Социально-экономическая политика в 1950е – 1960е гг

К 50-м годам в советской экономике накопился целый ряд проблем, которые предлагалось решить путем реформ. Однако тогда политическое руководство страны не подвергало сомнению принципы командно-административной системы. Целью было только сгладить ее крайние проявления:

- отсутствие материального стимулирования трудящихся

- отставание во внедрении научно-технических достижений.

По-прежнему господствовало неприятие рынка, товарно-денежных отношений, а преимущества социализма рассматривались как нечто, способное само по себе обеспечить развитие и процветание.

На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. В 1953 г. Хрущев выступил с серией важных для того времени предложений по развитию сельского хозяйства:

· увеличить закупочные цены на сельхозпродукцию,

· ввести авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д.

· начать освоение целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития.

В 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением закупочных цен на мясо, что привело к увеличению и розничных цен. В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Эту проблему решили за счёт закупок зерна в США, к которым стали прибегать ежегодно.

Начавшаяся в мире в середине XX века научно-техническая революция (НТР) практически не затронула народное хозяйство СССР. К началу 60-х годов удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом составлял в промышленности 40%, а в сельском хозяйстве 75%.

В 1957 г. предпринимается реформа управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, заменялись территориальными управлениями - советами народного хозяйства.

Путём децентрализации управления экономикой предполагалось изменить экономическую ситуацию в стране: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге - ускорить экономическое развитие. Организация совнархозов дала некоторый положительный эффект. Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло.

Экономическая реформа 1965 года:

В ходе преобразований планировалось преодолеть следующие негативные черты советской экономики: малая отдача капиталовложений; низкая производительность труда, отстававшая от роста зарплаты; недостаток рабочей силы, связанный с экстенсивным типом развития экономики, отказом от внедрения достижений НТР; плохое качество товаров и их недостаточный ассортимент.

Параллельно с преобразованиями в с/х сфере стала реализовываться реформа в промышленности:

- изменение системы плановых и отчётности предприятий;

- расширение сферы их самостоятельности;

- усиление материальной заинтересованности рабочих в результатах их труда.

- эффективность работы предприятия должна была определиться количеством не произведённой, а реализованной продукции.

Первоначально предоставленная самостоятельность и переход на хозрасчёт постепенно ликвидировались, исчезнув в первой половине 70-х гг. Такая ситуация была связана с тем, что экономическая реформа не затрагивала основ политического строя.

Советская экономика продолжала развиваться по экстенсивному пути. Особенно это сказалось с начала 70-х гг., когда, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой на мировом рынке (повышение цен на нефть), страна стала получать львиную долю своих доходов за счёт продажи за рубеж необработанного сырья.

В 70-е г.г. делались попытки преодолеть отставание от капиталистических стран в области научно-технического прогресса. Но в действительности это стало реальностью только в ВПК.

В сельском хозяйстве, несмотря на значительное увеличение капитальных вложений, слабое внимание уделялось развитию социальной сферы. При этом в сельском хозяйстве оставалось занято 20% трудоспособного населения (в развитых странах уже – около 4%).

Возобновление реформаторских попыток произошло в начале 80-х г.г. после смены руководства (Генеральным секретарём стал М.С. Горбачёв).

В апреле на пленуме ЦК впервые было открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. Были проанализированы долгосрочные тенденции внутреннего развития: неблагоприятная демографическая ситуация, кризис организации труда, истощение традиционной сырьевой базы и рост себестоимости сырья, физический износ и моральное старение оборудования, рост удельного веса военных расходов в государственном бюджете.

В 1985 г. было положено начало политике перестройки, под которой подразумевалась реконструкция социализма в СССР на основе развития политического плюрализма, рыночных отношений и нового подхода к проблемам национально-государственного устройства. Достижению поставленных целей должна была способствовать политика гласности.

Экономические преобразования:

- расширение самостоятельности государственных предприятий,

- расширении сферы деятельности частного сектора экономики,

- перераспределение полномочия между министерством и предприятием в пользу последнего.

В 1989-1990 гг. группой экономистов была разработана программа дальнейших экономических реформ. ("500 дней"). В течение обозначенного срока предусматривалось:

- проведение демонополизации, децентрализации и разгосударствления собственности,

- учреждение акционерных обществ и банков,

- развитие частного предпринимательства и т.п.

Однако развернувшееся в стране массовое забастовочное движение, противостояние центральной и местных властей не позволяли реализовать задуманное.

С целью нормализации финансовой системы правительство провело в январе 1991 г. крайне неудачную денежную реформу, следствием которой была окончательная потеря доверия людей к центральной власти. Этому также способствовала инфляция и повсеместные перебои с товарами первой необходимости. Кризисный процесс в экономике становился нерегулируемым.

Наши рекомендации