Форма контракта как объект выбора
Свободный и самостоятельный агент вступает в отношения с другими, руководствуясь принципами рациональности и утилитаризма. В этом смысле конкретная форма его контрактных отношений с партнером является результатом выбора и подчиняется соответствующим правилам. Выбор осуществляется в несколько стадий.
Первая стадия связана с определением контрактного поля. Под контрактным полем понимается совокупность контрактных альтернатив, которые отвечают характеру принадлежащего агенту ресурса и обеспечивают прирост его ценности в случае его обмена. Таким образом, выбор контрактного поля означает определение приоритетной для агента сферы обмена, в которую следует направить принадлежащий ему ресурс.
Этот выбор предполагает накопление фоновой информации. Такая информация относится не к предмету конкретного контракта, а к определению всего набора возможных контрактов с использованием данного ресурса. Информация должна обеспечивать знание, позволяющее агенту выработать стратегию контрактного поведения, то есть определить, какие именно контракты наиболее выгодно заключать (например, направить ли деньги на инвестиции в ценные бумаги или их использовать на образование, на приобретение товаров и т.д.).
Вторая стадия состоит в выборе вида контракта. Здесь определяются субъективные предпочтения по отношению к альтернативным вариантам построения контрактных отношений в выбранной сфере. Например, агент принял решение заняться инвестированием в рост собственного человеческого капитала. Однако он может заниматься этим либо сам, приобретая нужную литературу и пользуясь услугами репетиторов, либо при посредстве брокерской конторы. В каждом случае форма и параметры контракта будут иметь особенности.
Выбор вида контракта определяется двумя мотивами: экономическим и психологическим.
Экономический мотив обусловлен стремлением к максимизации ожидаемой чистой выгоды. Совмещая критерий максимизации со своими знаниями о выгодах и издержках каждой из альтернатив контрактного поведения, агент выбирает оптимальную его форму. Для формирования таких знаний требуется накопление и оценка целевой информации о предмете контракта и об условиях заключения данного вида сделок. Механизм выбора на основе имеющихся знаний может быть описан стандартной моделью выбора потребителя.
Психологический мотив отражает индивидуальность отношения агента к различным формам сделок. Эта индивидуальность многогранна, однако для целей институционального анализа наибольший интерес представляет отношение к неопределенности.
Всю совокупность потенциальных участников обмена можно разделить на три психологических типа по готовности рисковать, то есть по отношению к двум формам равновеликого дохода: фиксированному и ожидаемому. Фиксированный доход определен заранее. Вероятность его получения в результате исполнения контракта равна 1. Ожидаемый доход заранее не определен. Это соответствует ситуации, когда величина дохода агента по итогам выполнения контракта (W) может оказаться различной. Каждый возможный исход при этом может наступить с известной вероятностью (р), и ожидаемый доход определяется как средневзвешенная величина всех возможных доходов (W=p1xW1 + p2xW2 +…+ pnWn).
По отношению к неопределенности различают агентов:
· не склонных к риску (те, которые из двух альтернатив: известного заранее дохода и точно такого же ожидаемого дохода выбирают первую);
· нейтральных к риску (те, кто безразличен к выбору между определенным и ожидаемым доходами равной величины);
· склонных к риску (те, кто при равенстве определенного и ожидаемого дохода предпочитают последний).
U а) U б) U в)
30
18
16 16
10 12
10
8
4 10 20 30 W 10 20 30 W 10 20 30 W
Рис. 7. Отношение к риску
Графически различия этих типов можно проиллюстрировать, используя кривую полезности дохода (U) как возможности его использования на приобретение товаров и услуг (рис.7). Предположим, что у агента есть две альтернативы: получать стабильный доход 20 единиц либо заняться деятельностью, где равновероятно получение дохода в 10 и в 30 единиц (соответственно ожидаемый доход составит также 20 единиц).
Для ситуации несклонности к риску (а) характерна выпуклая форма кривой полезности. Для такой формы кривой полезность ожидаемого дохода будет меньше полезности фиксированного (0,5х10+0,5х18=14<16).
У нейтрального агента (б) линия полезности дохода прямая. Только в этом случае полезность одинаковых по величине стабильного и ожидаемого дохода будет равной (0,5х8+0,5х16=12=12).
Линия полезности дохода лиц, расположенных к риску (в), имеет вогнутую форму. Для такой формы кривой полезность ожидаемого дохода будет больше полезности фиксированного (0,5х30+0,5х4 = 17>8).
В зависимости от склонности к риску потенциальных партнеров их контракт по поводу одного и того же ресурса может в условиях неопределенности принимать разную форму. Институциональная экономика выделяет две основные формы, к которым могут быть сведены контракты рыночного и нерыночного (внутрифирменного) типа: контракт с асимметричным распределением риска и контракт с симметричным его распределением.
Контракт с асимметричным риском отражает отношения между агентами, один из которых не расположен к риску, а другой – расположен. Уклонение от риска – наиболее распространенное отношение к нему. В ситуациях неопределенности не склонные к риску люди готовы пожертвовать частью ожидаемого дохода, чтобы его избежать. Но если условия обмена предполагают наличие риска и одна из сторон к нему не расположена, контракт возможен только, если бремя риска берет на себя другая сторона (агент-гарант). Понятно, что эта сторона готова взять на себя бремя риска и гарантировать доход другой стороне в обмен на вознаграждение за риск, то есть в обмен на право присваивать весь избыток ожидаемого дохода над гарантированным доходом.
Обычно эту форму контракта связывают с контрактом найма. Однако это может быть и другой вид контракта. По асимметричной схеме может строиться брачный контракт. Асимметричным в плане риска может быть и контракт продажи. (Например, при продаже автомобиля агент может воспользоваться услугами комиссионера и получить доход ниже возможного при продаже на рынке, где вероятен обман.)
В случае, когда асимметричные в плане риска контракты носят долгосрочный характер, они предполагают возникновение властных отношений между партнерами на стадии исполнения договоренностей. Чтобы получить плату за риск, агент-гарант должен иметь возможность максимизировать свою полезность, приспосабливаясь к неопределенности будущих событий. Для этого он должен иметь возможность влиять на поведение партнера, оптимизируя это поведение в соответствии с возникающей ситуацией. Поэтому в контракте с асимметричным риском оговариваются способы воздействия и право их применения по усмотрению агента-гаранта. Такая асимметрия прав означает возникновение иерархии как асимметрии власти в процессе реализации контракта.
Контракт с симметричным распределением риска предполагает отношения между агентами, которые оба нейтральны к риску. Каждый из этих агентов по определению не готов уступить другому часть ожидаемых выгод от использования ресурса. В этих условиях поиск искомой формы контракта нацелен на максимизацию полезности сторон при ожидаемом развитии событий. Совместный выбор типа контракта здесь подчинен чисто экономическим мотивам и не испытывает влияния психологического фактора в части отношения к неопределенности.
Следует иметь в виду, что ожидаемые сторонами события могут не наступить, вследствие чего выгоды могут оказаться выше или ниже тех, что предполагались при заключении соглашения. Поэтому контракт с симметричным риском предполагает равномерное распределение потерь или дополнительных выгод вследствие непредвиденных событий.
Третья стадия процесса выбора контракта связана с конкретизацией совместно выбранного его вида на основе согласования интересов. Она сопряжена с процедурой торга.
Агенту, собирающемуся вступить в контрактные отношения, более или менее точно известны его собственная позиция и цели. Но он не в состоянии абсолютно точно оценить выгоды, которые в итоге получит. Для этого ему необходимо иметь представление о позиции будущего партнера. Задача торга состоит в том, чтобы сформировать такое представление.
Торг предполагает, что агент, избравший для себя данную форму контракта, определяет для себя позицию в переговорах и информирует о ней возможных партнеров. Под позицией понимаются приемлемые условия заключения контракта. Могут быть выделены два уровня таких условий: минимально допустимый (негласная, резервная позиция) и желаемый (гласная, открытая позиция). Они не совпадают ни количественно, ни по доступности информации для потенциальных контрагентов.
Резервная позиция агента – последняя черта, за которой его участие в контрактных отношениях оказывается невыгодным. Стремясь максимизировать будущие выгоды, агент стремится скрыть от других информацию о ней. В начале торга он оглашает открытую позицию, которая в случае закрепления в контракте могла бы принести большие выгоды в сравнении с резервной. Как правило, в ходе торга условия открытой позиции пересматриваются, и она в той или иной мере приближается к резервной.
Участие агента в торге предполагает не только формирование собственной позиции, но и определение позиций возможных контрагентов по контракту. Исходным при этом является выяснение их открытых позиций. Для этого собирается и анализируется информация о предложениях всех возможных партнеров. В результате отсеиваются претенденты, предложения которых не могут реализовать даже резервной позиции агента.
Собственно торг состоит в выявлении резервных позиций оставшихся возможных контрагентов по контракту путем осуществления переговоров с каждым из них. В идеальном случае торг завершается выбором равновесного и оптимального контракта. Равновесие контракта здесь понимается как его построение на основе резервных позиций обеих сторон. Оптимальность контракта предполагает, что находится такое сочетание резервных позиций, которое обеспечивает наибольший прирост в обмене ценности участвующих в нем ресурсов в сравнении с остальными комбинациями партнеров.
Длительность и сложность торга зависят от того, насколько партнеры быстро и честно обмениваются своими предположениями. Важную роль играет различие открытой и резервной позиций. В этом смысле на торг влияет сокрытие и использование частной информации для формирования у партнера недостоверной оценки ситуации, являющейся предметом переговоров, с целью добиться выгод в свою пользу. Влияет и сознательное искажение этой ситуации – стратегическая дезинформация.
Сокрытие частной информации и дезинформация может создать угрозу запирания эффективного обмена. Эта ситуация означает, что открытые позиции сторон торга не пересекаются, хотя имеет место пересечение их резервных позиций. Вероятность подобной ситуации предполагает, что процедура торга должна содержать определенные механизмы, стимулирующие партнеров к отказу от сокрытия частной информации и от дезинформации.
Четвертая стадия сводится к оформлению взаимоприемлемых результатов торга. Помимо действий юридического плана здесь возникает потребность измерить множество параметров соглашения. Поэтому здесь важен выбор процедуры измерения, обеспечивающей минимизацию связанных с ним издержек. Эта процедура индивидуальна для каждого соглашения, что затрудняет и удорожает ее создание. Однако существует возможность решения этой проблемы на основе использования некоторого набора стандартных решений.
При измерении качественных параметров ресурсов можно основываться на выделении в их составе особых типов, для каждого из которых предпочтителен свой способ измерения. Так, товары, с этой точки зрения, можно подразделять на:
· инспекционные, качество которых можно измерить до приобретения (например, покупка меда на рынке);
· экспериментальные, качество которых легко измеряется, но только после приобретения;
· требующие доверительного измерения третьей стороной, поскольку покупатель сам не в состоянии измерить их качество, либо измерение собственными силами экономически невыгодно.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте институциональное содержание контракта.
2. Назовите нормы, образующие институциональную оболочку контракта в рыночной экономике.
3. Какие критерии можно использовать при классификации контрактов? Приведите несколько вариантов классификации.
4. Что представляет собой модель контракта? Какие модели Вы знаете? Охарактеризуйте их.
5. В чем состоит экономическая мотивация при выборе агентами формы контракта?
6. Как влияет на выбор формы контракта психологический фактор? Какие контракты оказываются предпочтительными при разном отношении сторон к неопределенности?
7. Раскройте место и функцию торга в контрактном процессе.