Спрос и закон спроса. Детерминанты спроса. Эластичность спроса: виды, типы, показатели
Для характеристики рыночных процессов чаще всего употребляют такие понятия, как спрос, предложение, равновесная цена и равновесный объем продаж. Они нуждаются в подробном рассмотрении, т.к. оказывают огромное влияние на ценообразование и хозяйственную деятельность.
Спрос (D, от англ. demand) – это представленная на рынке потребность в товарах и услугах, т.е. потребность потребителей, подкрепленная их платежеспособностью. Спрос – это категория, отражающая связь между количеством покупаемых экономических благ и их ценой. Обычно это соотношение цен и количеств рассматривается относительно фиксированной единицы времени, т.к. временный фактор может существенно менять соотношение количества продаж и цен за единицу товара. Поэтому спрос можно определить как количество определенного товара, которое хотят и могут купить потребители по каждому возможному уровню цен в определенный период времени.
Различают индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос. Если индивидуальный спрос отражает платежеспособную потребность отдельного покупателя, то совокупный спрос характеризует общий объем товаров и услуг, на который может быть предъявлен спрос, т.е. суммарную потребность государства, предприятий, граждан, представленную на рынке в денежной форме.
Закон спроса проявляется в обратной зависимости между ценой (Р) и покупаемым количеством (QD ) товара: чем выше цена, тем при прочих равных условиях меньше количество товара будет куплено потребителями. И, наоборот, при снижении цены количество продаж возрастет. На рис. 3.1 изображена графически интерпретация закона спроса QD = f(P). Наклон и крутизна линии спроса может быть большей или меньшей, т.к. спрос на разные товары неодинаков, и в каждом конкретном случае кривая будет иметь разный вид. Следует иметь в виду, что направление кривой всегда сохраняется, отражая субъективные оценки потребителей о снижающейся предельной полезности покупаемых товаров.
Рис. 3.1 Кривая спроса
Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса. Рассмотрим влияние на спрос ценовой детерминанты, т.е. цены. При исследовании влияния на спрос цены видно, что спрос при прочих неизменных детерминантах не меняется. При изменение цены меняется объем продаж, но спрос остается неизменным, меняется лишь его объем, т.е. в этом случае происходит скольжение по кривой спроса. Это позволяет сделать вывод, что цена не вызывает изменения спроса, а регулирует его объем.
Спрос определяют многие факторы, которые вызывают его изменение. Поэтому его можно представить как функцию не только от цены, но и от других факторов:
QD = f (Px, Ра, Pв, …, Pп, …, I, Т, N, E),
где Рx – цена данного товара; Ра, Pв, …, Pn – цены других товаров; I – денежные доходы потребителей; Т – вкусы и предпочтения потребителей; N – число покупателей на рынке; E – ожидания покупателей.
Если изменяется спрос, то это означает, что каждому уровню цен соответствует новая величина спроса. Вследствие этого происходит смещение кривой спроса вправо, если спрос увеличивается, или влево – при уменьшении спроса (рис. 3.2).
Рис. 3.2 Изменение кривой спроса под влиянием неценовых детерминант
Неценовыми факторами спроса являются:
1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;
2) изменение доходов и платежеспособности населения;
3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары;
4) ожидания потребителей в отношении изменения цен на товары и будущего дохода, наличия товара на рынке;
5) изменение количества покупателей на рынке.
Степень воздействия определенных факторов на изменение спроса характеризуется эластичностью спроса. Обычно в экономической теории и практике выделяют и анализируют три вида эластичности спроса:
-эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса);
- эластичность спроса по доходу;
- перекрестную эластичность спроса.
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество товара. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьировать от товара к товару. Более того, оказывается, что реакция потребителей на одну и ту же продукцию существенно меняется при изменении цен в различных пределах.
Степень реакции или чувствительности потребителя к изменению цены называют ценовой эластичностью спроса.
В общей характеристике эластичности можно наблюдать три различных ситуации:
- спрос эластичный (рис. 3.3), если при небольшом снижении цены объем продаж сильно возрастает;
- спрос имеет единичную эластичность (рис. 3.4.), если изменение цен и продаж оказывается равновеликим (1 % и 1 %, 10 % и 10 %);
- спрос неэластичный (рис. 3.5), если даже при существенном изменении цены спрос меняется незначительно.
Рис. 3.3 Эластичный Рис. 3.4 Единичная Рис. 3.5 Неэластичный
спрос (Е > 1) эластичность (Е =1) спрос (Е < 1)
Ценовая эластичность спроса определяется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене ( ), который рассчитывается как отношение процентного изменения количества продаж к процентному изменению цены товара (см. рис. 3.1):
.
Коэффициент ценовой эластичности спроса может принимать различные значения. В строго математическом смысле этот коэффициент всегда рассчитывается со знаком минус, т.к. цена и спрос изменяются в противоположном направлении. Для простоты анализа обычно используется модуль, т.е. положительное значение данного показателя.
На ценовую эластичность спроса влияет много факторов:
1) степень заменяемости товара: чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него;
2) удельный вес товара в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, тем выше будет эластичность спроса на него;
3) тип товара (предметы роскоши или предметы первой необходимости). Обычно спрос менее эластичен на предметы первой необходимости;
4) фактор времени: спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее период времени на его приобретение.
Измерение и оценка эластичности спроса по цене выступают важным инструментом экономического анализа рыночной ситуации и широко используются в маркетинговых исследованиях фирм. Это связано прежде всего с выбором ценовой тактики и стратегии фирмы. Прежде чем изменить цену (повысить или понизить), каждая фирма анализирует, как это скажется на объеме ее продаж, ее выручке. Так, при единичной ценовой эластичности спроса на товар снижение цены в точности компенсируется ростом объема продаж, который не изменяет общей выручки. В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая выручка снижается, что нежелательно для фирмы.
В этом случае ей не следует снижать цену, а выгодно повышать ее.
В случае высокой эластичности спроса снижение цены приводит к значительному повышению объема продаж и увеличению общей выручки товаропроизводителя. В этом случае варьирование ценой является мощным инструментом экономической стратегии фирмы.
Зависимость поведения покупателей и величины общего объемадохода (выручки) товаропроизводителей от характера и величины эластичности спроса на товары по цене представлена в табл. 3.1.
Наряду с ценовой эластичностью спроса широко известна эластичность спроса по доходу. Она показывает влияние изменения доходов потребителей на изменение спроса на различные товары и измеряется на основе расчета коэффициента эластичности спроса по доходу:
=
Формула этого коэффициента очень напоминает формулу коэффициента ценовой эластичности спроса, только в ней вместо процентного изменения цены в знаменателе дроби стоит процентное изменение дохода (DI).
Для большинства товаров – товаров высшей категории – коэффициент эластичности по доходу принимает положительное значение. Обычно с ростом доходов люди начинают больше потреблять именно этих товаров (более качественные продукты питания и лекарства), использовать более комфортабельное жилье. Поэтому на рис. 3.6,а кривая спроса по доходу имеет восходящий характер.
Таблица 3.1 Связь между эластичностью спроса и выручкой от продаж товара |
Рис. 3.6 Линии спроса по доходу для различных товаров: а - линия спроса
на товары высшей категории; б - линия спроса на товары низшей категории
Для товаров низшей категории коэффициент эластичности по доходу принимает отрицательное значение, т.к. эти товары больше потребляются людьми с низкими доходами. Поэтому на рис. 3.6,б кривая спроса по доходу имеет нисходящий характер.
Следует отметить, что если коэффициенты ценовой эластичности спроса имеют исключительное значение в микроэкономическом анализе с позиций выбора ценовой тактики и стратегии отдельных фирм, то коэффициенты эластичности спроса по доходу широко используются в макроэкономическом прогнозировании. На основе их анализа выявляются отрасли, имеющие в будущем по мере роста благосостояния основной части населения большие перспективы, большие шансы на процветание и расширение, и отрасли, которые в будущем ожидает застой и сокращение производства. Так, например, высокая положительная эластичность спроса по доходу на автомобили предвещает процветание автомобильной промышленности на долгосрочную перспективу.
Перекрестная эластичность – это третья разновидность эластичности спроса, которая рассчитывается и используется в экономической теории и практике. Она показывает, насколько чувствителен потребительский спрос на один товар (товар Х) к изменению цены какого-либо другого товара (товара Y).
Формула перекрестной эластичности спроса идентична формуле простой ценовой эластичности, только в знаменателе стоит процентное изменение цены не товара Х, а товара Y:
.
Коэффициент перекрестной эластичности спросапозволяет количественно охарактеризовать взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров. Если он имеет положительное значение, т.е. показывает прямую зависимость между изменением спроса на товар Х от изменения цены товара Y, то товары Х и Y являются взаимозаменяемыми. Например, рост (снижение) цены масла (товара Y) заставляет потребителей покупать больше (меньше) маргарина (товара Х). Чем больше положительное значение коэффициента перекрестной эластичности спроса, тем больше степень заменяемости двух товаров.
Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Так, рост (снижение) цены фотоаппаратов приведет к сокращению (повышению) количества покупаемых фотоаппаратов и, соответственно, к сокращению (росту) спроса на фотопленку (товар Y). Чем значительнее величина отрицательного значения коэффициента перекрестной эластичности спроса, тем более связаны эти два товара.
Нулевой или близкий к этому значению коэффициент перекрестной эластичности спроса свидетельствует о том, что два товара Х и Y не связаны междусобой, т.е. являются независимыми товарами.