Пирамида потребностей по Маслоу
Тема: Блага. Ограниченность и ее роль в экономической науке
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока:Изучение экономических понятий потребностей человека, их основных видов., рассмотрение проблемы ограниченности экономических ресурсов и проблем, порождаемых ограниченностью.
Задачи урока:
Обучающие: Рассмотреть спектр потребностей человека, определение вида.
Развивающие:Развитие словесно-логического мышления, активизация понятий, связанных с темой, умения анализировать, обобщать материал.
Воспитательные:Показать связь учебного материала с жизнью. Формирование познавательной потребности интересы, умение сотрудничества и коммуникабельности.
План
1. Потребности человека, их классификация.
2. Потребительские блага.
3. Экономические ресурсы
Потребности человека, их классификация.
Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье..
Первичные – удовлетворяют жизненно важные потребности человека.(Например: вода, еда, одежда.
Вторичные – удовлетворяют все остальное.Например: яхта, путешествие, драгоценности.
Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятельности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении.
Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.
1. По субъектам (носителям потребностей):
а) удовлетворяемые индивидуально (лично);
б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом).
Первые — индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые — коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. удовлетворяются коллективно.
2. По объектам (предметам, на которые они направлены):
а) материальные потребности;
б) духовные потребности;
в) этические потребности (относящиеся к нравственности);
г) эстетические потребности (касающиеся искусства)
3. По степени удовлетворения потребностей:
а) конечные потребности;
б) промежуточные потребности.
Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребления». К ним относятся пища, одежда, обувь.
Пирамида потребностей по Маслоу
Широкую известность получилатеория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Физиологические (голод, жажда, воспроизводство рода ...);
Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха...);
Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);
Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);
Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).
При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченно.
Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.
Потребительские блага.
Потребности удовлетворяются потребительскими благами – товарами или услугами.
Блага – все, что может удовлетворить потребности людей.
Классификация товаров по материальной осязаемости, товарному признаку
· Товар как предмет (любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи)
· Товар как услуга (любая деятельность, выгода или способ удовлетворения потребности, которые одна сторона может предложить другой)