Организационно-правовые структуры в торговле_______________________23
лее низким, чем стоимость импортных изделий. Местные же компании, чтобы остаться жизнеспособными, вынуждены поднимать уровень технической культуры своего производства до соответствующих показателей иностранных предприятий.
Классификация организационно-правовых структур позволяет выбрать оптимальную форму защиты интересов как фирмы, так и экономических субъектов, имеющих отношение к ее деятельности, поскольку в каждом конкретном случае в зависимости от вида собственности и те и другие несут по отношению друг к другу определенные обязательства.
Гражданский кодекс РФ определяет, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договоренности между собой создавать объединения в форме ассоциации или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Получают развитие такие формы торговых объединений, как торговые лиги, специализированные торговые союзы, торгово-промышленные палаты и др. Их основные функции состоят в защите интересов внутренней торговли, разработке концепции ее развития, изучении и распространении отечественного и зарубежного опыта, участии в разработке и осуществлении государственных программ становления внутреннего рынка и активного привлечения отечественных товаропроизводителей.
( Для состояния внутренней торговли в настоящее время характерным является стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур.^
В торговую практику активно и последовательно проникает осознание того, что формирование интегрированных торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного руководства, высокий потенциал частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.
По своей сущности интегрированная торговая система является формой производственных отношений между крупным и малым предпринимательством.
. В социальном отношении интегрированная торговая система может рассматриваться как метод эффективного осуществления экономического сотрудничества и достижения социального компромисса во взаимоотношениях малого, среднего и крупного предпринимательства
24__Глава 1. Организация государственного регулирования торговли
В организационном плане интегрированная торговая система является добровольным договорным объединением предприятий различной специализации и сферы деятельности, созданным в целях совместного решения предпринимательских задач.
В экономическом отношении интегрированная торговая система представляет собой форму постепенной концентрации торговых операций отдельных торговых структур при минимизации их хозяйственного риска и затрате
Для развития интегрированных торговых структур в российской торговой практике в настоящее время сложились и продолжают формироваться определенные предпосылки. Внешними стимуляторами развития интеграционных процессов являются рыночная неопределенность, обострение проблемы реализации, многочисленные осложнения на пути движения товаров к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.Сформировались мощные, побуждающие к интеграции мотивы и внутри самой торговой отрасли. Решающим среди них является усиление конкуренции.
/Анализ современных тенденций развития интеграционных процессов на потребительском рынке страны показывает, что это движение происходит по достаточно традиционной схеме — от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым с реализацией как горизонтальных, так и вертикальных систем хозяйственных взаимоотношений JСпецификой интеграционных торговых процессов стало большое качественное разнообразие предприятий и объединений, диктуемое подотраслевой структурой торговли. Интеграционные процессы в торговле происходят на фоне возникновения таких видов объединений, как цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.
Цепные торговые сети как вид добровольного объединения в принципиальном плане могут формироваться как в оптовом, так и в розничном звеньях торговли. Однако наиболее характерной структурой они должны стать для розничного звена.
Сущность данного объединения состоит в том, что крупное торговое предприятие создает собственную цепную сеть предприятий или заключает договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов получают право* на реализацию определенных видов товаров на конкретном товарном^