Методические указания составлены в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
2015
Рассмотрено на заседании
ПЦК экономических дисциплин
Пр. № ____________
От «______» ___________2015 г.
Председатель ПЦК С.В.Густова
Рецензент:
Руководитель УДО Сбербанк России 8598/0595 С.Д.Гараева
Кандидат экономических наук, доцент Л.И.Кильмаматова
Председатель ПЦК
экономических дисциплин: С.В.Густова
Составитель:
Кашфулина Лариса Гависовна – преподаватель экономических дисциплин высшей категории.
Рецензенты:
Гараева С.Д. – Руководитель У ДО Сбербанк России 8598/0595
Кильмаматова Л. И. – кандидат экономических наук, доцент.
Методические указания по выполнению контрольной работы учебной дисциплины Менеджмент составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания предназначены для студентов 3 курса заочного отделения.
ГАОУ Нефтекамский нефтяной колледж, 2015.
450620, г.Нефтекамск, ул. Дорожная, 45
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи дисциплины Содержание учебного материала дисциплины Требования к выполнению контрольной работы Выбор варианта контрольной работы Методические рекомендации к выполнению задач с заданиями к контрольной работе Информационно-методическое обеспечение дисциплины Экзаменационные вопросы по дисциплине |
1.Цель и задачи дисциплины
Данная учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу в структуре Программы подготовки специалистов среднего звена.
Методические указания составлены в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
В результате освоения учебной дисциплины Менеджмент обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовой подготовки) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные и общие компетенции:
У 1 - использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;
У 2 - анализировать организационные структуры управления;
У3 – проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;
У4 - применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
У5 - принимать эффективные решения, используя систему методов управления;
У6 - учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
З 1. - сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;
З 2 – методы планирования и организации работы подразделения;
З 3 - принципы построения организационной структуры управления;
З 4 - основы формирования мотивационной политики организации;
З5 - особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
З 6 - внешнюю и внутреннюю среду организации;
З 7 - цикл менеджмента;
З 8 – процесс принятия и реализации управленческих решений;
З9 - функции менеджмента в рыночной экономике: планирование, организацию, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
З 10 – систему методов управления;
З 11 – методику принятия решений;
З12 - стили управления, коммуникации, принципы делового общения.
ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2 – организовать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 – принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность
ОК 4 – осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 – владеть информационной культурой, анализировать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий
ОК 6 – работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 –брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8 – самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации
ОК 9 – ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
2. Содержание учебного материала дисциплины
Всего аудиторских часов – 8 , в том числе – 4 час. практические занятия.
3.Требования к выполнению контрольной работы
Контрольная работа выполняется в соответствии с заданием и методическими указаниями, изложенными далее.
Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена (все страницы нумеруются). В контрольной работе требуется изложить теоретические и методологические положения, пояснить сущность проблемы и выполнить решение проблемных ситуаций. Рекомендуется следующий порядок изложения материала в работе:
1. Условия задания и данные;
2. Решение ситуационных задач
3. Общие выводы по результатам выполнения задач;
4. Список используемой литературы;
5. Работа должна быть подписана и указана дата выполнения.
Во время защиты контрольной работы студент обязан дать необходимые пояснения по существу решаемых вопросов, внести исправления с учетом замечаний рецензента.
4. Выбор варианта контрольной работы
Выбор варианта осуществляется по последней цифре шифра студента, т.е. номер варианта совпадает с последней цифрой шифра, причем если последняя цифра 0, то выбирается 10-й вариант. В каждом варианте 2 вопроса теоретического курса и задача. Решение задачи сопровождается составлением вывода.
5. Методические рекомендации к выполнению задач с заданиями к контрольной работе
Вариант № 1
1. Понятие организация, общие черты организации. Факторы внешней и внутренней среды организации
2. Виды организаций: по отношению к прибыли, по критерию формализации, по размерам, по организационно-правовой форме, по сектору производства.
3. Составление сетевого графика создания ОАО. Порядок проведения работ.
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы.
Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Деятельность акционерного общества в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Выделяются открытые ОАО, закрытые акционерные общества ЗАО, общества с дополнительной ответственностью ОДО.
Сетевой график — это динамическая модель процесса, отражающая зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, увязывающая их свершение во времени с учётом затрат ресурсов и стоимости работ.
Сетевые графики строятся по определенным правилам и в соответствующем порядке на основе некоторых исходных документов и данных. Порядок построения сети может быть разный, но во всех случаях рекомендуется придерживаться ряда общих положений и выработанных практикой правил, приемов:
- Прежде всего сеть вычерчивается слева направо, работы-стрелки при этом могут иметь произвольную длину и наклон, но общее направление их должно быть именно слева направо.
- Вначале строится сеть в черновом варианте без нумерации событий,
после чего эта сеть подвергается упорядочению; в процессе упорядочения в нее добавляются все упущенные и неучтенные работы и взаимосвязи. Стрелки не должны взаимно пересекаться, лучше несколько сместить событие или изобразить в виде ломаной линии.
На рисунке изображен пример сетевого графика:
Задание: Произведите упорядочение следующих видов работ при создании ОАО, постройте сетевой график:
- Принятие решения о создании организации и вида деятельности
- Формирование Уставного капитала
- Открытие расчетного счета в банке
- Изготовление печати
- Определение учредителей (Акционеры) Общества
· Определение наименования Общества
- Получение кодов в отделе государственной статистики (ОКОНХ, КФС)
- Определение юридического адреса и место нахождения Общества
- Подготовка учредительных документов Общества
- Учредительное собрание
- Регистрация ЗАО, ОАО
- Постановка на учет во внебюджетных фондах
- Регистрация выпуска акций.
Вариант № 2
1. Понятие организационная структура управления, виды организационных структур и их характеристики
2. Преимущества и недостатки линейной, линейно-функциональной, матричной структур управления
3. Построение организационной структуры управления АО по заданным единицам
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Структура управления организацией представляет собой упорядоченный набор связующих ее элементов. Элементами структуры выступают отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. Структура аппарата управления дает представление о его подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали). Управленческую структуру обычно изображают в виде схемы.
Задание: По заданным единицам постройте схему управленческой структуры нефтяной организации:
Заместитель директора – главный технолог |
Заместитель директора по капитальному строительству и социальным вопросам |
Заместитель директора – главный инженер |
Заместитель директора по экономике |
Заместитель директора по общим вопросам |
Генеральный директор |
Главный бухгалтер |
Планово-экономический отдел (ПЭО) |
Отдел труда и заработной платы (ОТиЗ) |
Отдел кадров (ОК) |
Бухгалтерия |
Отдел геологии и разработки месторождений производства (ОГиРМ) |
Маркшейдерско-геодезическая служба (МГС) |
Отдел капитального строительства (ОКС) |
Производственно-технический отдел (ПТО) |
Служба главного технолога (СГТ) |
Механико-энергетический отдел (МЭО) |
Отдел автоматизированных систем управления (ОАСУ) |
Отдел промышленной безопасности и охраны труда (ОПБ и ОТ) |
Центральная диспетчерская служба (ЦДС) |
Отдел материально-технического обеспечения и комплектации оборудования (ОМТОиКО) |
Административно-хозяйственный отдел (АХО) |
Цеха № 1,2,3,4,5,6 по добыче нефти и газа (ЦДНГ) |
Цех по подготовке перекачке нефти (ЦППН) |
Участок по сбору и транспорту газа (УПСТГ) |
Цех поддержания пластового давления (ЦППД) |
Цех капитального ремонта скважин (ЦКРС) |
Прокатно-ремонтный цех эл.оборудования и электроснабжения (ПРЦЭИЭ) |
Прокатно-ремонтный цех эксплуатационного оборудования (ПРЦЭО) |
Цех автоматизации производства (ЦАП) |
Цех пароводоснабжения (ЦПВС) |
Цех по антикоррозийным покрытиям и капитальному ремонту трубопроводов и сооружений (ЦАПиКРТС) |
Цех научно-исследовательских и производственных работ (ЦНИПР) |
Автотранспортный цех (АТЦ) |
Цех дорожных ремонтно-строительных работ (ЦДРСР) |
Строительно-монтажный цех (СМЦ) |
Учебно-курсовой комбинат (УКК) |
Вариант № 3
1. Стратегия организации: понятие, виды стратегий в зависимости от
позиции лидирования на рынке, по степени активности, в зависимости от поведения организации на рынке
2. Актуальность SWOT - анализа и его проведение
3. Выбор стратегии организации на основе анализа внутренней и внешней среды.
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Анализ среды – очень важный элемент стратегического управления предприятием, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде и их влияния на текущую деятельность предприятия
Основой анализа служит информация, содержащаяся в информационных изданиях, журналах, полученная в ходе обсуждении и т.д., а также мнения и заключения экспертов.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT - анализ (SWOT – сокращенное название, образованное из начальных английских слов: Strength –сила, Weakness – слабость, Opportunity – возможность, Threat – угрозы). SWOT - анализ предусматривает анализ сильных и слабых сторон предприятия, изучение среды и прогнозирование потенциальных угроз, разработку компенсационных мер (предотвращение убытков), анализ стратегических и тактических возможностей предприятия, разработку мероприятий по «нейтрализации» угроз, минимизации слабых сторон, укрепление сильных сторон и расширение возможностей.
Задание: На основе представленного SWOT – анализа определите стратегии организации:
Возможности | Сильные стороны |
- рынок нефтедобывающих предприятий продолжает развиваться; - развитие НТП способствуют появлению новых технологий, новых рынков; - либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров; - повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов; - привлекательность отрасли приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место | - многолетний опыт производства, наличие необходимых производственных мощностей; - предприятие является платежеспособным; - собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным; - качество добытого сырья; - эффективное использование различных каналов сбыта, наличие собственных каналов сбыта сырья; - предоставление дополнительных скидок оптовым покупателям; - высокий профессионализм работников предприятия; - компетентное руководство; - адекватная организационная структура предприятия; - предоставление предприятием социальных гарантий работникам |
Угрозы | Слабые стороны |
- повышение энерготарифов; - повышение налоговых ставок; - несовершенство законодательной базы приводит к ущемлению интересов производственной сферы; - нестабильность в обществе приводит к приостановлению инвестиционного процесса и банковского кредитования бизнеса; - ужесточение конкуренции; - ухудшение отношений с производителями вспомогательного сырья, материалов, оборудования | - низкая рентабельность продаж из-за высокой себестоимости выпускаемых товаров; - нехватка оборотных средств; - небольшие объемы производства; - расширение ассортимента невозможно; - устарелая технология добычи нефти и газа; - отсутствие информированности покупателей о технико-химических параметров сырья; - отсутствие маркетинговых исследований рынка; |
Вариант № 4
1. Понятие планирование, его сущность
2. Сущность оперативного (текущего) планирования, Стратегическое планирование в условиях рыночной экономики
3. Выбор методов планирования и организации работы подразделения на основе выбранной стратегии
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, среднесрочное, тактическое.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.
Плaниpoвaниe cтpaтeгии opгaнизaции, c oднoй cтopoны, являeтcя пoдcиcтeмoй cтpaтeгичecкoгo yпpaвлeния, c дpyгoй, oнo пpeдcтaвляeт cyщнocтнyю ocнoвy пpoцecca cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния, кoтopoe oтличaeтcя oт нeгo лишь этaпaми peaлизaции и пocлeдyющeй oцeнки cтpaтeгии. Пoэтoмy oбычнo нe paздeляют пoнятия "плaниpoвaниe cтpaтeгии" и "cтpaтeгичecкoe плaниpoвaниe" .
Стpaтeгичecкoe плaниpoвaниe - этo пpoцecc фopмyлиpoвaния миccии и цeлeй opгaнизaции, выбopa cпeцифичecкиx cтpaтeгий для oпpeдeлeния и пoлyчeния нeoбxoдимыx pecypcoв и иx pacпpeдeлeния c цeлью oбecпeчeния эффeктивнoй paбoты opгaнизaции в бyдyщeм. Пpoцecc cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния являeтcя инcтpyмeнтoм, пoмoгaющим в пpинятии yпpaвлeнчecкиx peшeний. Егo зaдaчa зaключaeтcя в oбecпeчeнии нoвoввeдeний и измeнeний в дocтaтoчнoм oбъeмe для aдeквaтнoй peaкции нa измeнeния вo внeшнeй cpeдe. Плaниpoвaниe cтpaтeгии нe зaвepшaeтcя кaким-либo нeмeдлeнным дeйcтвиeм. Обычнo oнo зaкaнчивaeтcя ycтaнoвлeниeм oбщиx нaпpaвлeний, cлeдoвaниe кoтopым oбecпeчивaeт pocт и yкpeплeниe пoзиций opгaнизaции.
Пpoцecc cтpaтeгичecкoгo плaниpoвaния включaeт в ceбя cлeдyющиe ocнoвныe этaпы:
· фopмyлиpoвaниe цeлeй opгaнизaции;
· идeнтификaция дeйcтвyющиx в нacтoящee вpeмя зaдaч и cтpaтeгии;
· aнaлиз внeшнeгo oкpyжeния пoд yглoм дeйcтвитeльнoй вoзмoжнocти дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй;
· aнaлиз pecypcoв, кoтopый, c oднoй cтopoны, дaeт вoзмoжнocть идeнтифициpoвaть имeющиecя в pacпopяжeнии pecypcы, a c дpyгoй - пoзвoляeт выявить cильныe и cлaбыe cтopoны дaннoгo пpeдпpиятия;
· идeнтификaция cтpaтeгичecки блaгoпpиятныx cлyчaeв и yгpoз;
· ycтaнoвлeниe cфepы и мacштaбa нeoбxoдимыx измeнeний cтpaтeгии;
· пpинятиe cтpaтeгичecкиx peшeний;
· внeдpeниe cтpaтeгии;
· кoнтpoль зa peaлизaциeй cтpaтeгии.
Вариант № 5
1. Понятие мотивации, основные категории мотивации
2. Применение мотивационных механизмов в практике менеджмента
3. Разработка эффективной системы мотивации и стимулирования труда персонала
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Осознание человеком частных потребностей разнопланового характера обуславливает возникновение интереса, как формы познания и изучения возможностей удовлетворения потребностей, которые возникают у индивида на конкретном этапе жизни и развития. На основе изучения интересов персонала относительно возможностей удовлетворения его потребностей осуществляется применение стимулов.
Стимулы призваны обеспечить целенаправленное поведение человека путем ограничения или расширения его возможностей удовлетворять потребности в настоящем и будущем.
По содержанию стимулы различаются на экономические и неэкономические.
Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Экономические стимулы относятся ко всем тем потребностям, которые удовлетворяются с помощью благ и услуг, имеющих цену. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, обеспечивающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Чисто экономический подход несостоятелен. Опыт показывает, что принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать – против него работают: эффект насыщения потребностей (даже престижное потребление интересует лишь до определенных пределов); стремление к благотворительности; субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег; влияние окружающих.
Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные. Положительное влияние на мотивацию оказывает, к примеру, информирование об успехах, планирование профессионального развития и карьеры; регулярная оценка, продвижение по службе.
Четкой грани между экономическими и неэкономическими стимулами не существует, и на практике они тесно переплетены, обуславливают друг друга, а порой просто неразделимы. Например, повышение в должности и связанный с ним рост денежного вознаграждения дают не только возможность приобретения дополнительных материальных благ, но известность, уважение и почет.
Задание 3.1. Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа «кнута и пряника»
Задание 3.2. Подумайте о том, какую работу вы хотели бы получить после окончания колледжа. Опишите, используя «пирамиду потребностей», почему эта работа привлекает вас.
Задание 3.3. Какие способы мотивации лучше всего подходят для стимулирования:
- быстрого выполнения задания;
- риска;
- изобретения;
- самостоятельности в работе;
- точности и аккуратности;
- новых идей?
Вариант № 6
1. Понятие управленческое решение, виды управленческих решений
2. Принципы принятия решений, этапы принятия решений
3. Упражнения по принятию эффективных решений, используя систему методов управления в конкретных ситуациях.
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Для управленческого решения характерны:
· целенаправленность;
· волевой характер;
· директивность;
· конкретность.
Требования, предъявляемые к управленческому решению:
· быть научно обоснованным, компетентным;
· приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
· быть непротиворечивым;
· иметь ясную направленность и адресность;
· отличаться своевременностью и быстродействием;
· обладать точностью и ясностью;
· быть контролируемым;
· иметь комплексный характер;
· обладать полномочностью;
· быть экономичным и эффективным.
Задание: Принять управленческое решение по следующим ситуациям:
1. Можно ли доверять принятие управленческого решения компьютеру?
2. Примите правильное решение:
а) как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение на рынке, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;
б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;
в) как потребитель продукции, на чью сторону вы станете в случае опроса мнений?
Вариант № 7
1. Труд менеджера и его особенности. Модель современного руководителя
2. Социальная ответственность руководителя
3. Оценка профессиональных качеств менеджера
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Менеджер — это профессия, в которой весьма проблематично оценить качество работы сотрудника, поскольку менеджер — это mind worker, то есть работник умственного труда.
Личностные и профессиональные качества наряду с навыками и способностью менеджера являются факторами, влияющими на эффективность их работы. Личностные и деловые качества менеджера - это те средства, которые применяются им каждодневно в процессе анализа и принятия управленческих решений.
Для реализации управленческих функций менеджеру также необходимы такие профессиональные качества как:
• широта познаний – чем шире кругозор, умения, знания, навыки тем большим профессионализмом будут обладать менеджер;
• техническая компетентность – необходима менеджеру, который должен разбираться в сфере своей деятельности;
• умение делегировать власть – менеджер должен уметь распределить задания, полномочия между работниками для обеспечения себе равномерной нагрузки;
• умение анализировать информацию – менеджер должен уметь использовать информацию для принятия верного решения;
• ораторские способности – менеджер должен уметь убеждать людей, чтобы повести их за собой;
• коммуникабельность – менеджеру необходимо находить контакты с людьми;
• усидчивость – поможет менеджеру справиться с рутиной работой;
• работоспособность – большое количество обязанностей требует много энергии и выносливости;
• умение соблюдать порядок и последовательность в работе, способствует успеваемости;
• умение строить отношения с людьми;
• менеджер должен быть уважаем;
• умение разрабатывать свои действия в деталях – способствует эффективности работы менеджера;
• умение планировать время – способствует успеваемости;
• умение привлекать и использовать ресурсы – способствует поддержке организационной эффективности;
• умение контролировать персонал – менеджер должен держать ситуацию под контролем;
• умение концентрировать внимание;
Задание:
Методика оценки профессиональных качеств:
1. Разработка бальной шкалы оценки профессиональных качеств:
Например: бальная шкала оценки:
- 40 баллов
- 20
- 20 - 5
- и т.д.
Итого 100
2. Определение списка сотрудников: С1 - С5 сотрудники 1,3,4,5
Ся – я сам
Определение коэффициента весомости по каждому параметру:
k вес = R i : R n ,
где R i - сумма баллов всех сотрудников по одному параметру;
R n - сумма баллов всех сотрудников по всем параметрам.
3. Определение общей бальной оценки по каждому сотруднику:
Х п = Σ (k вес· i ),
где i – бальная оценка каждого показателя по сотруднику.
Для расчета показателей коэффициента весомости и общей бальной оценки используем расчетную таблицу:
Параметры | k вес | Конкуренты | R i | ||||
С1 | Ся | С3 | С4 | С5 | |||
0,16 | |||||||
0,13 | |||||||
0,19 | |||||||
0,15 | |||||||
0,17 | |||||||
0,20 | |||||||
Х п | 9,4 | 8,2 | 7,3 | 7,9 | 8,4 | ||
Σ | 1,0 | R n=242 |
Х 1 = 0,16 · 10 + 0,13 · 8 + 0,19 · 10 + 0,15 · 8 + 0,17 · 10 + 0.2 · 10 = 9,4
Х н = 8,2
·
·
Х н = 8,4
1. Определение коэффициента профессиональности сотрудников относительно меня:
Кпрофесс = Пя : Пс ,
где Пня– моя профессиональность;
Пс – профессиональность сотрудника С1 - С5 .
Кк1 = 8,2 : 9,4 = 0,872
·
·
К 5 = 8,2: 8,4 = 0,976
Если К ≤ 1, то профессиональные качества сотрудника выше моих, если наоборот К ≥ 1, то сотрудник обладает профессиональными качествами ниже моих, мои профессиональные качества превосходят.
Вариант № 8
1. Деловое общение, психологические закономерности делового общения
2. Этика делового общения
3. Подготовка выступления на совещаниях, собраниях с использованием приемов делового и управленческого общения
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Слово "совещание" определяется толковым словарем как действие по глаголу совещаться т.е. сговариваться, советоваться, совместно обсуждать с кем-либо что-нибудь. Таким образом, под совещанием понимается такой вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в заранее оговоренном месте в обусловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее поставленным вопросам.
Собрание - это групповое общение, которое управляется, организуется. Его успех на 90% зависит от подготовки, обдумывания структурных элементов коммуникативного этапа и последующей оценки и самооценки.
Любому оратору важно помнить, что выступление должно быть четким, коротким и по существу.
Конечно, если речь записать на бумаге и прочитать ее, это самое простое решение, но… Оратор, выступающий по бумаге, лишен прямого общения с аудиторией, взаимодействия со слушателями.
Гораздо удобнее набросать план выступления, записать основные тезисы, цитаты, и при выступлении просто пользоваться этими подсказками, чтобы не потерять нить выступления.
Постарайтесь, чтобы ваше выступление не было затянутым и скучным. Если оратор просто бубнит по бумажке свою речь, то это плохо воспринимается, слушатели быстро устанут и потеряют интерес к вашему выступлению. Можно разнообразить свое выступление шутками, конечно и по теме вашего собрания, это привлечет внимание, и заставить слушать вас более внимательно. Но, такой прием привлечения внимания, больше подходит опытному оратору, который знает где и как его можно применить, и чувствует аудиторию, поэтому если не уверены в своих силах, пока обойдитесь без шуток.
Тем, кто намерен выступить или готовится к публичному выступлению, позвольте предложить несколько советов:
· Говорите не слишком громко, но четко поставленным голосом.
· До начала выступления, если это большой зал, проверьте, как установлены микрофоны и как они работают.
· Не отступайте от темы выступления, даже лирические отступления, способны утомить публику и отвлечь от вас внимание.
· Очень важно следить за своей жестикуляцией, слишком бурная жестикуляция, выдает ваше волнение, и тоже отвлекает, а порой и раздражает слушателей.
· Микрофон лучше установить и не касаться его руками, звук от ваших пальцев может быть слышен всему залу.
Если вы запнулись или закашлялись, во время своего выступления, не смущайтесь, просто извинитесь и продолжайте выступление, не
Задание: Подготовить публичное выступление по выбранной Вами теме.
Темы публичного выступления:
1. Проблемы образования в РБ
2. Моя профессия
3. Проблемы трудоустройства выпускников
4. Актуальность высшего образования
5. Свободная тема.
Вариант № 9
1. Процесс контроля и его значение в менеджменте
2. Принципы осуществления контроля
3. Составление плана-схемы организации контроля
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Контроль – это процесс установления отклонений от предусмотренных величин и действий людей в хозяйственной деятельности.
Виды контроля:
1. Предварительный – осуществляется до фактического начала работы. Он используется к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
2. Текущий – осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Он позволяет своевременно выявить и скорректировать отклонения от заданных параметров, возникающие в ходе работы.
3. Заключительный – осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с установленными ранее.
Задание:
1. Если вы руководитель производства и отвечаете за бесперебойную работу производства, что вы станете делать, если произошли сбои в работе из-за поломки оборудования, на длительное время остановившие работу цехов?
- Каким образом вы будете осуществлять текущий контроль?
- Что вы будете делать с операторами, по вине которых был остановлен производственный процесс?
- Как поступите с не справившимися с работой операторами, если в действительности виноваты в этих сбоях они, а не техника?
- Будете ли вы использовать соответствующие санкции или замените их другими мерами воздействия?
2. В каком случае можно говорить об эффективном контроле? Приведите конкретный пример контроля и обсудите его.
Вариант № 10
1. Типы управленческих решений, требования предъявляемые к ним.
Уровни и этапы принятия решений
2. Принципы принятия решений, процесс и реализация управленческих рещений
3. Методы оценки эффективности принятия решения.
Методические указания по выполнению практической части контрольной работы
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Для управленческого решения характерны:
· целенаправленность;
· волевой характер;
· директивность;
· конкретность.
Требования, предъявляемые к управленческому решению:
· быть научно обоснованным, компетентным;
· приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
· быть непротиворечивым;
· иметь ясную направленность и адресность;
· отличаться своевременностью и быстродействием;
· обладать точностью и ясностью;
· быть контролируемым;
· иметь комплексный характер;
· обладать полномочностью;
· быть экономичным и эффективным.
При росте объема производства, достигаемого в результате внедрения
мероприятий по НОТ(научная организация труда), годовой экономический эффект может быть образован за счет экономии от снижения себестоимости на условно-постоянных расходах.
Методика расчета экономической эффективности от проведения мероприятий по НОТ
1. Прирост производительности труда в результате увеличения
продолжительности фазы устойчивой работоспособности при улучшении
условий труда рассчитывается по формуле:
П = ((Р2 - Р1) 100 Кп)/( Р1 + 1)
где: Р1 – удельный вес продолжительности фазы повышенной
работоспособности в общем фонде рабочего времени до внедрения
мероприятий, улучшающих условия труда;
Р2 – удельный вес продолжительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего времени после внедрения мероприятий;
Кп – поправочный коэффициент, отражающий долю прироста производительности труду, обусловленную функциональным состоянием организма человека в различных условиях труда; принимается равным 0,20.
2. Прирост объема производства (Р), %. Исходными данными для расчета прироста объема производства являются увеличение объема производства или снижение объема трудоемкости и сокращение потерь рабочего времени в результате внедрения мероприятий по НОТ.
Р = ((В2 – В1) 100) /В1
где: В1 и В2 – годовой объем производства до и после внедрения
мероприятия, нормо-час, человеко - час.
3. Относительная экономия по условно-постоянным расходам (Эсу):
сумма постоянных расходов цеха на изделие по плану на год и годовой
выпуск этого изделия до и после внедрения мероприятия.
Эсу = (У (В2 - В1))/ В1
где: У – годовая сумма условно-постоянных расходов в с/с продукции базисного периода, руб.;
В1 и В2 – годовой объем производства до и после внедрения мероприятия, человеко - час.
4. Экономия от снижения удельных капиталовложений в результате лучшего использования оборудования (Эку), которая рассчитывается по формуле:
Эку = (Ен ∙ Фб ∙ Р) / 100
где: Фб – балансовая стоимость оборудования, на котором увеличился
выпуск продукции в результате внедрения мероприятия по НОТ, руб;
Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности.
5. Экономический эффект от проведения НОТ:
Э = Эсу + Эку.
Задание. Используя экономический метод управления, рассчитайте экономический эффект от проведения научной организации труда.
В результате проведения противошумовых мероприятий (установка
шумоглушителей), позволивших снизить шум с 94 – 108 дБ до 70 – 71 дБ,
повысился удельный вес продолжительности фазы повышенной
работоспособности в общем фонде рабочего времени (в среднем по участку).
Таким образом, удельный вес продолжительности фазы повышенной
работоспособности в общем фонде рабочего времени до внедрения
мероприятия составил 0,47%, после – 0,62%.
Годовой выпуск продукции участком до внедрения мероприятия составил 800000 рублей, после – 821200 рублей. При этом удельный вес рабочих данного участка в общей численности промышленно-производственного персонала составляет 5%, условно-постоянные расходы в с/с годового выпуска продукции – 160000 рублей, а стоимость технологического оборудования – 100000 рублей.