Монополия и олигополия. рыночная власть.
Как мы уже знаем существуют три модели несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, дифференциации продуктов или монополистической конкуренции.
Монополия(от греч. «моно» — один и «полео» — продаю) — тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей имеющее исключительное право на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это – монопсония. Монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров.
Монополист всю свою продукцию продает по единой цене.
К основным признакам монополии следует отнести:
1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
3. Фирма – монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль.
4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.
В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий:
1. естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);
2. искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство, и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы.
а) Случайная формавозникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения.
б) Устойчивая монополиявозникает у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появление в одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).
в) Всеобщая форма монополийпоявилась во второй половине прошлого столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами.
3) Закрытая монополия. Правительство большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса (НТП) представляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так шло становление известных фирм «Ксерокс», «Джилет», и т.д.) и лицензий.
4) Открытая монополия. Открытыми монополиями часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.
Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.
Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.
Методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:
1) лишение сырья, материалов — один из важнейших приемов для Принуждения к вступлению в картель (это простейшая форма монопольного объединения);
2) лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;
3) лишение подвоза;
4) лишение сбыта;
5) договор с покупателем о ведении торговых сношений исключительно с картелями;
6) планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы некоторое время продавать ниже себестоимости);
7) лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т.д.
Средством конкурентной борьбы служит диверсификация, комбинирование производства.
Диверсификацияпредставляет собой проникновение монополий определенной отрасли в другие отрасли производства и вытеснение из них конкурентов.
Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).
Монопольная цена— это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.
Монополия и монопсония — это крайние случаи несовершенной конкуренции, чаще встречается олигополия.
Олигополия(от греч. «олигос» — немногий, «полео» — продаю) — тип рыночной структуры, при котором на рынке господствуют несколько фирм, и каждая из них способна самостоятельно оказывать влияние на рыночную цену, и олигопсония (от греч. «олигос» — малочисленный и «опсония» — покупка) — превышение продавцов над покупателями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди, стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин , телефонных аппаратов и т.д.
Примером олигополии могут служить три гиганта Автомобильной промышленности США — «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.
Выделяют следующие основные черты олигополии:
1. Небольшое количество фирм, господствующих на рынке ( на российском рынке автомобилей – это «ВАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ», «КамАЗ».
2. Продукция может быть однородной (производство алюминия) или дифференцированной ( производство автомобилей).
3. Ограничение доступа на рынок новых фирм.
4. Каждая фирма способна оказывать влияние на рыночную цену товара и зависит это от характера взаимодействия фирм. Значительное влияние на цену оказывает тайный сговор фирм.
5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурентов на изменение ценовой стратегии.
Олигополии используют неценовую конкуренцию— новый способ борьбы за покупательский спрос. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделия, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.
Монополистическая конкуренциясочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции.
Продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и многие другие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей.
Основные черты монополистической конкуренции:
1. Как и в условиях чистой монополии, монополистически конкурентная фирма имеет убывающую кривую спроса на свою продукцию. Дифференциация может быть связана с самой продукцией (например, различные сорта пива) или с местоположением магазина.
2. Как и в условиях совершенной конкуренции, доступ других фирм на рынок свободен.
3. Отсутствие взаимной зависимости фирм и невозможности тайного сговора.
4. Экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую (товарную) конкуренцию