинарское занятие ( 2 часа )
Тема: Основные принципы и правила использования абсолютных и относительных величин в экономическом анализе
Доклад (темы):
Вопросы для обсуждения:
1. Значение абсолютных и относительных величин для статистического анализа данных.
2. Методы преобразования абсолютных величин из частных в сводные и наоборот.
3. Моментные и интервальные показатели.
Выполните задания:
Задача 1. Установите соответствие между видами относительных величин в следующем порядке:
1) относительная величина координации;
2) относительная величина интенсивности;
3) относительная величина структуры;
4) относительная величина уровня экономического развития;
а) потребление продуктов питания в расчёте на душу населения;
б) доля безработных в общей численности экономически активного населения;
в) число родившихся на 1000 человек населения;
г) соотношение численности мужчин и женщин в регионе.
Задача 2. Объединение выполнило план производства на 104%. По сравнению с прошлым годом прирост выпуска продукции по объединению составил 7%. Определите, какой прирост продукции по сравнению с прошлым годом был предусмотрен планом по объединению.
Задача 3. По цеху ширпотреба предприятия в текущем году предусматривалось планом увеличение выпуска изделий:
- Детских велосипедов - на 9%;
- Санок - на 8%;
- Садового инвентаря - на 6%.
Фактически в текущем году по сравнению с базисным годом было выпущено велосипедов в 2,1 раза больше, санок – на 5% меньше, а садового инвентаря – в 1,5 раза больше. Определите, какова степень выполнения плана в отчетном году по выпуску изделий каждого вида.
Задача 4. В отчетном периоде планировалось снизить себестоимость единицы изделия на 1020 руб., при уровне базисного – 6025 руб. фактически в текущем году себестоимость единицы изделия составила 4900 руб. Определите процент выполнения плана по снижению себестоимости.
Задача 5. Плановый прирост выпуска продукции в текущем году по отрасли должен был составить 6,7%. Определите степень выполнения плана отраслью по данному виду продукции в отчетном году, если фактический прирост выпуска продукции по сравнению с базисным годом составил 9,2%.
Задача 6. Затраты труда на производство единицы изделия планировалось снизить на 7% по трем цехам предприятия, а фактически снижение произошло на 5%. Определите степень выполнения плана по снижению трудоемкости.
Задача 7. Фактическое снижение себестоимости товарной продукции по заводу составило в отчетном году 9,9%. Планом на данный период предусматривалось снижение себестоимости на 7,1%. Себестоимость всей товарной продукции по предприятию составила в текущем году 68 980 млн. руб. Определите величину плановой и фактической себестоимости товарной продукции в отчетном периоде и степень выполнения плана по снижению себестоимости.
Задача 8. По данным о распределении численности занятого населения по секторам экономики в 1997 г. определите долю занятых в каждом из них. Проанализируйте с помощью относительных величин координации соотношение численности населения, занятого на предприятиях, в организациях государственного сектора и прочих секторов экономики.
Распределение численности занятого населения по секторам экономики России в 1997 г | млн. человек |
Всего занято в экономике в том числе: на предприятиях и в организациях государственного сектора в частном секторе в общественных организациях и фондах на совместных предприятиях на предприятиях со смешанной формой собственности | 64,6 25,9 25,8 0,4 0,7 11,8 |
Задача 9. По данным о численности трудовых ресурсов и занятости населения РФ с 1970 по 1993 гг.
а) рассчитайте относительные величины динамики с постоянной и переменной базой сравнения;
б) с помощью относительных величин динамики проанализируйте изменение во времени численности трудовых ресурсов и их составных частей;
в) рассчитайте относительные величины структуры численности трудовых ресурсов и проследите в динамике структурные сдвиги в составе трудовых ресурсов.
Трудовые ресурсы Российской Федерации (млн. чел.) | ||||||||
Всего в том числе: занятое население учащиеся лица в трудоспособном возрасте, незанятые в экономике | 75,4 62,6 5,4 7,4 | 81,4 68,0 6,5 6,9 | 86,1 73,3 6,6 6,2 | 86,4 74,9 5,8 5,7 | 86,5 75,3 5,6 5,6 | 86,3 75,8 5,6 6,9 | 83,1 72,0 5,6 8,5 | 86,2 70,9 5,2 10,1 |
Задача 10. По данным о численности экономически активного населения в России рассчитайте относительные величины структуры и координации.
Сделайте экономические выводы.
Численность экономически активного населения России в 1997 г. | Тыс. чел. |
Всего Мужчины Женщины Из общей численности экономически активного населения Занятые – всего Мужчины Женщины Безработные – всего Мужчины Женщины в том числе имеют официальный статус в службе занятости всего мужчины женщины из них получаютпособия по безработице –всего мужчины женщины |
Самостоятельное изучение ( 4 часа)
1. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин.