Макроэкономика как особый раздел экономической теории. Основные цели и инструменты макроэкономического анализа
Глава 5. Макроэкономическая динамика рыночного хозяйства.
В данной главе раскрывается рыночный механизм макроэкономики и его графическая интерпретация, что имеет методологическое значение для понимания функционирования макроэкономики как единого целого. При рассмотрении национальной экономики с этих позиций определяются крупномасштабные народнохозяйственные цели без учета детализации поведения отдельных фирм, домохозяйств и других секторов экономики.
Макроэкономическая структура и основные характеристики функционирования национальной экономики.
Макроэкономика как особый раздел экономической теории. Основные цели и инструменты макроэкономического анализа.
Макроэкономика, как часть экономической теории, является самостоятельной подсистемой экономики, к которой в последние десятилетия перешел приоритет в области теории и практики.
Для становления и развития макроэкономики фундаментальное значение имели следующие обстоятельства:
1. Великая депрессия 1929-1933 гг., беспрецедентная по своим разрушительным последствиям для мировой экономики, что являлось неопровержимым свидетельством утраты современной рыночной экономики способности к саморегулированию.
2. Вытекающий отсюда вывод о необходимости проведения стабилизационной макроэкономической политики государства.
Основоположником современной макроэкономической теории стал английский экономист Дж. М. Кейнс, основные теоретические идеи которого в области макроэкономики были заложены в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в свет в 1936 г. В ней Дж. М. Кейнс разработал научную концепцию, объясняющую возникновение экономических спадов, а также предложил специальную программу действий правительства по преодолению экономических спадов и сглаживанию экономического цикла, используемую с некоторыми изменениями и в наше время.
Макроэкономика – это часть экономической теории, которая исследует национальную экономику, закономерности ее развития как целого. В таком случае экономика страны предстает как совокупность микрорынков, образующих новое качество – макрорынок (макро – большой), на котором взаимодействуют совокупный производитель, объединяющий всех единичных производителей и совокупный потребитель, объединяющий всех совокупных потребителей, в то время как в микроэкономике на отдельных, локальных рынках действуют множество самостоятельных производителей и потребителей. Объектом макроэкономического анализа становятся условия, факторы и результаты развития макрорынка, под которым подразумевается целостная экономическая система, изучение крупных народохозяйственных проблем, таких как оптимальный объем совокупного производства, размеры безработицы, общий уровень цен (борьба с инфляцией и дефляцией), экономический цикл и антикризисное регулирование, экономический рост, его факторы и качество.
При макроэкономическом анализе возникает необходимость расширения круга экономических субъектов, которые представлены совокупными производителями, совокупными потребителями, государством, социальными институтами (профсоюзы), заграницей. На макрорынке происходит обмен созданного в масштабе страны продукта на денежные доходы общества.
Особая роль среди субъектов макроэкономики принадлежит государству, которое помимо административных функций в этой подсистеме экономики является носителем и функций экономических. Дело в том, что в макроэкономике перед государством возникает ряд макроэкономических целей, перед которыми бессилен механизм рынка, и государство в каждый данный момент вынуждено их решать. Это такие цели как:
1. Высокие темпы экономического роста. Экономический рост, характеризующийся темпами прироста валового внутреннего продукта, необходим для повышения благосостояния общества, а также обеспечения необходимыми благами расширенного воспроизводства населения. В процессе экономического роста реализуется закон возвышения потребностей, так как обеспечивается разрешение и воспроизводство на новом уровне основного противоречия экономики – между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей.
2. Стабильный общий уровень цен. Значительные колебания цен в сторону увеличения (инфляция) или в сторону снижения (дефляция) нежелательны, так как в первом случае это вызывает замедление экономического роста, увеличение безработицы и снижение благосостояния. Значительные снижения цен, вызванные неустойчивостью экономической конъюнктуры, могут смениться их подъемом, нарушая экономическую стабильность.
3. Полная занятость экономических ресурсов, как материальных, так и трудовых.
4. Экономическая свобода для управляющих предприятиями, наемных работников и потребителей. Для управляющих экономическая свобода означает самостоятельность при принятии решений по управлению предприятиями, для наемных работников – реализацию права на труд, для потребителей – в пределах их финансовых возможностей сделать на рынке свободный выбор, касающийся покупки товаров и услуг.
5. Справедливое распределение доходов. Неравенство в распределении доходов является условием эффективного функционирования экономики, но оно не должно быть чрезмерным. В противном случае одна часть общества (меньшая) будет утопать в роскоши, в то время как большая часть общества будет иметь низкие доходы, что в конечном итоге выразится в низком платежеспособном спросе и будет сдерживать экономический рост.
6. Экономическая эффективность. Характеризуется соотношением объема произведенных товаров и услуг к объему использованных при этом ограниченных производственных ресурсов.
7. Социальная защищенность, предполагающая поддержку государством нетрудоспособных, недееспособных, инвалидов, многодетных семей, беженцев. Поддержка государства может выражаться как в денежной форме (пособия, субсидии, пенсии и др.), так и в натуральной (предоставление жилья).
8. Достижение положительного сальдо торгового баланса (превышение экспорта над импортом). Это обеспечивает приток в страну иностранной валюты. В обратном случае происходит отток валюты из страны, что может подорвать национальное производство и увеличить уровень безработицы. Поэтому государство должно проводить активную внешнеторговую политику.
Рассмотренные основные макроэкономические цели тесно взаимосвязаны и часто противоречивы. Например, те факторы, которые способствуют экономическому росту и полной занятости обычно сопровождаются инфляцией, так как экономический рост ведет к усилению конкуренции на рынках ресурсов, а это вызывает рост цен на них.
Даже одновременного достижения трех главных макроэкономических целей (экономический рост, стабильность цен, полная занятость) добиться чрезвычайно трудно.
Истории экономики известны лишь несколько случаев, когда эта макроэкономическая цель была реально достигнута, например в послевоенной Германии и Японии, в последней трети ХХ в. в новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии, а в конце 1990-х годов в США и некоторых западноевропейских странах, в частности, Франции. В этих странах в течение сравнительно длительного времени существовали устойчивые темпы экономического роста, а высокая занятость сочеталась с довольно низкой инфляцией, составлявшей не более 2% в год. Такая благоприятная экономическая ситуация позволила этим странам завоевать серьезные позиции на мировом рынке, обеспечить устойчивость своей валюты, решить многие социальные проблемы, что выразилось в росте благосостояния населения. Эти экономические успехи явились результатом такого выбора и сочетания правительствами указанных стран методов воздействия на экономику посредством конкретных инструментов макроэкономического регулирования, которые соответствовали назревшим преобразованиям. В результате назревшие экономические противоречия успешно решались, а экономика процветала.
Приведенные примеры успешного воздействия государства на экономику свидетельствуют о том, что в каждый данный момент правительство должно верно определить набор наиболее предпочтительных целей и методов их достижения.
Приоритетными в последние десятилетия считаются следующие цели: сдерживание инфляции, переход к новому качеству экономического роста, полная занятость. Реализация макроэкономических целей предполагает наличие определенного инструментария и методов осуществления макроэкономической политики. К инструментам макроэкономической политики относятся: фискальная политика (налогово-бюджетная), денежно-кредитная политика, инвестиционная, политика регулирования доходов населения, внешнеэкономическая политика (внешнеторговая, регулирование валютного курса). В качестве главных инструментов выделяются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, рассматриваемые в следующей главе.