Дать определение следующих понятий и категорий
Совокупный продукт |
Средний продукт |
Предельный продукт |
Закон убывающей предельной производительности |
Изокванта |
Изокоста |
Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках |
Техническая эффективность |
Экономическая эффективность |
Предельная норма технического замещения |
Экономия от масштаба |
Факторы производства |
Закон убывающей отдачи |
Функция производства |
Тесты и задачи
Тест | Обоснование |
1. Какие виды затрат относятся к факторам производства? | |
а) Капитал, труд, прибыль, предпринимательство б) Земля, труд, капитал в) Процент, доход, предпринимательство г) Труд, земля, доход | |
2. Что характеризует производственная функция? | |
а) Общий объем использованных производственных ресурсов. б) Наиболее эффективный способ технологической организации производства. в) Взаимосвязь затрат и максимального объема выпуска продукции. г) Способ максимизации прибыли при условии минимизации затрат. | |
3. С увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность … | |
а) увеличивается б) остается неизменной в) уменьшается г) все ответы верны. | |
4. Какое из представленных уравнений есть уравнение производственной функции Кобба-Дугласа? | |
а) Q=k·(Tα +Kβ +Mγ) б) Q=k·(T +K +M)α в) Q=k·Tα +Kβ +Mγ г) Q=k·Tα · Kβ · Mγ | |
5. Какая из формул правильно отражает величину среднего продукта? | |
TP TP а) AP=------ б) MP= ------- x x ∆TP Q·P в) MP=------ г) AP= ------ ∆x x | |
6. Действие закона убывающей производительности означает, что… | |
а) …значения предельного продукта (МР) при определенной величине переменного фактора х становятся отрицательной величиной. б) …средний продукт (АР) возрастает до определенного значения переменного фактора х, а затем убывает. в)…при постоянном росте переменного фактора х общий продукт (ТР) начинает убывать. г)… производительность труда не может расти бесконечно | |
7. Карта изоквант – это… | |
а) …набор изоквант, показывающий выпуск продукции при определенном сочетании факторов. б) …произвольный набор изоквант, показывающий предельную норму производительности переменных факторов. в) …комбинации линий, характеризующих предельную норму технологического замещения. г)… верны ответы 1 и 2. | |
8. Изокоста – это… | |
а) …линия равных затрат. б) …линия, отражающая сочетание затрат двух факторов при которых затраты производства равны. в)….затраты бюджета предприятия. г)…верны ответы 1 и 2. | |
9. Какое из уравнений есть уравнение изокосты? | |
10. Небольшая пекарня, желая увеличить объем производства, нарастила объем применяемых труда и капитала в 2 раза. В результате объем готовой продукции вырос в 1,5 раза. Это означает, что предприятие относится к отрасли с эффектом масштаба… | |
а) отрицательным б) положительным в) постоянным г) растущим |
4. Темы ЭССЕ:
1) Предположим, что ваш университет назначает плату раздельно за обучение, за проживание и за питание. Какие из них будут эксплицитными, а какие имплицитными альтернативными издержками?
2) Если авиастроительная корпорация Boeing производит 9 самолетов в месяц, ее совокупные издержки в долгосрочном периоде составляют $9 млн в месяц, а если она производит 10 лайнеров в месяц, совокупные издержки в долгосрочном периоде составляют $9,5 млн в месяц. Получает ли Boeing экономию или увеличение издержек, обусловленных масштабом?
Тема 4. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ.
Чистая конкуренция
Поведение продавцов во многом зависит от того, на каком рынке они предлагают свою продукцию. В пятой главе, были перечислены типы рынков, в том числе с точки зрения соотношения продавцов и покупателей. В этой главе мы подробнее изучим особенности каждой модели рынка:
· Чистая конкуренция.
· Монополия.
· Монополистическая конкуренция.
· Олигополия.
Для рынка чистой конкуренции характерно:
1) множество продавцов и покупателей, независимых друг от друга;
2) отдельный продавец и покупатель не в состоянии контролировать рыночную цену;
3) свободный вход на рынок и выход из него;
4) свободный доступ к ресурсам и свобода их передвижения;
5) свободный доступ к информации о ценах;
6) на рынке продается стандартизированный продукт;
7) покупателю безразлично, у какого продавца приобретать продукцию.
Стандартизированный (однородный) продукт это такой товар, который не отличается по качеству у различных производителей. Фирмы выпускают продукцию одинакового качества не потому, что не предпринимают никаких усилий для улучшения товара, а потому что таков сам товар.
В чистом виде этот рынок практически не встречается в экономике. Но такие рынки как рынок сельхозсырья, рынок ценных бумаг, рынок валюты имеют признаки рынка чистой конкуренции.
В условиях чистой конкуренции фирма не имеет ценовой политики, а только приспосабливается к цене, устанавливаемой на основе рыночного равновесия. Спроса на продукцию отдельной фирмы в этих условиях совершенно эластичен, т.е. кривая спроса горизонтальна. Если на рынке сформировалась цена, то конкурентная фирма будет продавать любой объем производства по одной цене. Однако это не означает, что весь рыночный спрос будет так же абсолютно эластичен. Кривая рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон, так как в целом на рынке, поведение людей будет соответствовать закону спроса (рис. 32).
Р Р
D
D
Q Q
а) спрос на продукцию конкурентной фирмы б) спрос на рынке чистой конкуренции
Рис. 32. Спрос модели чистой конкуренции
При установившейся рыночной цене перед производителем стоят три вопроса:
1. Следует ли производить данную продукцию?
2. Какое количество продукции производить?
3. Какая прибыль или убыток будут получены?
В краткосрочном периоде предприниматель будет производить продукцию, если фирма получит:
а) экономическую прибыль;
б) убыток, меньший, чем постоянные издержки.
В том случае, когда предприниматель решил начать производство, он определяет объем продукции из расчета получения в краткосрочном периоде наибольшей прибыли или минимального убытка.
Кривая спроса на продукцию в краткосрочном периоде является одновременно кривой предельного дохода и среднего дохода фирмы. Цена, уплачиваемая покупателем за единицу продукции, является в то же время средним и предельным доходом от единицы продукции для продавца. Следовательно, правило максимизации прибыли будет изменено: МС=Р.
При рассмотрении поведения фирмы в долгосрочном периоде учитываются следующие допущения:
1. Единственным долгосрочным приспособлением фирмы является вступление ее в отрасль или уход из отрасли. Если рыночная цена выше чем средние издержки, и фирмы получают прибыль, то будет наблюдаться приток новых фирм в отрасль. Если цена ниже чем средние издержки, то фирмы будут терпеть убытки, и произойдет отток фирм из отрасли.
2. Все фирмы в отрасли имеют одинаковые средние издержки, виду одинаковой технологии.
3. В данное время издержки в отрасли не меняются, т.е. вступление фирм в отрасль и выход из нее не влияет на средние издержки отдельных фирм.
Если фирмы на рынке будут получать прибыль, это будет стимулировать остальных войти на этот рынок. В результате рыночное предложение вырастет, и рыночная цена уменьшиться, что приведет к сокращению прибыли. При противоположной ситуации, фирмы будут уходить из отрасли, предложение сократиться, рыночная цена упадет и прибыль фирм сократиться.
После завершения долговременных приспособлений, при установлении долговременного равновесия цена продукта будет соответствовать минимуму средних валовых издержек фирмы (Р=АС). При этом сохраняется равенство цены и предельных издержек (Р=МС). То есть в длительный период в состоянии равновесия все фирмы в отрасли будут получать нулевую прибыль.
Свойством рынков с чистой конкуренцией является их способность восстанавливать эффективное распределение ресурсов при изменениях в экономике. Эффективное распределение ресурсов возникает в точке равенства цены предельным издержкам. Эффективность в распределении ресурсов касается не только производителей, но и остальных потребителей ресурсов. Конкурентная экономика стремиться распределить так ограниченные ресурсы, чтобы максимально удовлетворять потребности.
Чистая монополия
Монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множества покупателей. Для этого рынка характерно:
· жесткий контроль над ценой со стороны производителя;
· высокие барьеры для входа и выхода из отрасли;
· уникальность продукта;
В зависимости от типа барьера выделяют следующие типы монополий – административная, предпринимательская и естественная. Административная монополия – это монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме этого к таким монополиям относят фирмы обладающие патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах. Предпринимательская монополия – это монополия, возникшая в результате конкуренции, за счет более успешной стратегии фирмы по сравнению с ее конкурентами. Такая монополия носит, как правило, временный характер. Возникновение естественной монополии обусловлено положительным эффектом масштаба. Если положительный эффект масштаба достигается только при очень больших объемах производства, которые полностью удовлетворяют рыночный спрос, то нет необходимости создавать конкуренцию в этой отрасли. Так как наличие двух и более фирм приведут к росту средних издержек, а, следовательно, и цены продукции. Примерами естественных монополий служат метро, энергетика, железная дорога.
Чистый монополист определяет объем производства исходя из своих издержек производства и спроса на товар. Рыночный спрос при монопольном производстве представляет собой отраслевой спрос. При этом, кривая спроса не является совершенно эластичной, как при конкурентном производстве. Она представляет собой традиционную форму нисходящей линии, потому что кривая спроса отдельной фирмы (монополиста) и кривая рыночного спроса одно и то же (рис. 33).
Р
10
9
2 3 Q
Рис.33. Спрос и предельный доход на рынке чистой монополии
Следствия нисходящей кривой спроса:
1. Цена превышает предельный доход при любом объеме. Монополист может увеличивать объем продаж, лишь уменьшая цену, а это приводит к тому, что предельный доход становится меньше цены (среднего дохода) для каждого уровня выпуска. Рассмотрим это на примере (рис. 33).
Чтобы увеличить объем продажи с 2-х единиц до 3-х единиц продукции фирма вынуждена будет снизить цену с 10 до 9 руб. Предельный доход третьей единицы составит 7 руб.
MR=(10*2- 3*9)/1=7
Он значительно меньше, чем цена продукта.
Итак, одним из первых отличий поведения монополиста по отношению к ценам и объемам производства в сравнении с поведением фирм в условиях чистой конкуренции является его более полная самостоятельность. Монополист сам определяет цену и объем производства продукции.
Вторым отличием является ориентация монополиста при выборе цены и объема производства не на равенство цены и предельных издержек, а на равенство предельного дохода и предельных издержек.
В третьих, монополист выбирает такую комбинацию цен и объемов производства, при которой валовой доход не уменьшится. Только в этом случае у него есть возможность получить максимальную прибыль.
Некоторые люди считают, что монополист может назначать максимальную цену, которую он может получить. Но оказывается, что более высокие цены могут приносить меньшую совокупную прибыль по сравнению с максимальной. Ведь совокупная прибыль зависит не только от цены и от издержек на единицу продукции, но и от объема продаж. Увеличение цены для монополиста ведет к снижению объема продаж, а значит и к потере части прибыли. Следовательно, во-первых, монополист будет избегать роста цен, при котором теряется прибыль.
Есть еще одно заблуждение в отношении монополии. Многие думают, что монополист застрахован от убытков. На самом деле монополия не гарантирует экономическую прибыль, хотя вероятность ее получения выше, чем при чистой конкуренции. Причем, барьеры для вступления в отрасль конкурентов позволяют сохранять экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Но в краткосрочном периоде при неблагоприятной ситуации (слабом спросе и высоких издержках) монополист может нести убытки.
Монополия имеет свои положительные и отрицательные экономические последствия.
Для общества в целом монополии имеют последствия, касающиеся распределения ресурсов, издержек, НТП, распределения доходов, ценовой дискриминации и государственного регулирования.
1. Монополист может считать выгодным продать меньший объем продукции по большей цене, чем это сделал бы конкурирующий производитель. Выпуская меньше продукции, монополист недоиспользует ресурсы общества. А это является невыгодным для общества. Ресурсы используются неэффективно.
2. Для отдельных отраслей большие объемы монопольного производства сокращают издержки на единицу продукции по сравнению с более мелким конкурентным производством, то есть срабатывает эффект масштаба.
3. С другой стороны, отсутствие конкуренции способствует росту так называемой Х-неэффективности. Х-неэффективность возникает тогда, когда фактические издержки фирмы больше, чем минимально возможные издержки. Причины Х-неэффективности могут быть различны: рост фирмы, стремление менеджеров к более легкой жизни на работе, уклонение от предпринимательского риска, обеспечение работой некомпетентных друзей и родственников, плохое стимулирование рабочих, эмпирические (ненаучные) методы принятия решений и др.
4. Кроме того, монополист наращивает издержки производства, стремясь сохранить монопольное положение и склонить правительство на предоставление привилегий через депутатов, рекламу. Лицензии на вступление в отрасль также увеличивают издержки производства.
3. Отсутствие конкуренции не всегда способствует развитию научно-технического прогресса в отрасли. С другой стороны технические усовершенствования ведут к снижению издержек производства, а значит к наращиванию прибыли при сложившейся рыночной цене. Поэтому монополист, считая это выгодным, может применять новую технологию. Кроме того, НТП может быть одним из барьеров для вступления в отрасль и даже выступать главным фактором сохранения монополии.
4. Получая более высокие прибыли за счет высоких цен, монополисты стремятся обогатиться, получить доходы за счет остальной части общества.
5. Монополист может прибегать к ценовой дискриминации. То есть, использовать по одному продукту разные цены для разных потребителей. При этом различия в ценах не основываются на разных издержках.
6. Многие монополистические отрасли являются естественными монополиями, поэтому требуют общественного регулирования. Государство, регулируя монопольные цены, может выделять субсидии.