Бизнес и предпринимательство: определение, сущностные признаки, трудовые ценности, культурно-исторический феномен
Систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества наиболее точно определяет слово бизнес (от англ. business) -
любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгод
Предметом бизнеса, независимо от того, что изготавливается, выпускает
ся или предлагается, является производство материальных и духовных'
благ (товаров и услуг), приносящее прибыль двум сторонам, участвую
щим в сделке. Бизнес, приносящий выгоду только одной стороне, непер
спективен.
Крупной сферой бизнеса становятся телерадиокомпании, кинофир
мы, индустрия шоу-развлечений, специализированные предприятия от
дыха и развлечений, спортивно-зрелищные предприятия, развлекатель-
ные учреждения, туризм, издание журналов и газет.
Наиболее полно и содержательно сущность бизнеса раскрывается
следующих признаках (2;60):
1) обмен деятельностью между деловыми людьми или субъектами
хозяйствования; '
2) стремление каждого участника обмена деятельностью (сделки) ре-
ализовать свой личный интерес;
3) проявление личной или коллективной творческой инициативы в
реализации сделки;
4) способность и готовность идти на риск ради проведения сделки на
выгодных условиях;
5) способность, готовность и умение осуществлять интенсивное дело,
вое общение с целью достижения наибольшей выгоды;
6) способность дифференцировать вероятные и действительные ре
зультаты сделок и, исходя из этого, определять приоритетные направле-
ния экономической деятельности.
Рассмотрим эти признаки применительно к такому культурно-ист рическому феномену организации человеческих усилий, как предприни-мательство, являющемуся четвертым фактором (ресурсом) производ-ства и одной из наиболее существенных черт рыночной системы.
Предприниматель -это любой индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск; устремленный в будущее, чьи действия характеризуются как надеждой получить прибыль или личный доход, так и готовностью к потерям.
В Российской Федерации предприниматель может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательными актами, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.
Философия предпринимательства включает такие разнородные составляющие, как творческая активность, практичность (прагматизм), этичность. Последнее свойство отражается в этике хозяйственной жизни, то есть в ценностно-мотивационном отношении к труду, богатству, накоплению, определяет образцы и нормы организации социального взаимодействия хозяйствующих субъектов.
Термин "предпринимательство" ассоциируется прежде всего с экономической активностью, хотя предприимчивость успешно используется в сфере искусства, политики, в любом творческом процессе, часто не связанном с бизнесом или сферой обмена. Сам термин определяется как инициативная, основанная на новой коммерческой или технологической идее, деятельность, которая на основе риска инициирует, на основе предприимчивости организовывает, на основе ответственности стабилизирует и на основе личной заинтересованности, от своего имени и под свою имущественную ответственность развивает ту или иную форму добычи материальных либо духовных благ (товаров и услуг) в сфере производства или обмена (6;15).
Сущность предпринимательства выражается в его принципах:
♦ ориентация на человека как главную ценность и предприятия, и
общества в целом;
♦ самоотверженное, подвижническое служение потребителю (поку
пателю, читателю, экскурсанту, слушателю, зрителю);
♦ создание и поддержание культурной среды фирмы, соблюдения
этических норм поведения, духа товарищества, взаимного уважения, де
мократических традиций, возможностей профессионального роста, оп
латы творческих достижений;
♦ взаимодействие всех сотрудников, отвечающих за прибыль, пре
следующих общие предпринимательские цели, которые реальны, понят
ны каждому и отражают основной характер предприятия;
♦ максимальное использование конкурентной среды, требования к
качеству продукта труда.
Культура фирмы проявляется через представление о ценностях, из которых выводятся нормы и правила поведения, складывается конъюнктура творческих сил, влияющих на конкретное поведение. Культуру предпринимательства образно сравнивают с главным течением реки: независимо от того, есть ли на поверхности волны, штормит или стоит штиль, главное течение от этого не меняется (34;35).
Многообразие культур предпринимательства обусловлено многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Но всякая работа, исполняемая человеком, должна удовлетворять четырем условиям:
1) работа должна соответствовать предназначению человека, должна
доставлять удовольствие, быть постоянной жизненной школой, не катор
гой, а игрой;
2) всякая работа должна иметь определенное завершение, результат,
срок и не выглядеть неопределенной, бесконечной лямкой;
3) работа должна соответствовать мастерству, классу исполнителя;
производительный труд требует минимальных усилий, изящества, та
ланта;
4) работа должна сопровождаться в оговоренный срок справедливым вознаграждением за труд, его качество и производительность, или участием исполнителя в прибылях.
Вопреки распространенному мнению о склонности наших сограждан в последние годы к чисто меркантильным ценностям, результаты опроса, проведенного журналом "Ридерз Дайджест" (октябрь 1998 г., с.25-32), свидетельствуют о том, что для россиян важны не только деньги. Важными факторами являются также контакты (45%) и стремление к деятельности, полезной для общества (39%).
Иерархия мотивов трудовой деятельности у мужчин практически не отличается от той, которую выбирают женщины, только у женщин несколько более высок рейтинг гибкого графика работы и близости работы к месту жительства. А для респондентов с высшим образованием профессиональный рост почти так же важен, как доход (соответственно 62 и 66 %), и возможности самореализации не менее значимы, чем контакты слюдъми.
Итоговый рейтинг трудовых ценностей по опросу "Ридерз Дайджест" выглядит так:
♦ доход (72%),
4- контакты с людьми (45%),
♦ полезность для общества (39%),
♦ возможность самореализации (26%),
♦ социальные гарантии (23%),
♦ профессиональный рост (19%),
4- близость места работы к дому■ (18%),
♦ гибкий график (10%),
4- возможность принимать решения (7%).
Неожиданным результатом опроса явилось и то, что 13% ответивших американскому журналу выбрали самостоятельную занятость, то есть предпочли делать то, что они сами считают нужным, не отчитываясь перед начальством, и получать деньги за выполненную работу при ненормированном рабочем дне. В самих США, где царит дух предпринимательства, самостоятельно занятые составляют 8,6 % всего работающего населения.
На вопрос, какие факторы являются важнейшей основой для успешной карьеры, социологи «Ридерз Дайджест» получили такие ответы:
4- предприимчивость, инициативность -51%,
4- образование -45%.
Наши сограждане (а в опросе приняло участие 3312 читателей журнала, живущих в крупных (38%), средних и малых (33%) городах и селах (29%), расположенных на территории, охватывающей 11 часовых поясов России) осознают, что необходимо не только овладевать знаниями и профессиональным опытом, но к тому же научиться их продавать.
Устройство на работу по знакомству по сей день считают актуальным 31%, но две трети респондентов убеждены, что приспособиться к изменившимся условиям занятости в наибольшей степени помогает профессиональный опыт.
Полученные ответы разрушили все еще бытующие стереотипы, будто наши соотечественники избегают ответственности на работе, не заинтересованы в результатах своего труда и полагаются главным образом на помощь извне. Большинство участников опроса, по заключению «Ридерз Дайджест», приспосабливаются к реалиям свободного рынка в вопросах работы и карьеры, уверены в своих силах, предприимчивы и берут на себя ответственность за свое благополучие.
Для развивающегося предпринимательства в нашей стране важными факторами являются:
♦ создание благоприятной экономической среды по формированию
рынка;
♦ политическая стабильность;
♦ социальная защищенность бедных и беднейших слоев населения
(перепад доходов между верхними 10% населения - самыми богатыми и
нижними 10% - самыми бедными, по разным источникам составляет от
26до39раз);
4- создание заслона для коррупции чиновничьего аппарата, ставшей удавкой для предпринимательства в России;
■¥ законодательное осмысление всех аспектов рыночной экономики, в том числе правовые нормы, регулирующие земельные отношения;
+ высококультурная социальная среда, в которой возрастают и разнообразятся потребности и предпринимательство находит большее понимание.
4.3. Сущность и виды предпринимательской культуры и деятельности
Исходя из рассмотрения предпринимательства как социального феномена, определим сущность предпринимательской культуры. В целом это - совокупность образцов поведения, ценностной системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, ориентирующих субъектов на те или иные формы экономической активности в системе предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства во времени (6;33&-337).
На культуру предпринимательства сильное опосредованное влияние оказывают два критерия: риск и обратная связь.
Решения и действия, связанные с функционированием рынка, объективно и субъективно содержат в себе риск (малый - большой).
Правильность принятого решения или эффективность конкретного действия определяются временем обратной связи, то есть скоростью поступления информации (быстро-медленно) об успехах или неудачах предпринимателя на рынке.
В связи с этими критериями различаются следующие специфические (отраслевые) виды предпринимательской культуры (34;147-157):
♦ культура торговли;
♦ культура выгодных сделок (спекулятивная культура);
♦ административная (офисная) культура;
♦ инвестиционная культура;
♦ организационная культура.
Культура торговли характеризуется быстрой обратной связью и относительно малым риском, развивается в первую очередь в торговых организациях и учреждениях по сбыту, в розничной и мелкооптовой торговле, частично у производителей компьютеров, в среде маклеров по продаже недвижимого имущества и финансовых маклеров, у торговцев автомобилями, при продаже товаров с доставкой на дом. Эта сфера культуры подчеркнуто коммуникативная, успех измеряется объемом сбыта, а не степенью риска, и зависит от количества контактов с покупателями, от настойчивости в поиске сделок. Культуре торговых фирм свойственен дух активности, дружелюбия, сопричастности, товарищества, совместного опыта, умелое использование красноречия с известной долей юмора. Ситуация для предпринимателя облегчается тем, что в этой сфере в течение короткого информационного периода можно увидеть, что идет на рынке, а что - нет.
К очевидным недостаткам культуры торговли следует отнести:
♦ превалирование количества над качеством;
♦ стремление достичь краткосрочного успеха;
♦ нехватка выдержки, терпения и нервов в периоды кризиса и эконо
мического провала;
♦ отсутствие взвешенного соотношения между качеством и активно
стью, между стабильностью и ростом.
Предметом труда в спекулятивной культуре являются выгодные сделки с ценными бумагами, платежными средствами, сырьевыми ресурсами и т.п. Элементы спекулятивной культуры с большим риском и быстрой обратной связью распознаются и в таких областях, как мода, косметика, реклама, профессиональный спорт, финансирование рискованных приобретений на бирже. Основной мотив - максимально быстрое получение максимальной прибыли в условиях профессионального напряжения, лихорадочной деятельности, постоянной конкуренции. Подобная мотивация вырабатывает агрессивные черты характера, суеверие, отчетливый индивидуализм, вытесняющие в человеке сопереживание, чувствительность, эмоциональность.
Административная (офисная) культура проявляется в сфере крупного предпринимательства, в финансово-промышленных группах, банковских структурах, в системе страхования, в различных сферах общественного обслуживания граждан, а ее уровень определяется деловой налаженностью и финансовой защищенностью отрасли. Цель административной культуры - избежать хаоса и произвола, упорядочить миллионы управленческих действий и в максимально рациональной степени реализовать их в обслуживании самой администрации и предоставлении сервисных услуг клиентам, партнерам по бизнесу, зрителям, покупателям и т.п. Сотрудникам этой сферы деятельности свойственны, как правило, аккуратность и основательность, осторожность, педантичность, умение приспосабливаться, подчеркнутое соблюдение иерархичности. Степень риска в условиях рынка - минимальная, скорость обратной связи - медленная. Главные правила административной культуры: процедуры важнее результата; титулы важнее, чем деньги.
Инвестиционная культура имеет ярко выраженную ориентацию на будущее. В сфере материального производства проявляется в нефтяных компаниях, инвестиционных банках, жилищном и промышленном строительстве, в производстве армейских вооружений и в выпуске средств производства. Особую значимость инвестиционная культура обретает в социально-культурной сфере, в финансировании кинопроизводства, театральных премьер, музейных экспозиций и т.д. Крупные капиталовложения делаются в условиях информационной неопределенности и высокой степени риска, им предшествуют совместные обсуждения бизнес-планов, проектов и культурных программ, мозговые атаки на период неопределенности, выработка критериев качества будущей продукции предприятия. Сотрудники работают основательно, осмотрительно, терпеливо, настойчиво, в обстановке сплоченности и отсутствия быстрой карьеры и значительных доходов. Инвестиционная культура ускоряет развитие науки и культуры, содействует техническому прогрессу в важнейших отраслях народного хозяйства. Главный расчет в развитии национальной экономики необходимо делать на внутренние инвестиции, которые возможны тогда, когда размер национального дохода достигает того уровня, на котором формируется равновесие между сбережениями и инвестициями.
Основной предпосылкой и средством накопления национального дохода и сбережений граждан являются организационные теории и принципы. Приоритетным фактором делового успеха становится организационная культура (1;82-84), с которой связано вовлечение в оборот достаточно массовых ресурсов высокодуховной мотивации и материальной заинтересованности, ослабляющих отчуждение труда и капитала. Деятельность людей в любой фирме строится на основе определенных культурных констант (поддержка творчества или исполнительства, ориентация на качественный уровень производства, соответствие общеэконо-
мическому, национально-историческому контексту, формирование интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих черт организации). Предприятие постепенно взращивает собственную культуру, предопределяющую его место в более широкой системе осмысления окружающей действительности и внутренних отношений, замкнув весь комплекс управленческих воздействий на обеспечение конкурентноспособности фирмы. При этом термины управление этикой и управление оргкулътурой предстают эквивалентными.
Организация социально-культурной сферы в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" (12;25~26). Законодательством регламентируется предпринимательская деятельность по
♦ реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организаций для целей, не связанных с социально-культурной деятельностью;
4 торговле покупными товарами, оборудованием;
4 оказанию посреднических услуг;
4 долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
4 приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
4 продаже и приобретению валюты;
4 осуществлению приносящих доход, не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
Деятельность некоммерческих социально-культурных организаций по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Право осуществлять хозяйственную деятельность (заключать договора, сдавать и брать в аренду имущество, продавать изделия, созданные в своих творческих цехах и мастерских) возникает после регистрации организацией культуры разработанного и утвержденного устава, вследствие чего она становится юридическим лицом с самостоятельным балансом или сметой, счетом в банке.
Любые платные формы социально-культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью расходуется на их развитие и совершенствование.
Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную, произ-
ведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, изобразительной продукцией, предметами антиквариата в порядке, установленном законодательством РФ (12;27). При этом государство устанавливает льготный режим использования законно полученной валютной выручки организациями культуры, а также творческими союзами и обществами, действующими в социально-культурной сфере, оставляя ее в полном объеме при направлении на уставные цели, а также на обеспечение сохранности и развития культурного достояния народов России, укрепления материально-технической базы культуры, образования, здравоохранения и т.п.
Выручка от продажи произведений современного изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от исполнительской деятельности в странах с расчетом в свободно конвертируемой валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору, заключенному между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.