Эволюция теории менеджмента.
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.
Классическое направление менеджмента включало:
Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Тейлор.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует также совершенствовать систему оплаты труда.
Развитие идей Тейлора было продолжено А.Файолем, который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.
К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации Максом Вебером. Он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.
Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент) уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам.
Считается, что начало этому направлению положил Элтон Мэйо, он исследовал зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.
Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.
Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы XXв. когда было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908–1970).
Психоаналитическая школа Определенный вклад в формирование концепции неформальных организаций внесла психоаналитическая школа в менеджменте, родоначальником которой является Зигмунд Фрейд.
Психоанализ основывается на признании огромного значения в жизни человека бессознательного, то есть того, что находится за пределами рационального мышления и воли человека. Но психоанализ не считает, что бессознательное полностью неподконтрольно человеку. Психоаналитическая школа в менеджменте стремится использовать фрейдовскую методологию и понятия для описания эмоциональных отношений в организации. И здесь, как и у Фрейда, центральными понятиями выступают «желания», «высшее выражение», «другой», «либидо-любовь», «отец и дети» и т. д. Представитель психоаналитической теории в менеджменте Ф. Энрикес акцентировал внимание на понятии желание (стремление).
Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализы с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».
Стратегическое планирование в менеджменте.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Планирование является эффективным, если решения по важным вопросам экономики принимаются с учетом стратегии ее развития на перспективу. В условиях рыночной экономики необходимо соблюдать принцип не прерывности. Он существенно влияет на функционирование хозяйственной системы на ближайшую и на более длительную перспективу.
Основными задачами стратегического планирования являются:
1) определение необходимых политических решений;
2) оценка будущего состояния экономики и потребности в данной продукции;
3) оценка необходимых производственных мощностей в будущем;
4) предварительная оценка размера возможных капитальных вложений.
Стратегический план (концепция) позволяет определить реальные возможности развития с учетом ресурсных ограничений, выявить количественные и качественные последствия, что особенно важно в условиях функционирования рыночной экономики. В его основе лежит совокупная информация о возможных оптимальных вариантах развития науки и техники, экономики и культуры, затратах ресурсов, требуемых сроках окончания основных этапов работ и состав участников, разрабатывающих стратегический план. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:
1) Определение миссии и целей организации.
2) Анализ внешней среды.
3) Анализ внутренней среды организации.
4) Анализ альтернатив и выбор стратегии.
5) Реализация стратегии.
6) Оценка и контроль выполнения.
Принципы стратегического планирования:
1) стратегия вырабатывается высшим руководством, но реализуется на всех уровнях организации.
2) стратегический план разрабатывается с точки зрения перспективы всей организации, а не конкретного лица, владельца или руководителя.
3) стратегический план должен быть основан исследованиями и фактическими данными о внешней и внутренней среде организации.
4) стратегический план должен придавать организации индивидуальность, которая привлекала бы одних людей и не привлекала бы других.
5) стратегический план должен быть целостным длительное время и в тоже время быть гибким.
Выгоды стратегического планирования: создает единство общей цели внутри организации, является основой для принятия управленческих решений, снижает риск при их реализации, создает основы для контроля, позволяет увязать результаты работы с вознаграждением, помогает эффективнее использовать ресурсы.