Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности
В экономической теории впервые понятие института было включено в анализ Торстейном Вебленом.
Институты – это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций; и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.
Также под институтами Веблен понимал:
- привычные способы реагирования на стимулы;
- структуру производственного или экономического механизма;
- принятую в настоящее время систему общественной жизни.
Другой основоположник институционализма, Джон Коммонс, определяет институт следующим образом:
Институт – коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия.
У другого классика институционализма – Уэсли Митчелла – можно найти следующее определение:
Институты – господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.
В настоящее время в рамках современного институционализма наиболее распространенной является трактовка институтов Дугласа Норта:
Институты – это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми
В последнее время в рамках «новой институциональной экономики», видным представителем которой является Оливер Уильямсон, сформировалась отличная от представленной ранее точка зрения на экономическую природу института. Согласно Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. Поэтому важнейшими экономическими институтами являются фирмы, рынки и отношенческая контрактация[5]. Такой подход концентрирует основное внимание на уровне опосредуемых институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации.
Институты регулируют доступ к законному использованию редких и ценных ресурсов, а также определяют принципы этого доступа. Они определяют, в чем состоят и каким образом должны воплощаться в жизнь те или иные интересы, учитывая тот факт, что сама редкость этих ресурсов, обусловливающая трудность доступа к ним, составляет основу для соперничества и даже конфликтов в борьбе за обладание ими. Институты регулируют (структурируют и закрепляют как общественно признанные практики[6]) подобную борьбу различных интересов. Они определяют правила игры, а также цели, которые в этой игре могут быть достигнуты, но не ходы, которые игроки должны делать в течение игры, оставаясь в рамках институционально определенного пространства возможностей, выбора и стимулов. Институты определяют способы, с помощью которых вызванный нехваткой ресурсов конфликт может быть смягчен и разрешен[7].
Функционирование институтов определяется родом их деятельности, культурными традициями и многими другими факторами, в числе которых эффективность является далеко не определяющим параметром. Перемены чаще происходят с ними потому, что меняются те ценности, которые обусловливают их существование, или они сами становятся несовместимыми с другими ценностями и институтами, но никак не по соображениям эффективности[8].
- Трансакционные издержки
Трансакционные издержки – все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
Впервые этот термин ввел Коуз.
Трансакция – момент проявления общественных отношений производства
Трансакция – действие, посредством которого определенное количество труда (в виде прав собственности) перемещается в обществе между его членами
Движение товара – передача прав собственности
Акты обмена:
· Переговоры и принятие соглашения
· Контракт, накладывающий обязательства
· Администрация – исполнение обязательств
Типы трансакций:
1. Трансакции сделки (продавцы - покупатели)
2. Управленческие трансакции (начальник-подчиненный)
3. Нормировочные (участники владения)
Возникновение и существование трансакций определяется затратностью соответствующих институциональных механизмов.
С точки зрения институционализма, труд не играет главенствующую роль в социально-экономических отношениях.
Трансакционные издержки - затраты на деятельность экономической системы. Институционализм различает производственные и трансакционные издержки.
В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки:
· Подход теории трансакционных издержек
· Подход теории общественного выбора
· Подход теории соглашений
В неоклассической теории принималось во внимание существование только одного вида издержек – производственных. (NB)
Теория трансакционных издержек
Данный подход связан с изменением постулата неоклассики, согласно которому издержки на получение информации отсутствуют и индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Ключевым моментом является допущение существования издержек на идентификацию продавцов и цен – информационных издержек. Количество продавцов и покупателей на рынке, степень однородности товара, длительность их присутствия на рынке, географическая протяженность рынка будут основными факторами, определяющими величину информационных издержек. Модель рационального выбора при этом не изменится, но в неё вводится дополнительное условие: расходы на поиск дополнительной информации о сделке должны уравновешиваться ожидаемым предельным доходом от неё.
Все трансакционные издержки могут быть выведены из информационных издержек. (NB)
Теорема трансакционных издержек изучает прежде всего рынок информации.
Теория общественного выбора:
Роль издержек согласования
Теория общ.выбора связывает возникновение трансакционных издержек с проблемами, которые сопровождают любое согласование позиций индивидов по вопросу общественных благ. Речь идет о невозможности достижения соглашения ввиду стратегического поведения заинтересованных в общественном благе индивидов и их стремления переложить издержки получения желаемого результата на окружающих. Предпосылка любого обмена правомочиями заключается в наличии возможности увеличения эффективности использования ресурсов – таков главный аргумент Коуза. Обе стороны процесса обмена правомочиями осознают потенциальные выгоды, которые они получат в его результате. Однако достичь согласия относительно способа распределения полезного эффекта они не могут. Достижение согласия является общественным благом по отношению к участникам обмена правомочиями, и, следовательно, процесс переговоров связан с попытками каждой из сторон предложить издержки достижения соглашения на другую.Эти издержки принимают форму отказа от претензий на увеличение доли в полезном эффекте от обмена правомочиями.
При росте участников обмена правомочиями – достижение результата согласования становится всё менее реальным.
Таким образом, трансакционные издержки велики при большом количестве участников обмена правомочиями.
Теория соглашений: роль неоднородности институциональной среды
Представители этого направления соглашаются с тем тезисом, что на неоклассическом рынке трансакционные издержки отсутствуют. Они возникают из-за того, что неоклассический рынок – рыночное соглашение – никогда не существует в вакууме, а соприкасается с другими соглашениями: индустриальным, гражданским, традиционным, общественного мнения, творческой деятельности и экологическим. Факт соприкосновения различных норм объясняется тем, что значительная часть повседневной деятельности находится на «стыке» соглашений и, следовательно, не может регулироваться нормами, относящимися исключительно к тому или иному соглашению. С этой точки зрения трансакционные издержки являются не чем иным, как издержками согласования требований прямо противоположных норм, они неизбежно возникают по мере усложнения деятельности в смысле появления в ней элементов различных соглашений. Мир с нулевыми трансакционными издержками отсутствует, потому что рынок всегда включен в более сложную и всеобъемлющую нормативную систему.
Классификация трансакционных издержек
Разумнее всего привязать классификацию к этапам заключения сделки. Уильямсон говорит о издержках ex ante и ex post, т.е. возникающих до и после сделки. Такая классификация вносит ясность в вопрос о количественной оценке издержек на микро и макро уровнях.
Издержки ex ante | Издержки ex post |
Издержки поиска информации – включают затраты на поиск инфы о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой инфы | Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма - касаются затрат на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма, т.е. уклонения от условий |
Издержки ведения переговоров – включают затраты на ведение переговоров об условиях обмена, о выборе формы сделки | Издержки спецификации и защиты прав собственности –включают расходы на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав, а также потери от плохой спецификации прав собственности и ненадежной защиты |
Издержки измерения – касаются затрат, необходимых для измерения качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка | Издержки защиты от третьих лиц –включают затраты на защиту от претензий третьих лиц (государства, мафии и т.д.) на часть полезного эффекта, получаемого в результате сделки |
Издержки заключения контракта – отражают затраты на юридическое или внелегальное оформление сделки |
Для оценки издержек на макроэкономическом уровне Уоллис и НОрт предложили использовать понятие трансакционного сектора. К этому сектору отнесли: оптовую, розничную торговлю, страхование, банковский сектор и т.д.
Теория прав собственности
Права собственности – институт снижающий неопределенность во взаимодействии индивидов.
Установление прав собственности соответствует интересам экономических агентов:
1. Снижается неопределенность во взаимодействиях агентов
2. Оптимизируется использование ресурсов
Трагедия общественной собственности в том, что ресурсы используются нерационально.
Институционализм фокусируется не на сущности собственности, а на праве собственности.
Права собственности - это отношения между индивидами, которые вырастают из существования редких благ и имеют отношение к их использованию.
Права собственности – это права индивидов на использование, доход и передачу ресурсов.
Правомочия собственника:
• право владения (ius possendi), заключающееся в "физическом контроле над собственностью и в намерении осуществлять исключительный контроль, в том числе посредством представителей владельца, агентов"47;
• право пользования (ius utendi), т. е. личного использования вещи;
• право распоряжения или управления (ius abutendi): решение, как и кем вещь может быть использована;
• право присвоения или право на доход (ius fruendi), т.е. на блага, проистекающие от предшествующего личного использования вещи или от разрешения другим лицам пользоваться ею;
• право на остаточную стоимость (право суверена, ius vindicandi) – право на отчуждение, потребление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;
• право на безопасность, гарантирующее иммунитет от экспроприации;
• право на переход вещи по наследству или по завещанию;
• бессрочность – неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не оговорено специально в контракте;
• право на запрещение вредного использования – право запретить использовать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов;
• ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга;
• остаточный характер, заключающийся в ожидании "естественного" возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи.
Собственником считается тот, кто обладает первыми пятью правомочиями.Основной тезис теории прав собственности: определенная структура прав собственности в экономике воздействует на размещение и использование экономических благ особым и предсказуемым образом. Права собственности возникают естественным образом, когда какие-то блага приобретают ценность и нуждаются в поддержке этой ценности.