II.II. Робинзонада и ее влияние на мировую культуру

Известно, что первым внимание общественности на произведение Дефо обратил не кто иной, как Жан-Жак Руссо, назвав ее «самым удачным трактатом о естественном воспитании»[5]. Оценивали «Робинзона Крузо» и Свифт, и Диккенс. Аникст же пишет, что ряд «переводов, переделок и подражаний» появился практически сразу.

«Так, в XVIII веке появились Робинзоны бранденбургский, берлинский, богемский, франконский, силезский, лейпцигский, французский, датский, голландский, греческий, английский, еврейский, ирландский, швейцарский, мюнхенский (обозначенные так по месту происхождения или по языку, на к-ром написано подражание). Были Робинзоны, касавшиеся самых разнообразных профессий, вплоть до книгопродавческой и медицинской; появились также девушка-Робинзон и Робинзон-невидимка»[6], - пишет он.

Вообще, робинзонада определяется как поджанр приключенческой литературы, который вслед за романом Дефо «Робинзон Крузо» описывает жизнь одного или нескольких людей на необитаемом острове.

Популярность нового произведения в эпоху Просвещения достигала таких размахов, что немецкий библиограф Кох насчитывал около 40 разнообразных Робинзонов, появившихся только в Германии к 1760 году – то есть, всего лишь за 40 лет.

Наиболее популярными английскими робинзонадами, возникшими в XIII веке, были «Путешествия и приключения Вилльяма Бингфильда», «Жизнь и приключения Джона Даниэля» и «Морское путешествие Петра Вилькинса» Роберта Пултока. Вероятно, уже просто из заголовков мы можем сделать определенные выводы о содержании произведений, но Аникст также приводит, по традиции, полное название последнего: «Жизнь и приключения Петра Вилькинса, родом из Корнуэлля, повествующая о кораблекрушении, которое он потерпел вблизи южного полюса; о его чудесном проходе через подземную пещеру в некий новый мир; его встречу там с Летающей женщиной, чью жизнь он спас и на ком впоследствии женился; его необычайный перелет в страну летающих мужчин и женщин; описание этой странной страны, с ее законами, обычаями и нравами обитателей; замечательные деяния автора среди этого народа; записанная с его слов во время путешествия с мыса Горн в Америку на корабле „Гектор“, с предисловием, описывающим необычайный способ, каким он прибыл на борт корабля, и его смерть в 1739 по сошествии на берег в Плимуте; написано Р. С., пассажиром на „Гекторе“»[7].

Безусловно, каждый из нас может назвать еще хоть одного такого Робинзона. Все произведения, написанные по сюжету Дефо, на мой взгляд, перечислить невозможно. Более того, за три века понятие робинзонады расширилось не только до размеров литературы, сюжет которой строится по сценарию «необитаемого острова», но и совсем, казалось бы, других сюжетов, центральное «ядро» которых, однако, при пристальном внимании все еще оказывается робинзонадой.

Говоря о классической приключенческой робинзонаде, нельзя не вспомнить, например, роман «Таинственный остров» Жюля Верна, герои которого снова оказывается на необитаемом острове, снова обустраивают свою жизнь – только общая канва оказывается совсем другой. Или же «Коралловый остров» Роберта Баллантайна – здесь героями являются совсем подростки, однако, пройдя через очередной необитаемый остров и его трудности, ребята возвращаются к цивилизации гораздо более мудрыми, чем были до этого. Это еще одна черта классической робинзонады – остров служит здесь не только местом действия, но способом показать нравоучительную сторону романов Дефо и его последователей.

В более же широком смысле под робинзонадой сегодня понимается любое произведение мировой культуры, в которой не обязательно присутствовать острову – хотя и этот способ все еще весьма популярен – достаточно лишь нужного героя-отшельника, отделенного от привычной нам цивилизации тем или иным способом. Здесь нельзя не вспомнить Маугли, нельзя не вспомнить Тарзана или, например, Алису Селезневу – произведения Кира Булычева можно смело относить к жанру космической робинзонады.

Понятие робинзонады в наше время настолько широко, что его, на мой взгляд, нельзя однозначно относить только к художественной культуре. Неоклассики ввели в мировую экономику термин «метод робинзонады» - суть его в том, что «основные законы экономики можно познать в хозяйстве изолированного индивида»[8].

III. Заключение

«Приключения Робинзона Крузо», на мой взгляд, является одной из немногих книг, которая смогла выйти из круга чтения для избранных, став книгой для многих. Как народные сказки передаются из уст в уста, постепенно видоизменяясь, так и Робинзон имеет тысячи лиц и тысячи разных жизней, превратившись в действительно всенародного героя. Его переписывали, им восхищались, делали подпольный «самиздат», потому что спрос на книги был огромен.

Современный мир сегодня нельзя представить без Робинзона и жанра робинзонады. Любому человеку хотя бы раз в жизни задавали вопрос, что бы он взял с собой на необитаемый остров, все видели фильмы, читали книги, смотрели телепередачи с «новыми робинзонами». За Даниэлем Дефо крепилась репутация «величайшего выдумщика», и, глядя на всю эту многовековую «махину» приключений, нельзя с этим не согласиться.

IV. Библиография

Аникст А. Робинзонада // Литературная энциклопедия: В 11 т. // URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7181.htm

Неоклассическое направление экономической теории. // URL: http://lib4all.ru/base/B2355/B2355Part24-91.php

Громова И.А. Среда и личность в романах Даниэля Дефо. // URL: http://www.dissercat.com/content/sreda-i-lichnost-v-romanakh-danielya-defo

Жизнь Робинзона Крузо. // URL: http://livedreams.ru/oknigah/ostrov-robinzona-kruzo.html

Годы одиночества. Истинное лицо Крузо. // URL: http://www.superstyle.ru/27jun2008/puteshestvie_selkirk?print=1

Толковый словарь Ефремовой // URL: http://www.efremova.info/word/robinzon.html#.VnDEDEqLTIW

Робинзонада // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0#cite_note-anikst-1

Робинзон Крузо // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BE

Урнов Д. Судьба героя и автора // URL: http://royallib.com/read/urnov_dmitriy/defo.html#0

[1] Толковый словарь Ефремовой // URL: http://www.efremova.info/word/robinzon.html#.VnDEDEqLTIW

[2] Жизнь Робинзона Крузо. // URL: http://livedreams.ru/oknigah/ostrov-robinzona-kruzo.html

[3] Годы одиночества. Истинное лицо Крузо. // URL: http://www.superstyle.ru/27jun2008/puteshestvie_selkirk?print=1

[4] Аникст А. Робинзонада // Литературная энциклопедия: В 11 т. // URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7181.htm

[5] Громова И.А. Среда и личность в романах Даниэля Дефо. // URL: http://www.dissercat.com/content/sreda-i-lichnost-v-romanakh-danielya-defo

[6] Аникст А. Робинзонада // Литературная энциклопедия: В 11 т.

[7] Там же.

[8] Неоклассическое направление экономической теории. // URL: http://lib4all.ru/base/B2355/B2355Part24-91.php

Наши рекомендации