Методом аналитической группировки установим наличие и характер корреляционной связи между признаками
При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе среднегрупповые значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.
Группировка по факторному признаку Х – объем выпуска продукции была построена в п.1 задания. Сумму прибыли в целом по группе берем из последнего столбца таблицы 2 (строки «Всего»).
Построенную аналитическую группировку представляет таблица 5.
Таблица 5
Аналитическая группировка
Номер группы | Группы предприятий по объему выпуска продукции, млн. руб. | Количество предприятий | Прибыль, млн. руб. | |
Всего | в среднем на одно предприятие | |||
21-33 | 12,5 | 3,13 | ||
33-45 | 24,3 | 4,86 | ||
45-57 | 74,0 | 6,17 | ||
57-69 | 45,4 | 7,57 | ||
69-81 | 26,9 | 8,97 | ||
Итого | 183,1 | 6,10 |
Вывод. Анализ таблицы 5 показывает, что с увеличением объема выпуска продукции от группы к группе систематически возрастает средняя величина суммы прибыли по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
Измерим тесноту корреляционной связи эмпирическим
Корреляционным отношением
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле:
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя может быть вычислена как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности по данным таблицы 1 или как средняя арифметическая взвешенная по данным таблицы 5:
(млн. руб.)
Для расчета общей дисперсии строится таблица 6.
Таблица 6
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
№ предприятия | Прибыль, млн. руб. | № предприятия | Прибыль, млн. руб. | |||
6,7 | 0,356 | 7,2 | 1,203 | |||
6,2 | 0,009 | 9,6 | 12,227 | |||
6,5 | 0,157 | 6,3 | 0,039 | |||
3,0 | 9,631 | 9,1 | 8,980 | |||
8,2 | 4,396 | 6,0 | 0,011 | |||
7,6 | 2,240 | 6,4 | 0,088 | |||
5,9 | 0,041 | 8,5 | 5,744 | |||
4,2 | 3,623 | 6,5 | 0,157 | |||
2,8 | 10,912 | 5,0 | 1,217 | |||
7,9 | 3,228 | 6,4 | 0,088 | |||
5,5 | 0,364 | 5,8 | 0,092 | |||
3,8 | 5,305 | 6,7 | 0,356 | |||
2,1 | 16,027 | 6,1 | 0,000 | |||
8,0 | 3,597 | 4,8 | 1,699 | |||
5,7 | 0,163 | 4,6 | 2,260 | |||
Итого | 94,210 |
Расчет общей дисперсии:
.
Определили дисперсию, которая характеризует вариацию суммы прибыли под влиянием всех факторов.
Межгрупповая дисперсия характеризует возникшую под влиянием факторного признака Х колеблемость в величине исследуемого признака Y (системную вариацию). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле:
,
где – групповые средние;
- общая средняя;
– число единиц в j-ой группе;
Для расчета межгрупповой дисперсии строим вспомогательную таблицу 7. При этом используются групповые средние значения из табл. 5.
Таблица 7
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Номер группы | Группы предприятий по объему выпуска продукции, млн. руб. | Количество предприятий | Среднее значение суммы прибыли в группе, млн. руб. | ||
21-33 | 3,13 | 35,482 | |||
33-45 | 4,86 | 7,729 | |||
45-57 | 6,17 | 0,048 | |||
57-69 | 7,57 | 12,848 | |||
69-81 | 8,97 | 24,596 | |||
Итого | 6,10 | 80,704 |
Расчет межгрупповой дисперсии :
Межгрупповая дисперсия характеризует вариацию суммы прибыли под влиянием изменения объема выпуска продукции.
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х. Остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов. Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле:
или 85,7%
Вывод. 85,7 % вариации суммы прибыли предприятий обусловлено изменением объема выпуска продукции, а остальные 14,3% вариации прибыли происходит под влиянием прочих факторов.
Эмпирическое корреляционное отношение оценивает тесноту связи между факторным и результативным признаками и вычисляется как корень квадратный из коэффициента детерминации:
.
Вывод. Значение эмпирического корреляционного отношения близко к единице. Это говорит об очень тесной степени зависимости между суммой прибыли и объемом выпуска продукции предприятий.
Задача 1.2.
Имеются следующие данные по предприятиям одной из отраслей промышленности (таблица 8).
Таблица 8
Данные по предприятиям
№ предприятия | Численность промышленно-производственного персонала, чел. | Выпуск продукции, млн. руб. | № предприятия | Численность промышленно-производственного персонала, чел. | Выпуск продукции, млн. руб. |
89,0 | 137,0 | ||||
17,0 | 91,0 | ||||
43,0 | 44,0 | ||||
47,0 | 34,0 | ||||
105,0 | 84,0 | ||||
52,0 | 158,0 | ||||
76,0 | 75,0 | ||||
9,0 | 68,0 | ||||
110,0 | 115,0 | ||||
73,0 | 70,0 | ||||
45,0 | 51,0 |
По исходным данным:
1. Постройте статистический ряд распределения предприятий по численности промышленно-производственного персонала, образовав 5 групп с равными интервалами.
Постройте графики ряда распределения: полигон, гистограмму, кумуляту. Графически определите значение моды и медианы.
2. Рассчитайте характеристики ряда распределения предприятий по численности промышленно-производственного персонала: среднюю арифметическую, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
Сделайте вывод.
3. Методом аналитической группировки установите наличие и характер корреляционной связи между численностью промышленно - производственного персонала и выпуском продукции на одно предприятие.
Результаты оформите рабочей и аналитической таблицами.
4. Измерьте тесноту корреляционной связи между численностью промышленно-производственного персонала и выпуском продукции эмпирическим корреляционным отношением.
Сделайте общие выводы.
Решение: