Способы регулирования цен (тарифов)
Формирование цен на товары аптечного ассортимента.
Факторы, влияющие на изменение цены».
План
1. Основные понятия и термины. Теории ценообразования.
2. Функции цены.
3. Виды цен.
4. Факторы, воздействующие на цену
5. Постановка целей ценообразования
6. Порядок формирования цен на ЛС, ИМН, ИМТ и другие товары аптечного ассортимента.
Основные понятия и термины. Теории ценообразования.
Ценообразование – это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, ИП и другими субъектами ценообразования.
Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.
тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;
По своему экономическому содержанию цена означает сумму денег, за которую продавец желает продать, а покупатель готов приобрести товар.
Правильная методика расчета и установления цены. разумная ценовая тактика на рынке - необходимые компоненты успешной деятельности любой фирмы в условиях рыночных отношений.
В экономической теории существует несколько подходов, определяющих, что же такое цена.
- отечественный или марксистский подход
- западный подход.
1. Отечественный или марксистский подход основан на теории трудовой стоимости, т.е. в основе стоимости товара лежит труд, затраченный на производство данной продукции. Другими словами, величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.
2. Западный подход альтернативен марксистской концепции, в нем одной из наиболее распространенных концепций является концепция полезности. В основе этой концепции лежат понятия ценности и полезности. Полезность – это способность товара удовлетворять потребность человека. Не всякая полезная вещь обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Сл-но, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности и ценности, которые оценивает потребитель.
3. Другая теория – теория издержек производства. Сторонники этой теории считают, что цена, которую согласен уплатить покупатель, определяется степенью полезности товара, но цена, по которой согласен продать производитель, не может быть ниже издержек, а поэтому в основе расчета цены должна лежать калькуляция затрат и предполагаемая норма рентабельности.
Другими словами, в экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат на получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству, а также для образования фонда потребления. Решение данной задачи происходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.
4. В качестве компромиссной теории между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Спрос отражает интересы покупателей, цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. В свою очередь, кривая предложения отображает интересы производителей. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать товар. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны.
Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования установлены Законом Республики Беларусь № 255 – З от 10.05.1999 г. (с измен. и дополн.) «О ценообразовании».
Основными принципами ценообразования являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки;
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.
предельная торговая надбавка (скидка) – ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;
предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;
декларирование цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.
Функции цены.
Цены играют основополагающую роль в экономике любой страны. Как инструмент управления рынком цена выполняет следующие функции:
1. Учетная – цена выступает как измеритель общественно необходимых затрат (издержек производства и обращения) и результатов производства (прибыль и производительность труда).
2. Регулирующая – устанавливает равновесную цену, обеспечивает равновесие спроса и предложения (продавец старается назначить большую цену и получить большую прибыль, а покупатель стремится приобрести товар по минимальным ценам).
3. Стимулирующая – стимулирует повышение качества продукции и обновление ассортимента, ресурсосбережение, повышение эффективности производства.
4. Распределительная– предусматривает распределение прибыли между государством и субъектом хозяйствования через систему налогов, т.е. учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, определяет объем прибыли, получаемый предприятием.
5. Информационная – цена отражает все стороны экономической деятельности субъекта хозяйствования, в определенной мере служит индикатором состояния дел в экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка и т.д.
Кроме того, в условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, определяет уровень благосостояния населения
Виды цен.
В ценообразовании существуют различные классификации цен:
1. в зависимости от стадии товародвижения различают:
- отпускную цену предприятия-изготовителя – это цена, применяемая на республиканском уровне в расчетах между предприятиями-производителями и предприятиями-покупателями;
- расчетную отпускную цену – формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на товары иностранного производства посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в бел. рубли по официальному курсу Нац. банка, таможенных платежей, НДС, транспортных расходов.
- оптовую цену – цена формируется при поставке продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовыми организациями другим предприятиям с учетом предельного размера оптовой надбавки (цена приобретения);
- розничную цену– цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий с учетом предельного размера торговой надбавки.
2. в зависимости от способа установления цены:
- свободная (договорная) цена –цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
- регулируемая цена– регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;
Бывает двух видов:
фиксированная цена –регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
предельная цена –регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и/или нижним пределами.
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
3. в зависимости от территориального распространения:
4. единые республиканские цены –цены, действующие на всей территории республики, устанавливаемые и контролируемые центральными органами управления.
5. местные цены –цены, формируемые на определенной территории как под влиянием рыночных факторов, так и со стороны местных органов власти.
Способы регулирования цен (тарифов)
Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования;
Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов).
Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.