МАКРОЭКОНОМИКА. Основные показатели системы национальных счетов.

ЦЕНОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Это практика установления разных цен на один и тот же товар или услугу, причем ценовые различия оправдываются разницей в издержках.

Повторяет: ценовая дифференциация есть практика установление более чем одной цены или разных цен на один товар, предлагаемый разным потребителям, в том случае, если разница в ценах оправдывается различием издержек.

Ценовая дискриминация отличается от ценовой дифференциации только том случае, если разница в ценах не оправдывается разными издержками.

В принципе дифференциация цен существует всегда, но обычно она связана с некими факторами. Она может быть связана с дифференциацией цен в связи с разным качеством товаров и услуг. В данном случае мы этого не касаемся. Мы касаемся назначения разных цен на один и тот же товар.

В принципе проведение политики ценовой дифференциации предполагает, что:

1) фирма способна дифференцировать покупателей индивидуально или по группам в зависимости от уровня эластичности спроса на товар.

2) покупатели не могут перепродать купленную продукцию или услугу, т.е. мы утверждаем, что арбитражные процессы отсутствуют.

3) затраты на осуществление этой политики не должны быть выше или равны ожидаемой выгоде.

Вот 3 условия, выполняя которые потребитель может исходить из политики ценовой дифференциации или ценовой дискриминации.

Различают 3 рода ценовой дифференциации. Дискриминация и дифференциация являются почти синонимами. Потому что в принципе это очень близкие понятия.

1 род) Наивысшей степенью ценовой дискриминации (дифференциации) 1 рода, ее называют идеальной, совершенной, называется ситуация, когда каждому покупателю назначается индивидуальная цена за каждую единицу продукции, причем максимальная, которую он может и готов заплатить.

Когда мы говорим «может», мы имеем в виду финансовое положение. Например, я могу пойти в магазин и купить себе сумку за 10 тыс. рублей. Но я не готов это сделать, потому что я с ней довольно вольно обращаюсь, бросаю где угодно, перегружаю. Т.е. я могу, но не готов.

С другой стороны я готов на майские праздники поехать в Испанию, но я не могу. Причем, может у меня есть сумма денег, но я в это время должен читать лекции. Т.е. я готов, но не могу.

Т.е. здесь у нас 2 переменные: первая касаются бюджетных ограничений, а вторая касается поведения потребителя.

В данном случае при модели идеальной дифференциации цен 1 рода я выбираю максимальную из всех цен, которые могу и готов заплатить.

Такую дифференциацию на практике осуществить очень сложно. Почему?

а) Производство должно быть штучным или мелкооптовым. Я могу такие вещи проворачивать при производстве турбин, например. Когда «Электросила» производит новые турбины, то она их производит под конкретного потребителя по конкретным заказам. В данном случае потребитель индивидуализируется.

б) Покупателей не должно быть слишком много. Например, покупатели на рынке пентхаусов. Любой уровень жилья нам здесь не подходит, потому что там довольно трудно индивидуализировать предложение. А вот если мы будем рассматривать рынок элитного жилья, то мы увидим, что там предложения часто бывают индивидуализированы. Жилье делается под конкретного субъекта.

в) Продавец должен очень точно должен представлять себе финансовые возможности покупателя. Такое представление обычно имеют юристы, адвокаты, бухгалтеры-аудиторы, врачи. В принципе существуют такие профессии, представители которых очень точно определяют на глазок ваше финансовое состояние. Например, работники автосалонов.

Поэтому получается, что в случае совершенной дифференциации фирма будет продавать каждую единицу продукции по максимально возможной для этой единицы цене. Исходя из этого получится, что фирма при любых обстоятельствах потери не несет.

2 род) Ценовая дифференциация 2 рода предполагает дифференциацию цен на продукцию и услуги по отдельным партиям товара. Например, это могут быть много-ставочные тарифы на потребление воды, электроэнергии, газа, телефонных услуг. Получается, что мы устанавливаем разные цены на отдельные партии товара или услуги.

Ценовая дифференциация 2 рода возможна в отраслях с достаточно массовым производством, где нет возможности индивидуализировать каждую конкретную товарную единицу или каждую конкретную оказанную услугу.

При большом количестве разнообразных тарифов или при большом числе скидок ценовая дифференциация 2 рода может превратиться в ценовую дифференциацию 1 рода, когда внутри каждого конкретного множества будет один-единственный потребитель.

Вместе с тем, увеличение числа ______________ мешает ряд обстоятельств. Во-первых, прирост прибыли при дальнейшей дифференциации цен постоянно сокращается. Т.е. чем больше N – количество … субрынков, тем выше наши издержки. Во-вторых, возрастают издержки по разделению рынка. Сюда можно отнести не только издержки на получение информации, но и издержки на изоляцию. Чем больше разделений, чем выше издержки на изоляцию, потому что мы должны каким-то образом блокировать арбитражные процессы. В противном случае будет идти диффузия товара с более низкого ценового сегмента в более высокий. Причем мы будем нести здесь потери, потому что дополнительную прибыль будут прикарманивать некие изворотливые потребители.

3 род) Ценовая дифференциация 3 рода предполагает уже не дифференциацию товара, а разделение самих покупателей по уровню ценовой эластичности. Исходя из этого выделяют такие виды ценовой дифференциации 3 рода как:

Персональную. Это значит, что определенные группы потребителей получают определенный выигрыш. Видом персональной дифференциации является обслуживание в Эрмитаже иностранных туристов. Мы не обслуживаем каждого конкретного туриста по максимальной цене. Мы просто разделяем всех на группы. Студенты могут идти бесплатно. Иностранец – должен платить втридорога, 300 рублей. Получается, что здесь пример ценовой дифференциации, даже более того – ценовой дискриминации.

В принципе, такой род ценовой дискриминации может идти на пользу обществу. Например, льготное обслуживание пенсионеров, многодетных матерей и т.п. Как правило, здесь издержки на изоляцию очень малы, потому что как правило перейти из класса в класс довольно трудно. Хотя бывают самые разнообразные моменты. Один из студентов решил в 44 года заняться менеджментом. В 49 лет закончил факультет. Он очень переживал, потому что на него постоянно нападали в транспорте, и не верили, что он студент.

Кроме этого, существует пространственная дифференциация.

Пространственная дифференциация цен 3 рода связана с тем расстоянием и теми дополнительными затратами времени и денег, которые вы должны принести на его преодоление. Представим себе, что вы хотите в перерыве покушать, у вас есть полчаса. У вас есть несколько возможностей. Вы можете пойти в кафе на 1 этаже. Вы можете пойти в «Восьмерку», она по ряду признаков лучше, чем кафе, но чтобы туда дойти, понадобиться время. Более того, вы можете пойти в кафе филфака, это на углу набережной лейтенанта Шмидта и 9-й линии. Там дороже, но высокое качество пищи. Но пока вы туда дойдете, перерыв и кончится. Исходя из этого, получается, что расстояние в данном случае является очень хорошим разделителем. Расстояние служит основой либо для дискриминации, либо для дифференциации. Хотя все предусмотреть нельзя, и иногда Новгородская тушенка у нас продается дешевле, чем в самом Новгороде. Это связано с тем, что в Новгороде она реализуется мелкими партиями, а в СПб крупными. Поэтому получается, что такая скидка, являющаяся следствием ценовой дискриминации, … из того… особенности ценообразования 2 рода, она перекрывает те проблемы, которые возникает из-за ценовой дискриминации 3 рода.

Следующая дискриминация или дифференциация – временная. Она имеет место быть в нескольких случаях:

либо мы в разное время продаем товар разным лицам по разной цене. Это может быть последовательное использование индивидуальных эффектов спроса, например. Это может быть использование того, что вечером нет ни одного открытого магазина поблизости. Теоретически под временную дифференциацию подпадает цена на клубнику, которая в конце июня ниже, чем в мае. Хотя здесь действует и другой эффект. В июне клубника наша, а в мае – израильская.

кроме этого существует еще и качественная/материально-вещественная дифференциация товара. Качественная дифференциация возникает при попытке придания продукту разной конфигурации, вида и воспринимаемого качества. Сюда подходит все: начиная с модификации продукта и кончая качественными изменениями. Здесь часто центральную роль играет упаковка, которая позволяет уменьшить издержки на изоляцию и блокировать арбитражные процессы.

Марина: Что такое арбитражные процессы? В данном случае это процесс перепродажи товаров одними участниками рынка другим. В данном случае тем участникам рынка, которые находятся в другом ценовом сегменте.

Пример арбитражного процесса: в прошлом году был большой скандал и даже преследование двух сотрудников фирмы Майкрософт, которые пользуясь своими возможностями получения определенного количества продукции по очень низкой цене, перепродавали их другим людям. Т.е. они использовали свое положение. Но эти продукты были даны им не для продажи, о чем оговаривалось специально.

Получается, что зачастую ценовая дифференциация 3 степени приводит к тому, что рынок, единый ранее, распадается на субрынки. И получается, что мы сталкиваемся с уже совершенно новыми формами дифференциации продукции на разных рынках.

В связи с этим еще 2 понятия: когда мы говорим о дифференциации продукции в рамках одного рынка, мы выделили 3 рода такой дифференциации или дискриминации, мы говорим о дегламеративной дифференциации. Когда мы говорим о разделении рынков на субрынки, мы говорим об агломеративной дифференциации. Фактически у процесса дифференциации 2 стадии: стадия дегламерации и стадия агломерации.

стадия дегламерации включает в себя 3 этапа. Если мы посмотрим на них внимательнее, то мы поймем, что в принципе при определенном развитии конкретного рынка эти 3 этапа будут проходить последовательно, и приводить к некой новой стадии, стадии агломерации, когда единого рынка нет, единой цены нет, а все потребители разбиты на потребителей в разнообразных субрынках, где уже не нужны издержки на изоляцию.

Еще раз: когда мы утверждаем, что рынок у нас един, и цена может формироваться на этом рынке как единая цена, но мы по каким-то причинам можем разделить потребителей на группы, мы говорим о дегламеративной дифференциации. Когда рынок четко делится на субрынки, мы говорим о стадии агломерации или агломеративной дифференциации.

МАКРОЭКОНОМИКА.

Макроподход рассматривает всю экономическую систему в целом, условия деятельности всех экономических отношений. И предметом исследований здесь является совокупность фирм. Исходя из этого, мы говорим о совокупном производителе, совокупном потребителе, совокупном спросе, совокупном предложении. Периодически определенные характеристики совокупного спроса и совокупного предложения отличаются от характеристик обычного спроса и предложения. Исходя из этого, отождествлять их нельзя. Все эти различия необходимо учитывать.

Мы помним, что у нас существует как минимум 2 подхода к исследованию экономических величин: подход с точки зрения запасов и подход с точки зрения потоков. В макроэкономике часть показателей мы рассматриваем как показатели потоков. Получается, что часть показателей макроэкономических у нас является функцией от времени, что естественно затрудняет исследования. Мы понимаем, что обобщенные макроэкономические показатели формируются под воздействием самых разнообразных факторов, поэтому мы можем выявить некоторые направления исследований, которые являются основными в макроэкономике. В принципе мы постараемся ряд вопросов осветить.

Макроэкономика прежде всего направлена на:

1) исследование равновесия экономической системы. Исследование вопросов равновесного или неравновесного состояния экономической системы является крайне важным для макроэкономики. Исследование подобного рода вопросов является крайне важным и полезным, потому что достижение или близость точки макроэкономического равновесия дает нам возможность при прочих равных производить больше благ, увеличивать общественное богатство;

2) достижение устойчивых и стабильных темпов экономического роста;

3) занятость населения и эффективное использование ресурсов. Проблема занятости является острой для современной экономики по целому ряду самых разнообразных причин. Мы живем, увы, в ситуации перепроизводства, когда производственных мощностей слишком много; во-вторых мы с вами живем не просто в ситуации перепроизводства, а тогда, когда большая часть общественного производства стала крайне эффективной. Иными словами, существенная часть людей, в общем-то, в современном производстве не нужна. Поэтому государство прилагает огромные усилия по развитию малого бизнеса.

Рассмотрим малый бизнес Великобритании. Он там очень велик, потому что в частном секторе экономики доля малого бизнеса составляет по данным статистики порядка 50%. Эти 50% населения, которые работают в частном секторе, выпускают 8% национального валового внутреннего продукта.

С другой стороны примерно 7% населения, которые работают на транснациональные компании, выпускают примерно 60% валового внутреннего продукта. Вот и пересчитайте. На первый взгляд малый бизнес крайне неэффективен. Зачем же его все стараются поощрить? Потому что малый бизнес дает нам реальный шанс создать новые рабочие места. Если мы посмотрим на то количество населения, которое обслуживает этот сектор, то мы понимаем, что если бы увеличить сектор производства сверхкрупных компаний, то прядка 48% населения стало бы незанятым.

Исходя из этого, малый бизнес нужен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить занятость населения.

В принципе современное государство старается повысить качество жизни. А крупные и сверхкрупные концерны зачастую не заинтересованы в очень узких рыночных нишах. А малый бизнес создает возможность эти самые ниши заполнить. Кроме всего прочего, малый бизнес является прекрасным инкубатором, в котором развиваются самые разнообразные в будущем компании. Поэтому от малого бизнеса на первый взгляд проку очень мало, потому что он вроде бы неэффективно использует ресурсы, а на второй взгляд очень много, потому что он позволяет и население занять и качество жизни увеличить, и дополнительными продуктами население снабдить, причем малыми партиями, что качество жизни также улучшит.

Кроме всего прочего, такое повышенное внимание к малому бизнесу позволит еще и создать в будущем какие-нибудь перспективные структуры, реализовать какую-нибудь бизнес-идею.

Поэтому проблема занятости населения является доминирующей. Кстати, отчасти из-за этого государство в 1990-е годы не приняло решения о закрытии такого предприятия как «Автоваз» (автомобильный завод). Автоваз собирались закрыть, причем несколько раз из-за его явной убыточности. Но ему оказывали экономическую помощь, отчасти из-за того, что руководство Автоваза подтасовывало статистику, а отчасти из-за того: представим себе город Тольятти. Автоваз там является градообразующим предприятием. Если мы его закрываем, у нас сразу 100 тысяч безработных. Через 2 недели количество безработных увеличиться до 200 тысяч, потому что полетит вся сфера, которая связана с обслуживанием людей, работающих на этом предприятии. Таким образом, закрытие Автоваза приведет к тому, что у нас сразу образуется 200 тысяч безработных, о которых надо заботиться. А если о них не заботиться, то это приведет к печальным для государства последствиям.

Понятно, что при таких градообразующих предприятиях уже очень скоро загнется и все остальное, и получится, что нам нужно что-то делать в масштабе отдельной области.

А в Узбекистане в свое время закрыли свое собственное производство. А у нас не решились, победила более разумная точка зрения. Да, мы долгое время кормили эти производства, зато нам удалось избежать социального взрыва.

В этом смысле, огромным плюсом политики явилось то, что фактически социальных взрывов удалось избежать. Мы ушли от сценария Югославии. Другое дело – какую цену мы за это заплатили. Цена была огромной.

Поэтому когда мы задумываемся о занятости населения и неэффективном использовании ресурсов, мы понимаем, что здесь нужно поставить свои собственные приоритеты, определить: а с позиции чего мы рассматриваем эффективное использование ресурсов? Со стороны каждого конкретного предприятия или государства в целом? Здесь мы сразу вспоминаем про издержки внешние и внутренние. Когда внешние издержки от какой-то деятельности слишком высоки, мы понимаем, что издержки общества тоже слишком высоки, и с такими издержками общество согласиться не может. Исходя из этого, легче идти по другому пути, не связанному с подобного рода издержками.

Стабильность денежного обращения и инфляционные процессы в обществе. В этом блоке мы рассматриваем денежно-кредитную политику, антиинфляционный блок. Мы рассматриваем те процессы, которые приводят к обесцениванию денег; те процессы, которые приводят к созданию денежной массы, к контролю над ними и т.д.

Экономические функции правительства в формировании и расходовании государственного бюджета. Мы постараемся посмотреть на госбюджет, на государственные расходы, инвестиции, финансы.

МАКРОЭКОНОМИКА. Основные показатели системы национальных счетов.

У нас есть понятие системы национальных счетов (СНС). Она включает в себя целый ряд макроэкономических показателей, которые находятся во взаимосвязи друг с другом.

Любой подход к анализу экономических процессов требует существенных измерений. Для того, чтобы измерять экономическую активность, была создана СНС, которая включает в себя целый ряд макроэкономических показателей. К ним относится валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), чисто национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД) и т.д.

Я вам вышлю рассылку.

Во главе макроэкономической статистики находится либо ВНП, либо ВВП. Эти показатели очень близки друг другу, и фактически их можно рассматривать как заменители.

Рассмотрим некоторые достоинства и недостатки на примере ВНП, а потом увидим, что почти все из этого относится и к ВВП, и к НД. Просто ВНП является типичнейшим элементом системы национальных счетов со всеми ее достоинствами и недостатками.

ВНП есть рыночная стоимость всего объема конечного производства всех товаров и услуг в национальной экономике за год, с учетом результатов внешнеэкономической деятельности.

Что дает ВНП? Дает возможность дать общую характеристику экономического развития страны до какого-то уровня. Многие страны сравнивают по уровню валового национального дохода, или валового внутреннего продукта, или ВНП, или ВВП на душу населения.

Мы с вами говорили, что подобного рода показатели, но они не все показывают. Сейчас мы с вами увидим, что они показывают, а что нет?

ВНП отражает текущее производство независимо от того, вся ли продукция продана. Отсюда получается, что в состав ВНП включаются и запасы.

ВНП – это денежный показатель. Он измеряют рыночную стоимость товаров и услуг. Отсюда выделяют номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП – это ВНП, в составе которого стоимость товаров и услуг измеряется в текущих ценах. Что такое текущие цены? Это есть некий динамических подход, это есть срез цен на данный конкретный промежуток времени. Мы их условно называем текущими. Мы пытаемся выяснить текущие цены, это значит, что мы связаны с огромной машиной информации. Например, если я возьму цены на нефть на 12 часов дня, а цену на жилищные услуги на 8 вечера, то я могу ошибиться, так как цена может измениться. Т.е. при вычислении в текущих ценах, у нас могут быть самые разнообразные погрешности, связанные с тем, что страна очень большая, а информация приходит с определенным опозданием. Поэтому получается, что иногда вариации составляют 5-10 дней, что может быть очень существенно.

Чтобы более точно отражать состояние экономики, реальное положение вещей, показатель количества произведенных товаров и услуг не должен быть подвержен влиянию цен.

Повторяет: необходимо свести к минимуму влияние текущих изменений цен на производство. Для этой цели вводится показатель реального ВНП, в котором стоимость товаров и услуг измеряется в постоянных ценах. Т.е. реальный ВНП – это сумма стоимости произведенной продукции в ценах базового года. Что такое базовый год? Мы берем некий год в качестве основы для сравнения по целому ряду причин. Очень часто в 20 веке ссылались на 1913 год как последний год перед 1 мировой войной. Поэтому очень часто в 1990-е годы иронизировали, что в употреблении отдельных товаров массового производства мы наконец-то дошли до уровня 1913 года.

В качестве базового берут 1991 или 1992 год как год начала рыночных реформ и т.д. Т.е. базовых может быть много.

После дефолта 1998 года очень часто за базовый брали 1999 год, и все пересчитывали по отношению к нему. Или наоборот, 1997 год, перед дефолтом.

Мы видим, что у нас возник первый коэффициент, который носит название дефлятора ВНП как отношение номинального объема ВНП к реальному.

Итак, дефлятор ВНП = номинальный ВНП / реальный ВНП.

Мы видим, что получили показатель, который показывает нам уровень обесценения денег, т.е. фактически показатель инфляции. Но мы понимаем, что дефлятор ВНП отражает инфляцию со стороны производства, не со стороны потребления.

Исходя из этого, был сформирован и другой показатель, целью которого является измерение изменения уровня цен со стороны потребления, так называемый индекс потребительских цен (ИПЦ). Он отражает изменение уровня цен на потребленные товары.

Получается, что дефлятор ВНП и ИПЦ дают разную информацию об общем уровне цен в экономике, ибо между этими показателями существует 3 основных различия. Какие?

1)Дефлятор ВНП отражает цены всех произведенных товаров и услуг, а ИПЦ учитывает цены товаров и услуг, приобретаемых потребителями.

2) Дефлятор ВНП учитывает только товары, произведенные в данной стране, т.е. товары, импортированные из-за рубежа не учитывает. А в ИПЦ еще как учитывается.

Получается, что если мы вывезем из-за рубежа автомобиль Тойота, то потребление этого автомобиля скажется в ИПЦ, но никак не скажется в дефляторе ВНП, потому что он-то не произведен. Исходя из этого, мы рассчитываем только разницу в стоимости произведенных продуктов.

3) Третье различие состоит в способе агрегирования различных цен. Для этого необходимо понять, как считается ИПЦ.

ИПЦ формируется на основе своеобразной потребительской корзины. Мы фиксируем некое количество товаров, которое потребляют потребители. По этим группам мы считаем потребительскую корзину. В зависимости от изменения цен на эту потребительскую корзину, мы считаем индекс потребительских цен. Если какой-то товар является уникальным и он не входит в эту группу, или ваше потребление не совпадает с общим потреблением, то у вас индекс инфляции для вас может быть абсолютно иной.

Что такое агрегирование? Агрегация есть процесс объединения товаров по однородным существенным характеристикам с отбрасыванием несущественных различий. Иными словами, мы утверждаем, что для нас при анализе существенны только некоторые характеристики. Например, когда деканат агрегировано рассматривает вас, то его не интересует цвет глаз, рост, музыкальные предпочтения, наличие вставных зубов, читаете ли вы по ночам Блока или не читаете? Подучается, что когда агрегировано рассматривает вас, то он рассматривает по нескольким показателям: пол, успеваемость. Существуют для деканата еще некие факторы, например, прыгаете вы за сборную факультета или не прыгаете? Выдвигает вас кафедра на какие-то научные конференции или нет? Платный вы или нет? Т.е. фактически деканат учитывает 4 характеристики. А на самом деле вы отличаетесь друг от друга по гораздо большему количеству характеристик.

В нашем случае агрегация нужна, чтобы создать некую потребительскую корзину. Поэтому когда мы говорим об агрегированных показателях, мы говорим о том, что мы можем развить переменные модели по некоторым общим признакам, игнорируя все остальное, считая их несущественными. Понятно, что любые агрегированные модели с одной стороны хороши, потому что они гораздо проще, с другой стороны они очень опасны для применения, потому что при изменении ситуации какой-либо параметр может оказаться крайне существенным.

Итак, различие в способах агрегирования цен заключается в том, что при расчете ИПЦ цены различных товаров имеют постоянные веса, тогда как при расчете дефлятора ВНП цены различных товаров имеют веса переменные. Т.е. ИПЦ рассчитывается для некоего неизменного количества товаров, а дефлятор ВНП рассчитывается для переменного количества товаров.

В том и другом случае есть свои достоинства и недостатки. В принципе ИПЦ вроде бы точнее отражает ситуацию, но с другой стороны ИПЦ не приемлет качественные изменения. Я не зря сказал, что мы часто считаем по отношению к 1999 году. Почему? Допустим до 1998 года (до дефолта) многие кушали финские мюсли. После кризиса финские мюсли стали абсолютно непокупаемы (пока их не стали делать на Украине). А после кризиса все стали кушать другие продукты. Исходя из этого, если агрегация была произведена неверно, то получится, что изменения в потреблении неадекватны. Т.е. получается, что нас пытаются оценить по последним изменениям цен на мюсли-кашу, тогда как мы мюсли уже не потребляем. И наше потребление существенно изменилось за счет отрезания верхней ценовой границы.

Поэтому ИПЦ бывает нехорош при резких количественных изменениях.

Например, авокадо. Они появились недавно и вообще нигде не учтены. Исходя из этого, мы можем покупать авокадо тоннами, а на ИПЦ это никак не скажется.

ИПЦ, который рассчитывается для неизменного объема товаров, в статистике рассчитывается с помощью индекса Ласпейроса. Что такое неизменный объем товара?

… (пишет)

Р – это цена, Р0 это цена в нулевой год, Рт это цена в год Т.

Итак, индекс Ласпейроса равен отношению суммы некоего неизменного количества товаров (Qo – это зафиксированное количество товаров в год О), взятых по ценам года Т, к товарам в год Qo, взятых по ценам года О.

Год О – это некий базовый год, например, 1913, 1998.

Год Т – это год текущий, в котором производят измерения.

Индекс Ласпейроса хорошо отражает индекс потребительских цен.

Индекс Пааше. С его помощью считается дефлятор ВНП. В отличие от индекса Ласпейроса мы берем количество товаров в год Т, но рассматриваем отношение этих товаров, взятых по ценам года Т к товарам, взятых по ценам в нулевой год (в год сравнения). Т.е. мы видим, существует разница в агрегации, это есть третье различие между дефлятором ВНП и индексом потребительских цен.

(Пишет) Мы видим, что дефлятор ВНП считается по набору товаров в текущий год по отношению цен товаров в текущий год умноженной на год товаров в текущий год к ценам товаров в базовый год умноженной на год товаров в текущий год.

Вот наглядно видны все различия.

Для того, чтобы эти различия нивелировать, т.е. прийти к некому компромиссному решению, применяют тот индекс, который нарисован у меня в рамочке и написан «ПЭ-ЭФ» - так называемый индекс Фишера, который представляет собой квадратный корень из произведения индекса Пааше на индекс Ласпейроса.

Индекс Фишера как среднее геометрическое не очень хорош, потому что мы не знаем распределение вероятности, но в принципе существуют более точные индексы, но в этой аудитории не время и не место их рассматривать. В данном случае важно показать различия, а на этом примере они видны очень четко.

Это второе, что мы могли извлечь из того, что ВНП это денежный показатель.

Валовой национальный продукт (ВНП) свободен от двойного счета. Каким образом он свободен от двойного счета и что такое двойной счет?

ВНП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов. Одним из методов расчета ВНП является его расчет по добавленной стоимости. Это позволяет нам избежать двойного счета. А что такое двойной счет? Представим себе, что мы собираем машину на неком предприятии. Но вместе с тем, некоторые части машины мы заказываем. Например фары, чехлы на кресла, сами кресла, колеса и т.п. – все это заказываем у другого производителя. Если мы просчитаем цену нашего автомобиля как конечного продукта, плюс ко всему прочему просчитаем цену всех его колес, чехлов и т.д. вот мы и получим двойной счет. Исходя из этого при анализе рынка мы стараемся двойного счета избежать, считая по добавленной стоимости. Потому что получается, что если мы этого делать не будем, и будем считать по промежуточным продуктам, то мы колеса посчитаем 2 раза.

Под добавленной стоимостью мы понимаем стоимость произведенной продукции за вычетом стоимости приобретенной промежуточной продукции, которая закуплена фирмой у разнообразных поставщиков.

4) У ВНП есть еще одно свойство. ВНП исключает непроизводительную сделку. К непроизводительным сделкам относится разнообразные государственные трансфертные платежи. Трансферт – это есть безвозмездная передача денег. Он не сопровождается производством какого-либо продукта, это просто форма перераспределения ресурсов.

Что такое государственные трансфертные платежи? Первый платеж, с которым вы часто встречаетесь – это стипендия, пенсия, пособие по безработице. Обратите внимание, что стипендия платится вам за то, что вы относитесь к некоей группе студентов. Поэтому получается, что трансферт – это просто перераспределение средств. Сюда относятся также выплаты инвалидам, выплаты по социальному страхованию.

Сюда относятся частные трансфертные платежи. Представим себе, что в один момент к вам подошел добрый дяденька и дал вам 5 тысяч рублей. Это трансферт. Если бы он дал вам деньги, чтобы вы что-то для него сделали, это будет уже не трансферт.

Трансферт – это подарки родственникам, не-родственникам.

Сюда относятся некоторые вещи, связанные с перераспределением ресурсов. Студенты-социологи сказали, что трансфертом являются алименты. Обратите внимание, что алименты не являются государственным трансфертом, это перераспределение денег между разнообразными людьми.

3-я непроизводственная сделка – сделка с ценными бумагами. Купля-продажа акций, облигаций и т.п. Отсюда можем утверждать, что сюда относятся все чисто финансовые сделки, т.е. это комиссионные операции. Сюда относится продажа подержанных товаров. Т.е. выручка секонд-хенда в валовом национальном продукте никак не учитывается.

В ВНП не включаются некоторые сделки, которые наносят вред обществу, например, продажа наркотиков, контрафактного товара и в этом духе.

ВНП является хорошим инструментом. Но зачем нужна вся эта система национальных счетов? Дело в том, что система национальных счетов позволяет рассмотреть различные срезы финансовых потоков в государстве, она позволяет сделать довольно подробный анализ. Дело в том, что ВНП, как и каждый показатель СНС, страдает рядом недостатков, он может быть искажен. А по целой совокупности, по разным искаженным показателям, мы можем сделать вывод о правильном истинном положении дел. Существуют разнообразные методы, основанные на анализе недостоверной информации.

В нашем университете наиболее известным методом является АСПИД-методология. Даже программа есть. Анализ и синтез показателей в условиях информационного дефицита.

В этом смысле не зря рассматривают систему, ибо по каждому конкретному показателю мы можем впасть в заблуждение. А почему?

ВНП как показатель имеет недостатки:

1 недостаток. ВНП зачастую включает в себя разновременные показатели, что искажает его. Поскольку ВНП связан с поставкой целой совокупности самой разнообразной информации, а всю эту информацию одномоментно собрать нельзя.

2 недостаток. ВНП включает в себя массу агрегированных параметров. Зачастую ошибка агрегации крайне существенна. Она может возникать даже из-за ерунды.

3 недостаток. ВНП не учитывает теневую экономику.

По разным подсчетам сейчас в России объем отраслей теневой экономики составляют 17-20% от величины валового национального продукта или валового внутреннего продукта. Это дает большие искажения. Если вы посмотрите международную финансовую статистику, то обратите внимание, что иногда они анализируют ВНП до 3 знака после запятой. А если погрешность измерения составляет 20%, т.е. 1/5, то понятно, что не только до 3-его знака, и первый знак после запятой не является существенным.

А нет никакой уверенности, что теневая экономика растет или падает, т.е. изменяется в ту же сторону и с тем же темпом, что и экономика обычная. Поэтому получается, что такой показатель системы национальных счетов сам по себе не очень хорошо показывает. Поэтому измеряют системой, потому что в зависимости от разных финансовых потоков мы можем на срезе разных показателей увидеть эти все несоответствия, собрать их, и вычислить суммарное влияние теневой экономики. Хотя о теневой экономике ничего не известно, и она не платит налоги.

4 недостаток. Несмотря на то, что ВНП это рыночный показатель, в нем учитываются запасы. А ведь никто не утверждает, что запасы всегда могут быть ______ . Например, выпущен под конец года 1 миллион 200 тысяч оцинкованных детских ванночек. Насколько мне известно, люди предпочитают покупать пластиковые ванночки. Поэтому этот 1 миллион 200 тысяч ванночек будет рассмотрены как запасы, и будут включены в состав ВНП. Выяснится, что из всего миллиона 300 тысяч купили 13 ванночек. А все остальное не востребовано. Поэтому получается, что ВНП – не очень рыночный показатель. Но это еще не все.

5 недостаток. Дело в том, что часть услуг и товаров включается в условно начисленную стоимость. Что означает условно начисленную стоимость? Мы утверждаем, что ряд товаров и услуг либо не являются рыночными, либо не могут быть измеренными по рыночным ценам. Например, сюда относится значительная доля всех товаров и услуг, которая выпускается общественным сектором. Сюда относятся услуги, представляемые государством, например услуги милиционеров, членов Конституционного суда, сенаторов, услуги в жилищно-коммунальной сфере, потому что она у нас тоже не является рыночной.

Отсюда получается, что существенная часть услуг включается в ВНП (который является рыночным показателем) по совершенно нерыночным ценам, ибо совершенно неизвестно насколько стоимость этих товаров и услуг соответствует рыночным.

ВНП можно рассчитать. ВНП рассчитывают по доходам и расходам. В принципе так рассчитывают не только ВНП, так рассчитывают и национальный доход. Исходя из этого подумаем, что такое ВНП по расходам. Обозначим его Y.

Y по расходам начинается с потребительских расходов домашних хозяйств, покупка продуктов питания, одежды, еды для домашних животных, покупка различных услуг, расходы на отпуск, обозначим С.

Y = С+Р+Г +Хn, – это ВНП по расходам.

Кроме этого расходы несут и предприятия, поэтому вторая составляющая это инвестиционные расходы. Это расходы фирм или материальные инвестиции, затраты на приобретение сырья, машин, оборудования, строительства и др.

Расходы государства представляют собой государственные инвестиции, государственные закупки. Это то, что государство тратит на свое существование, на отпуск самых разнообразных общественных благ.

ВНП – это показатель, который может меняться в зависимости от внешне-торгового баланса Хn, который как сальдо между торговым балансом равен разнице между экспортом и импортом.

Чему равен ВНП по доходам? Он равен самым разнообразным доходам населения. Доходы населения – это заработная плата. Население может эту зарплату либо сберечь, либо потребить. Поэтому по доходам это есть не что иное как потребление+сбережения населения. Сюда также относятся налоги.

ВНП по доходам: Y = потребление+сбережения+налоги

Если мы будем рассчитывать иные показатели национальных счетов, где мы будем рассматривать ряд финансовых показателей, то мы должны будем сюда прибавить еще амортизацию, плюс расходы R+r. Где R – это доходы в виде ренты или арендной платы. r – это доходы по разнообразным сбережениям. Но когда мы рассматриваем такого рода показатели, то мы говорим уже о показателях национального дохода.

Получается, что мы должны стремиться к такой ситуации, когда

Y по доходам = Y по расходам.

Если они не равны, то здесь добавляется еще величина D – дефицит.

Желательно, что дефицит стремился к нулю. По поводу дефицита можно много интересного сказать. Мы говорим, что бюджетный дефицит это нехорошо, однако это не правда. Все зависит от того, насколько верно мы им управляем. По большому счету вся деятельность в сфере бизнеса идет в кредит. Чтобы начать свое дело нужно взять кредит. В принципе мы можем это делать за счет собственных средств, но как показывают многочисленные расчеты – это невыгодно. Тем более, для того чтобы начать свое дело нужно очень много денег. Исходя из современного кредитного характера экономики мы понимаем, что большая величина D – это не есть плохо, это просто значит, что мы умеем или не умеем управлять своим дефицитом. Практически все развитые страны мира имеют большой бюджетный дефицит.

Получается, что мы можем рассчитать ВНП по расходам и по доходам. В идеале они должны совпадать.

Дадим характеристику некоторых составляющих ВНП по доходам и расходам.

Мы помним, что совокупный спрос прежде всего включает в себя спрос потребительский (расходы на потребление), спрос инвестиционный (расходы на инвестиции). Т.е. мы будем рассматривать первые 3 составляющие: «ЦЭ», «ЭС» и «__».

По совокупному потреблению «___» понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-либо периода. Т.е. потребление это в конце концов выражение общего потребительского или ___собного спроса. Совокупное потребление это выражение этого спроса на уровне экономики в целом.

Потребление зависит от факторов субъективных и объективных. К субъективным факторам относится прежде всего склонность людей к потреблению.

К объективным факторам относится уровень доходов и его распределение, наличные средства (ликвидные активы), уровень цен, нормо-проценты и т.д.

Большое значение при исследовании потребления играет такой показатель как предельная склонность к потреблению «эм-пэ-цэ». По аналогии предельная склонность к потреблению это изменение, доля потребления к изменению дохода. Y – доход, Р – потребление. Изменение потребления к изменению дохода представляет собой предельную склонность к потреблению. В зависимости от динамики предельной склонности к потреблению мы можем прогнозировать изменение спроса: его увеличение или уменьшение.

Под сбережением экономическая наука понимает ту часть дохода, которая не потребляется. Т.е. сбережение в этом смысле представляет собой сокращение потребления. Вместе с тем сбережение представляет собой и основу для инвестиций. Предложение сбережений прямо пропорционально норме-процента.

На динамику потребления сбережения влияет неравномерность потребления товаров длительного пользования.

Представим себе, что мы хотим купить автомобиль, но не можем воспользоваться потребительским кредитованием. Исходя из этого мы постоянно что-то сберегаем-сберегаем, а потом – бух! – и потребляем все сразу. Фактически все это в масштабах страны приводит к неким отклонениям от нормального течения, от предсказанного развития и может привести к достаточно большим проблемам. Важным показателем для сбережения является показатель «эм-пэ-эс» или предельная склонность к изменениям, который равен доле приращения сбережений к приращению дохода.

Если задуматься, на что тратит человек свою зарплату, а мы выяснили, что Y по доходу равен тем доходам, которые человек получает исходя из зарплаты и налога, т.е. если задуматься, на что человек тратит свою зарплату, то мы понимаем, что предельная склонность к сбережению + предельная склонность к потреблению равна 1.

Нормо-процент – это та ставка, по которой мы можем свои сбережения поместить куда-нибудь, в банк, например.

Наши рекомендации