Диверсификация деятельности фирм
Она отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками и может быть выражена через индекс энтропии. Диверсифицированные фирмы обычно больше по размерам, чем недиверсифицированные; в них можно осуществить больший объем производства, меньше риск, связанный с конкретным рынком, поскольку возможные убытки на одном рыночном сегменте они могут компенсировать прибылью на других.
Вследствие этого и ряда других причин диверсификация производств является барьером не только входа, но и выхода из отрасли.
Иностранная конкуренция.
Либерализация внешней торговли приводит к процессам, понижающим уровень концентрации и степень несовершенства рынка; барьеры входа и выхода на рынок зависят от ставки импортных тарифов - в любом случае их изменение - рост или понижение – влияют на потребительский рынок, в зависимости от характера концентрации. Это элементы государственной внешнеторговой политики.
Институциональные барьеры.
Институциональные барьеры являются одним из способов регулирования входа на рынок и выхода с рынка. К барьерам входа можно отнести:
- систему лицензирования деятельности фирм;
- систему государственного контроля над ценами;
- регулирование уровня доходности фирм;
- государственное ценообразование на товары (услуги).
К выходным институциональным барьерам можно отнести:
- процедуры прекращения деятельности и объявления банкротства, что определяет величину необходимых издержек;
- высокий уровень рисков, связанных с выходом фирм с рынка, что одновременно служит и входным барьером на рынок.
Таким образом, можно констатировать тот бесспорный факт, что существует разнообразие барьеров входа на рынок и выхода с рынка. Природа их весьма разнообразна, как и различна степень влияния на структуру рынка. Существующий взгляд на классификацию барьеров как низких, средних и высоких не более, чем условность.
Взгляды экономистов на сущность и значимость барьеров весьма различны. Одни из них считают, что барьеры значительно важнее, чем внутренние рыночные структуры. Чикагская школа придерживается взглядов на неясность и бессмысленность барьеров. Рациональность взглядов на данную проблему заключается в том, что барьеры и потенциальный вход обычно второстепенны по отношению к внутренним условиям, а перспективная конкуренция редко нарушает реальную конкуренцию или монополию. Фирмы, уже существующие на рынке, мало озабочены потенциальными конкурентами, которые когда–то, где–то и как-то вступят в рынок, обладая неизвестными размерами, влиянием и притязаниями.
Вопросы для самопроверки
1. Какова суть интеграционных процессов?
2. Что общего и каковы различия горизонтальной, вертикальной и универсальной интеграции?
3. Какой критерий положен в основу разделения интеграции на полную, частичную и квазиинтеграцию?
4. Выделите в тексте виды вертикальных ограничений на отраслевом рынке.
5. Можно ли вертикальные ограничения рассматривать в качестве инструментария реализации рыночной власти активной фирмы на отраслевом рынке?
6. Имеет ли место положительное воздействие вертикальной интеграции на развитие экономики страны?
7. Побудительные мотивы фирм к вертикальной интеграции?
8. Каковы последствия вертикальной интеграции?
9. Что понимается под диверсификацией, производства и какова его роль как мотива к вертикальной интеграции фирм?
10.В чем особенности таких форм интеграции фирм, как слияния и поглощения?
Задачи и ситуации
1.Предположим, что рыночный спрос на конечную продукцию описывается уравнением Qd = 100 - Р. Технология производства конечной продукции предполагает фиксированные пропорции использования двух типов промежуточной продукции (назовем их А и С): для выпуска единицы конечной продукции необходима одна единица промежуточного продукта А и одна единица промежуточного продукта С. Рынок промежуточного продукта С конкурентный, средние издержки производства продукта составляют 2. Средние и предельные издержки производства промежуточной продукции А также равны 2. Определите, как повлияет вертикальная интеграция на прибыль фирм на рынке и выигрыш потребителя на рынке конечной продукции, при условии:
а) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по одному производителю-монополисту;
б) и на рынке промежуточной продукции А, и на рынке конечной продукции действует по пять фирм-олигополистов, взаимодействующих по Курно.
Сделайте выводы относительно предпочтительности вертикальной интеграции: с точки зрения фирм; с точки зрения потребителей; с точки максимизации общественного благосостояния.