II этап: Организационный момент
Методическая разработка практического занятия Андрияновой О.А.
Тема:Инвестиционная привлекательность регионов Сибири.
В рабочей программе по курсу Регионоведение России данная тема входит в раздел «Трансграничное сотрудничество: вопросы теории и основные формы. Взаимодействие российских регионов с зарубежными регионами и странами». Данное семинарское занятие является заключительным, так как является отработкой, полученных ранее знаний.
Ход занятия
Подготовительный этап
Перед началом занятия преподаватель расставляет столы так, чтобы сформировалось две рабочие зоны (по количеству групп) и одна парта в стороне (место эксперта). На столах, где будут работать группы в центр ставятся китайский и российский флаги. Для большей реальности игры можно принести бутылки с минеральной водой и стаканчики.
I этап: Введение к занятию
Время: 10 минут
· Преподаватель объявляет тему занятия и говорит об актуальности данной темы:
В начале 1990- х годов в нашей стране произошли коренные перемены, которые влияют на нашу жизнь и сегодня.
Во-первых, произошел отказ от плановой экономики и переход на рыночные рельсы. Со вступлением нашей страны в рыночную экономику, она была так же открыта для зарубежных партнеров по всем направлениям внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, в 1992-93 гг. формой государственного устройства стала федерация и, таким образом, каждый ее субъект, а так же отдельные его части, получили возможность самостоятельно сотрудничать с зарубежными партнерами.
Сегодня рассмотрим тему: Инвестиционная привлекательность регионов Сибири. Теперь немного об инвестициях. Основные инвестиционные потоки в регионы представлены следующими субъектами: федеральные компании, бюджет, внутренние и иностранные. Сегодня нас будут интересовать иностранные инвестиции. Инвестиции так же бывают портфельные – инвестирование в ценные бумаги компаний – и реальные, когда инвестирование происходит непосредственно в производство, идет на развитие технологий, обновление оборудования и т.д. Стоит так же добавить, что инвестиции характеризуются двумя взаимосвязанными параметрами: риском и прибыльностью. Как правило, чем выше риск, тем выше должна быть ожидаемая доходность.
В условиях глобализации, нужно использовать все возможности, которые предоставляет современная экономика, особенно в нашей стране, так как необходима модернизация экономики, в чем как раз могут помочь иностранные инвестиции. Они могут поднять российскую, в частности сибирскую экономику, на новый уровень развития, как технологического, так и управленческого. Для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия, это создание особых экономических зон. В Сибири такая ОЭЗ располагается на территории Томска, она является инновационной, которых в России насчитывается всего 5 штук, остальные 4 за Уралом – Москва (Зеленоград), СПб, Татарстан, Дубна.
· Преподаватель формирует игровую ситуацию
Теперь представьте, что вы заканчиваете наш замечательный Томский университет и устраиваетесь на работу. Так как вы обладаете достаточной компетенцией по специальности регионоведение, менеджменту и т.д., то часть из вас попадает на работу в администрацию, в Департаменты по внешним связям различных субъектов СФО. И вот ситуация с которой вам придется столкнуться на данной работе:
На региональном уровне, в центре федерального округа г. Новосибирске организована встреча с китайской делегацией, которая ищет в России субъекты и отрасли экономики, в которую китайские инвесторы собираются вложить значительные средства. Делегация от сибирских регионов встречается с китайцами и хочет убедить их вложить эти средства в развитие экономики Сибири.
II этап: Организационный момент
Время: 10 минут
· Преподаватель объясняет, что занятие будет проходить в групповой форме, которая способствует формированию полезных и необходимых навыков работы в группе.
· Объясняет основные этапы работы на занятии.
· Распределяет студентов на группы и роли:
1 группа – представители администраций от субъектов, входящих в СФО.
2 группа – китайская делегация.
Так же вводится должность эксперта из ТГУ.
· Раздача материала для подготовки. Предложенные группам материалы противоположны по своему содержанию. Приложение 4 для сибирской делегации, Приложение 5 для китайской, Приложение 4 и Приложение 5 для эксперта, для ознакомления со всей полнотой информации. Так же преподаватель раздает правила работы для делегаций и эксперта (Приложение 1) и таблицы №1 для каждой группы и эксперта (Приложение 2), только эксперту – таблица №2 (Приложение 3).
· Преподаватель ставит перед делегациями и экспертом следующие задачи:
1) Все должны ознакомится с предложенными материалами.
2) Каждая делегация, а так же эксперт, должны заполнить таблицу №1 (Приложение 2): китайская делегация записывает минусы, а сибирская делегация – плюсы инвестирования в Сибирский регион. Сибирской делегации необходимо убедить китайскую делегацию вложить средства в развитие сибирской экономики. Китайские представители должны озвучить, какие проблемы их волнуют.
3) Задачи эксперта:
– следить за временем выступающих
– дать оценку инвестирования в Сибирь по результатам выступлений двух групп, а так же на основании освоенного материала.
– в конце встречи предложить в какие же регионы и отрасли должны вложить средства китайские коллеги.
4) В конце встречи китайская делегация должна принять решение: куда вложить деньги.