Раздел I. Платные дороги: теоретический аспект
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел I. Платные дороги: теоретический аспект
1.1. Организация эксплуатации на платной основе автомобильных дорог
1.2. Установление платы за проезд, ее сбор и использование
1.3. Зарубежный опыт системы платных дорог
Вывод А.
Раздел II. Оценка экономического влияния платной трассы «АСТАНА-ЩУЧИНСК» на развитие предпринимательства
2.1.Оценка экономической эффективности внедрения системы платных дорог в РК (на примере трассы Астана-Щучинск)
2.2. Влияние платной трассы «Астана-Щучинск» на развитие предпринимательства
Вывод Б.
Раздел III. Перспективы развития дорожной сети и основные направления технического прогресса автомобильных дорог
Вывод В.
Заключение
Библиография
Перечень сокращений
ВВП - Валовый внутренний продукт
ВНД - Валовый национальный доход
ГЧП - Государственно-частное партнерство
ДТП - Дорожно-транспортное происшествие
РК - Республика Казахстан
США - Соединенные штаты Америки
ТТП- Транспортно-транзитный потенциал
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.В своем послании «Нурлы жол – путь в будущее» Президент Казахстана Назарбаев Н.А. выделил наиболее важным направлением развитие транспортно-логистической инфраструктуры республики.
В настоящее время имеются серьезные проблемы с качеством ремонта дорог и обновлением транспортных средств, обеспеченностью транспортного комплекса квалифицированными кадрами и научными учреждениями транспортного профиля. Эти проблемы снижают эффективность функционирования транспорта Казахстана в сравнении с развитыми государствами и влияют на снижение безопасности грузовых и пассажирских перевозок. Пользователи автомобильных дорог терпят значительные убытки, связанные с тем, что большая часть дорожных объектов республики не позволяет эксплуатировать транспортные средства в благоприятных условиях. Из-за низкого технического уровня, несоответствия параметров дорог размерам движения, перегрузки отдельных участков дорог средняя скорость движения составляет 30 км/час, что приводит к увеличению стоимости перевозок на 20–25%. По оценкам экспертов, автомобиль на казахстанских дорогах расходует в 1,5 раза больше горючего, чем в развитых странах. При этом стоимость обслуживания автомобилей выше в два-три раза, а срок службы меньше на 30%-40%.
На современном этапе развития мировой экономики усиливается тенденция к активизации хозяйственных отношений государства и бизнеса в направлении открытия для частного капитала сферы государственной собственности. Хозяйственное партнерство государства и бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительные финансовые средства, ослабить остроту бюджетных проблем, объединить потенциал двух хозяйствующих субъектов – государственную собственность и частнопредпринимательские принципы хозяйствования, инвестиции, менеджмент, инновации.
Все эти моменты обуславливают актуальность темы проекта.
Степень научной разработанности темы. Вопросам обоснования проектирования и строительства платных автомобильных дорог посвящены труды следующих авторов: Лезер А.Ю., Гальперина З.М., Боровик В.С., Жаденова С. К, Андрианов A.M., Кондратьев В. С. , Абрамов А.И., Воронцова С. М., Дитрих Е. И., Аблалиев С., Аспанбетов Д. , Синчук Ю., Айжанов К.К., Мустафина Л.Е., Бондарь Н.Н., Гасилов В.В, Турсымбекова З.Ж. и др.
В нормативную базувошли законодательная база Республики Казахстан по вопросам совершенствования транспортной инфраструктуры, а также в области развития государственно-частного партнерства, прочие нормативно-правовые акты по исследуемому вопросу.
Объектомдипломного проекта являются экономические отношения государства, частных инвесторов и пользователей платных автомагистралей в дорожном хозяйстве Республики Казахстан.
Цель и задачи. Цель проекта - обоснование параметров, влияющих на эффективность функционирования платной автомобильной дороги.
Задачи:
- рассмотреть теоретический аспект функционирования платных дорог, в том числе зарубежный опыт;
- изучить законодательную базу РК по исследуемому вопросу;
- рассмотреть внедрение государственно-частного партнерства в области строительства и модернизации автомагистралей;
- провести оценку экономического влияния платной трассы «Астана-Щучинск» на развитие предпринимательства;
- показать перспективы развития сети платных дорог в Казахстане.
Теоретической и методологической основой проекта являются труды отечественных и зарубежных ученых по тематике инновационного развития систем, функционирования дорожных объектов на платной основе, принципов государственно-частного партнерства, экономики дорожного хозяйства. Кроме того, в проекте были использованы материалы периодической печати, сети Интернет, нормативные и законодательные акты Республики Казахстан.
Практическая значимость проекта заключается в возможности применения полученных результатов исследования при реализации инвестиционных проектов строительства платных автомобильных дорог.
Структура и содержание работы. Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных нормативных актов и литературы.
Раздел I. Платные дороги: теоретический аспект