Монополия как тип рыночной структуры
Монополия как тип рыночной структуры встречается относительно редко. Данный рынок характеризуется единственностью продавца, осуществляющего абсолютный контроль над рынком в части цены и объема продаж. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, не имеющую совершенных заменителей, или субститутов. Хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование несовершенных, заменителей своего товара.
Препятствием для конкурентов на таком рынке выступают входные барьеры, то есть система административных, технологических а также стоимостных ограничителей.Среди них:
- контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
- наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;
-существование правительственных лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;
-наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
- высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.
Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов. Вышеназванные ограничители создают предпосылки для деятельности разных типов монополий: административной, экономической, естественной.
В условиях монополизированного рынка фирма имеет абсолютный контроль над ценой, что находит отражение в отрицательном наклоне кривой спроса на продукцию фирмы.
У простой, не применяющей ценовой дискриминации, монополии предельный доход MR меньше цены Р: когда фирма вынуждена снижать цену, чтобы продать дополнительную единицу продукции, это приводит к потере выручки от производства предыдущих единиц.
Монополист максимизирует прибыль, производя такое количество продукции, при котором MR = МС. Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке выпуска, обеспечивающего максимум прибыли. Монопольная цена всегда выше предельных издержек, то есть монополия максимизирует прибыль при выполнении условия:
Р > МС = MR (7.2)
Так как монополист может изменять объем производства и цену товара, для него не существует кривой предложения.
Рис.7.2. Определение оптимального выпуска и цены фирмой-монополистом
С целью максимизации прибыли монополия может проводить ценовую дискриминацию — устанавливать разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Чтобы фирма могла это делать, необходимо наличие нескольких условий. Во-первых, продавец должен в определенной степени контролировать цены, т. е. обладать монопольной властью; во-вторых, ему необходимо разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене; в-третьих, должны быть ограничены возможности перепродажи товара покупателями, получившими его по низкой цене, людям, готовым купить этот товар по более высокой цене. В случае совершенной ценовой дискриминации каждая единица товара продается по максимальной цене, которую готов уплатить покупатель, т. е. по цене спроса, что позволяет монополисту присвоить весь потребительский излишек как излишек производителя. При этом монополия может предложить на рынке такое же количество продукции, как и в конкурентных условиях.
По сравнению с конкуренцией монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньшее количество продукции и установить более высокую цену на свой товар. В результате общество несет потери, возникающие из-за того, что производится меньше, чем позволяют ресурсы, а высокие цены монополиста позволяют ему перераспределить в свою пользу часть доходов потребителей ( рис.7.3). Такого рода потери определяются в микроэкономике как «социальный груз монополии».
Рис. 7.3. Социальные последствия монопольной власти
Последствие монополизации совершенно конкурентной отрасли иллюстрирует рис. 7.3. Рыночный спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли представлен линией спроса D, а предложение отраслевой кривой предельных затрат, SMC. Соответственно равновесный объем продукции совершенно конкурентной отрасли составит Q*1, а цена P*1. Очевидно, что при монополизации отрасли объем выпуска и цена изменятся. Действительно, монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q*2, поскольку именно этот объем соответствует точке в которой кривые предельных затрат и предельной выручки пересекаются. Этому оптимальному для монополиста выпуску соответствует более высокая цена P*2. Ведь именно такую цену согласны уплатить за товар покупатели, если объем продаж составляет Q*2. В таблице приводятся основные изменения в благосостоянии потребителей и производителей: