Глава 2. анализ состояния и перспективы развития образования
2.1 Реформа системы образования
Последние реформы образования России не подаются никакой разумной логике. Логика пока такова: качество подготовки выпускников школ, в том числе по математике, падает с каждым годом.
Чтобы доказать справедливость этого тезиса, приведем некоторые цифры, которые были озвучены на Всероссийском съезде учителей математики, состоявшемся в октябре 2010 года в Москве. Если сравнить подлинное качество знаний выпускников 50-х годов и современных, то тогда «на хорошо и отлично» знали математику 70% школьников, а сегодня, по данным разных вузов, не более 20% студентов первых курсов знают математику на «4» и «5».
В конце 2011 года были представлены результаты международного исследования знаний 15-летних учащихся 65 стран, их способность применять и использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения широкого класса задач. Оценивалась читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Российская выборка включала более пяти тысяч учащихся из 210 образовательных учреждений 45 регионов России — школьников 9-10 классов и учащихся начального и среднего профессионального образования. Средний балл российских школьников в области математической грамотности соответствовал 39—40 местам среди 65 стран — участниц исследования, в читательской грамотности они заняли 41—43 места. Какие нужны еще доказательства падения уровня грамотности школьников?
Упомянутый выше Всероссийский съезд учителей математики выразил обеспокоенность существенным снижением уровня математической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству высококвалифицированных кадров, ее технологическую и информационную модернизацию. В чем же все-таки причины снижения качества образования в стране? Причин, видимо, много, и в газетной статье провести их полный анализ невозможно. Поэтому остановимся на некоторых, которые оказывают прямое влияние на качество образования.
В первую очередь, это реформы Минобраза, по которым наша система образования подгоняется под западные стандарты. Зачем надо подгонять наше образование под западные стандарты, разрушая все лучшее, что было у нас создано в образовательном пространстве?
Ситуация в какой-то степени проясняется, если учесть мнение экс-министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, высказанное им в беседе с профессором Е.А. Бунимовичем: «То, что наше образование было лучшим в мире, в некотором смысле лукавство. Оно было действительно хорошим для четко сформулированной авторитарной задачи в технократическом (советском авторитарном) обществе». Какой бы авторитарной ни была задача, ее решение давало достаточно хорошие результаты, обеспечивая достаточный уровень подготовки выпускников школ. То, что является истиной для всех специалистов, для бывшего министра является лукавством.
Уже сегодня имеющие в сертификатах ЕГЭ по математике хорошие баллы некоторые выпускники школ не знают таблицу умножения, что могут подтвердить и учителя школ, и преподаватели вузов, которые встречаются с такими выпускниками.
Несмотря на негативное отношение общественности, на многочисленные протестные публикации в СМИ, чиновникам образования удалось добиться принятия закона о повсеместном внедрении ЕГЭ, негативные последствия которого уже сказываются сегодня. Основными доводами для внедрения единого госэкзамена считались следующие задачи
1.Интеграция российского образования в европейскую систему в соответствии с Болонской декларацией
2.Формирование системы более объективной оценки подготовки выпускников школ
3. Борьба с коррупцией в вузах.
Что касается интеграции в европейскую систему образования, то результаты внедрения евростандартов налицо: мы сегодня из 65 стран на 40-м месте. Регулярно (каждые десять лет) независимая международная комиссия проверяет уровень физико-математической подготовки выпускников школ в разных странах. По этим показателям 50 лет назад Россия была на втором месте, США — на двадцатом. 15 лет назад мы оказались в пятой десятке, а сегодня ближе к сотому месту. Таковы результаты реформ за последние два десятилетия.
2.2 Развитие системы высшего образования
Анализ публикаций зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам высшей школы позволяет констатировать, что современное общество нуждается в подготовке специалистов высокой квалификации различной направленности, которые условно можно разделить на следующие основные категории:
- специалисты в сфере экономики и управления;
- специалисты научно-технической сферы;
- специалисты в сфере образования (педагоги);
- специалисты в сфере жизнеобеспечения(врачи,аграрии и др.);
-специалисты в сфере обеспечения национальной безопасности (внешней,, внутренней,, экологической ) и другие специалисты.
Можно условно свести все потребности любого общества к двум основным, в общем случае одинаково важным, категориям специалистов.
Первые должны быть подготовлены для решения тактических потребностей общества, вторые - для стратегических потребностей.
Первые должны быть способны разрабатывать и производить различные виды продукции,, находить решения при исследовании отдельных проблем (проектировщики, технологи, исследователи, организаторы отдельных производств и др.),. заниматься в определенной, достаточно освоенной и изученной области общественной деятельности. От них требуется хорошее владение аппаратом данной отрасли и в то же время способность улучшать и находить новые приемы и способы для развития этой отрасли, умение использовать и расширять свои знания в отрасли, передавать эти знания (для той части, которая причастна к подготовке новых специалистов). Для них существенны знания в близких, смежных областях, способность контактировать с представителями этих областей. Они должны также хорошо знать и владеть используемыми на практике технологическими методами и приемами.
Вторые (специалисты для решения стратегических потребностей общества) должны находить решения вопросов, охватывающих значительное количество различных дисциплин, наук, областей знаний. Осуществлять поиск совершенно новых подходов в отдельных научно -технических областях, уметь организовывать решение проблем, зависящих от различных отраслей. Для этого специалисты второй группы должны быть широко эрудированы, иметь высокий уровень общенаучной подготовки, знания в широком диапазоне смежных областей и в то же время хорошо знать самые последние достижения и тенденции по своей отрасли деятельности. Уметь
критически осмысливать достигнутое и использовать логические методы поиска новых решений.
Современному обществу нужны специалисты и первой и второй группы. Оно заинтересовано в их разумном сочетании. Исходя из этих соображений, в развитых и других странах осуществлен переход на гибкую многоуровневую подготовку специалистов, на формирование и реализацию гибких образовательных программ с учетом достижений мировой цивилизации в области культуры, науки и техники. В этих же целях осуществляется дальнейшая университетизация высшего образования (где проводится подготовка специалистов второй группы) с сохранением сильного сектора специализированных вузов (для подготовки специалистов первой группы).
Основные требования к профессиональной подготовке специалистов в вузах многих стран мира, в том числе в развитых странах и в России, выражены в требованиях к их профессинальной компетентности и отношению к профессии, исходя из национального и международного опыта.
Одной из главных целей профессиональной подготовки специалистов в высшей школе любой страны является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.
Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения компетентности как "углубленного знания", "состояния адекватного выполнения задачи", "способности к актуальному выполнению деятельности" и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия.
Содержание понятия компетентности включает в себя следующие основные существенные признаки: мобильность знаний, гибкость методов и критического мышления.
По мнению зарубежных исследователей, целью высшего образования является получение, накопление и сохранение новых знаний (новой информации). Высшее образование должно рассматриваться в качестве инвестиции страны в своё собственное будущее (в социальном, экономическом и политическом смысле). Оно играет важную роль в опреде лении и обеспечении научного, культрного и морально-нравственного - уровня общества.
Говоря о целях высшего профессионального образования, зарубежные исследователи подчеркивают следующее:
- высшее профессиональное образование призвано воздействовать на рынок труда, обеспечивая создание новых технологий и открытие новых областей деятельности;
- высшее профессиональное образование выступает весомым сектором непроизводительной сферы, в которой находится огромное количество рабочих мест, и оно должно обеспечивать значительную экономическую активность регионов;
- высшее профессиональное образование должно иметь определенное влияние на социальную сферу, на изменение принципов организации производства (и всей жизни общества) и общественных связей.
В настоящее время существует тенденция выдвижения на первое место организационных изменений в образовательных системах.
2.3 Итоги социально-экономического развития Российской
Федерации
Образовательные учреждения Российской Федерации реализуют образовательные программы определенного уровня и направленности. При этом обеспечивается преемственность образовательного содержания этих программ.
В соответствии с полученной лицензией образовательное учреждение может осуществлять образовательную деятельность по одной или нескольким образовательным программам одного или нескольких образовательных уровней.
К общеобразовательным программам относятся программы дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования. К общеобразовательным также относятся специальные корректирующие программы, реализуемые в специальных образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Образовательное содержание общеобразовательных программ направлено на развитие общей культуры личности, на создание основ для осознанного выбора и освоения в дальнейшем профессиональных образовательных программ.
К профессиональным образовательным программам относят программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского профессионального образования и программы дополнительного профессионального образования. Эти программы решают задачи последовательного повышения профессионального общеобразовательного уровней, обеспечивают подготовку квалифицированных специалистов различных уровней, обеспечивают формирование и совершенствование необходимых компетенций специалистов в процессе развития их профессиональной деятельности.
Профессиональная подготовка имеет целью приобретение человеком умений и навыков для выполнения работы, связанной с функциональными обязанностями рабочих профессий. Эта подготовка не связана с повышением образовательного уровня и может осуществляться как в образовательных учреждениях начального профессионального образования, так и на базе учебных цехов, учебно-производственных мастерских, учебных комбинатах, организуемых крупными промышленными предприятиями.
Профессиональное образование любого уровня позволяет приобретать человеку определенный уровень образования, получение профессии и соответствующей квалификации.
Начальное профессиональное образование обеспечивает работникам возможность иметь рабочую квалификацию или квалификацию служащего по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе полученного основного общего образования. Такое образование, соответствующую квалификацию рабочего или служащего и разряд могут быть получены обучающимися в профессионально-технических и иных училищах, лицеях соответствующего уровня и вида. Кроме того, программы начального профессионального образования часто реализуются в университетских системах довузовской подготовки на базе профильных классов подшефных школ. Нормативная продолжительность обучения в подобного типа образовательных учреждениях составляет 2-3 года и зачастую позволяет наряду с начальным профессиональным образованием получить среднее полное (общее) образование.
Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена (экономистов, бухгалтеров, техников, строителей и др.). Программы среднего профессионального образования реализуются в техникумах, колледжах, а также в вузах. Национальная система хозяйствования в настоящее время испытывает колоссальную потребность в специалистах среднего звена, таких как бухгалтеры, экономисты, программисты, правоведы, работники культуры. Экономические издержки на подготовку специалистов среднего звена примерно в 1,5-2,0 раза ниже, чем на подготовку бакалавров по направлению или дипломированных специалистов с высшим образованием.
Высшее профессиональное образование осуществляется с целью подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня на базе среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования или начального профессионального образования со средним (полным) общим. В Российской Федерации долгосрочные профессиональные программы осуществляются в соответствии с Перечнем направлений и специальностей высшего профессионального образования и в итоге обучающимся, успешно завершившим соответствующую программу подготовки присваиваются квалификационные академические степени "бакалавров" или "магистров" по направлениям подготовки, либо квалификация дипломированного специалиста по соответствующей специальности ВПО.
2.4 Диагностика темпов роста ВВП в России
Темпы роста ВВП России, %
год | значение |
-8.7 | |
-12.7 | |
-4.1 | |
-3.6 | |
1.4 | |
-5.3 | |
6.4 | |
10.0 | |
5.1 | |
4.7 | |
7.3 | |
7.2 | |
6.4 | |
8.2 | |
8.5 | |
5.2 | |
-7.8 | |
4.3 | |
4.3 | |
3.4 | |
1.3 | |
Выше были представлены статистические данные по темпу роста ВВП в России с 1993 по 2013.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экономический рост- это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени.
Увеличение совокупного производства рассчитывается в процентах по отношению к предыдущему периоду.
Экономический рост может измеряться в натуральных стоимостных показателях. Сопоставление объемов производства в физических единицах (тоннах, километрах и т. д.) позволяет избежать вызываемых инфляций. Однако не всегда возможно сопоставить прежние виды товаров и услуг. Поэтому применяется стоимостное измерение, очищенное от роста цен.
Основными показателями служат:
-увеличение годового объема ВВП (ВНП, НД)
-увеличение доли ВВП, приходящейся на душу населения страны
Экономический рост зависит не только от общих тенденций, обусловленных средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития народного хозяйства страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т.п.
В целом, следует позитивно оценить приоритетные направления развития системы образования, одобренные правительством. Реализация намеченных мероприятий позволит серьезно продвинуться в вопросе унификации российских и западных стандартов образования. Однако пока не будет реальных действий, помимо экспериментирования с ЕГЭ, трудно говорить о том, когда реформа действительно перейдет в практическую плоскость.
Безусловно, России необходима реформа образования. При существующей системе нельзя рассчитывать на существенное наращивание человеческого капитала, который в принципе определяет перспективы развития всей экономики. Ученые мира уже пришли к выводу, что наиболее важным ресурсом экономики является человеческий ресурс, обладание которым в масштабах страны определяет ее позицию в мире. Конечно, важен еще фактор использования данного ресурса, то есть насколько государство может дать людям возможность реализации накопленного потенциала. Однако в случае растраты этого потенциала на его восстановление могут уйти годы, а первую проблему можно решить в значительно более короткие сроки. Таким образом, при бездействии Правительства в данном направлении конкурентоспособность России в мире ежегодно будет уменьшаться.
Реформу образования, прежде всего, надо проводить в разрезе кардинального улучшения качества, а именно того, кто и как преподает в российских учебных заведениях, насколько это применимо в реальной жизни и соответствует реалиям сегодняшнего времени. реформа российской системы образования должна состоять из выполнения следующих мероприятий
1)Резкое повышение зарплаты и ужесточение требований к преподавателям. Нужна жесткая переаттестация преподавательского состава, в результате которой 10-20% из них лишатся права преподавания, привлечение специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики
2)Борьба с коррупцией в учительской и профессорско-преподавательской среде
3) Инвестиции в материальную базу образования (здания, спортивные сооружения, компьютерное оборудование и т.д.)
4) Совершенствование методов преподавания с учетом специализации, оценка учебников независимыми специалистами, радикальная реформа системы преподавания иностранных языков
Некоторое ускорение экономического роста в III квартале 2005 года стало достаточно неожиданным. Если до нового года не произойдет существенного снижения темпов роста, то в целом темп роста ВВП по итогам года может быть несколько выше 6%. Касаясь структурных изменений в росте ВВП, можно отметить возрастающую роль сектора услуг по сравнению с уменьшением вклада промышленности. Как добывающие, так и обрабатывающие отрасли промышленности замедлили свой рост относительно прошлого года, что в целом было достаточно ожидаемым. В то же время, такие сектора экономики, как строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, оптовая и розничная торговля растут стабильно высокими темпами, и их рост имеет все шансы продолжиться в среднесрочной перспективе.
Дальнейшая динамика развития обрабатывающих производств будет зависеть от того, насколько отечественные производители смогут повысить свою конкурентоспособность по сравнению с импортной продукцией. Безусловно, с точки зрения качества экономического роста, удовлетворение возрастающего потребительского спроса через производство высококачественной отечественной продукции было бы более предпочтительным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтернативы экономического развития России в ХХI в. // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - N6. - С. 44-47
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие. 2-е издание переработанное и дополненное. М. 2006г.
3. Бреев Б., Галецкий В. Развитие сферы услуг и эконимический рост (материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. - 2008. - N10. - С. 56-60
4. Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономике // Высшее образование в России - 2005. - N8. - с. 9-15
5. Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой // Экономист. - 2007. - N 9. - С. 3-8.
6. Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования// Alma Mater - 2009. - №12. - с. 3-6.
7. Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2010. - 735 с.
8. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - М.: Дело, 2009. - 280 с.
9. Гэлбрейт К. Экономическая политика измеряется результатами // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - N5. - С. 32-37
10. Денежное обращение и банки: Учеб. Пособие / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. - М.: Финансы и статистика, 2009.
11. Егоров Е.В. Экономика общественного сектора: Курс лекций. - М.: ТЕИС, 2008. - 334 с.
12. Куликов В. Социальные императивы продолжения экономического реформирования // Российский экономический журнал. - 2000. - N1. - С. 3-12
13. Национальная промышленность России: подъем и развитие // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - N1.
14. Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: -- Интерпракс, 2009, 268 с.
15. Саркасов П. Новые подходы к организации высшей школы. // Alma Mater -- 2005. -- №11. -- с. 17-21.
16. Современная экономика. Многоуровневое учебное пособие. Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: Изд. “Феникс”. 2009.
17. Шевкунов А. Молодые специалисты на рынке труда // Волга -- 2004. -- №54. -- с.8-11
18. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. Белоусова В.М. - Ростов-на-Дону: Изд. “Феникс”, 2002.