Способы регулирования цен (тарифов)

Формирование цен на товары аптечного ассортимента.

Факторы, влияющие на изменение цены».

План

1. Основные понятия и термины. Теории ценообразования.

2. Функции цены.

3. Виды цен.

4. Факторы, воздействующие на цену

5. Постановка целей ценообразования

6. Порядок формирования цен на ЛС, ИМН, ИМТ и другие товары аптечного ассортимента.

Основные понятия и термины. Теории ценообразования.

Ценообразование – это процесс установления, регулирования цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка формирования цены юридическими лицами, ИП и другими субъектами ценообразования.

Цена – это денежное выражение стоимости единицы товара.

тариф – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;

По своему экономическому содержанию цена означает сумму денег, за которую продавец желает продать, а покупатель готов приобрести товар.

Правильная методика расчета и установления цены. разумная ценовая тактика на рынке - необходимые компоненты успешной деятельности любой фирмы в условиях рыночных отношений.

В экономической теории существует несколько подходов, определяющих, что же такое цена.

- отечественный или марксистский подход

- западный подход.

1. Отечественный или марксистский подход основан на теории трудовой стоимости, т.е. в основе стоимости товара лежит труд, затраченный на производство данной продукции. Другими словами, величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.

2. Западный подход альтернативен марксистской концепции, в нем одной из наиболее распространенных концепций является концепция полезности. В основе этой концепции лежат понятия ценности и полезности. Полезность – это способность товара удовлетворять потребность человека. Не всякая полезная вещь обладает ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, то они ценностью не обладают. Ценностью обладают только те вещи, запас которых строго ограничен. Сл-но, цена определяется не объемом затрат труда на производство товара, а субъективными представлениями о полезности и ценности, которые оценивает потребитель.

3. Другая теория – теория издержек производства. Сторонники этой теории считают, что цена, которую согласен уплатить покупатель, определяется степенью полезности товара, но цена, по которой согласен продать производитель, не может быть ниже издержек, а поэтому в основе расчета цены должна лежать калькуляция затрат и предполагаемая норма рентабельности.

Другими словами, в экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат на получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государству, а также для образования фонда потребления. Решение данной задачи происходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.

4. В качестве компромиссной теории между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Спрос отражает интересы покупателей, цена спроса – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги. В свою очередь, кривая предложения отображает интересы производителей. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продать товар. Между продавцами и покупателями достигается компромисс, в результате которого цена устанавливается на равновесном уровне, который устраивает в определенный момент времени обе стороны.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования установлены Законом Республики Беларусь № 255 – З от 10.05.1999 г. (с измен. и дополн.) «О ценообразовании».

Основными принципами ценообразования являются:

- определение основ государственной политики в области ценообразования;

- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки;

- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Государственную политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь.

предельная торговая надбавка (скидка) – ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения;

предельный норматив рентабельности – устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах;

декларирование цен (тарифов) – регистрация цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

Функции цены.

Цены играют основополагающую роль в экономике любой страны. Как инструмент управления рынком цена выполняет следующие функции:

1. Учетная – цена выступает как измеритель общественно необходимых затрат (издержек производства и обращения) и результатов производства (прибыль и производительность труда).

2. Регулирующая – устанавливает равновесную цену, обеспечивает равновесие спроса и предложения (продавец старается назначить большую цену и получить большую прибыль, а покупатель стремится приобрести товар по минимальным ценам).

3. Стимулирующая – стимулирует повышение качества продукции и обновление ассортимента, ресурсосбережение, повышение эффективности производства.

4. Распределительная– предусматривает распределение прибыли между государством и субъектом хозяйствования через систему налогов, т.е. учет в цене акцизов на отдельные товары, НДС, определяет объем прибыли, получаемый предприятием.

5. Информационная – цена отражает все стороны экономической деятельности субъекта хозяйствования, в определенной мере служит индикатором состояния дел в экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка и т.д.

Кроме того, в условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, определяет уровень благосостояния населения

Виды цен.

В ценообразовании существуют различные классификации цен:

1. в зависимости от стадии товародвижения различают:

- отпускную цену предприятия-изготовителя – это цена, применяемая на республиканском уровне в расчетах между предприятиями-производителями и предприятиями-покупателями;

- расчетную отпускную цену – формируется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на товары иностранного производства посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в бел. рубли по официальному курсу Нац. банка, таможенных платежей, НДС, транспортных расходов.

- оптовую цену – цена формируется при поставке продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовыми организациями другим предприятиям с учетом предельного размера оптовой надбавки (цена приобретения);

- розничную цену– цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий с учетом предельного размера торговой надбавки.

2. в зависимости от способа установления цены:

- свободная (договорная) цена –цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;

- регулируемая цена– регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину;

Бывает двух видов:

фиксированная цена –регулируемая цена, устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;

предельная цена –регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и/или нижним пределами.

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

3. в зависимости от территориального распространения:

4. единые республиканские цены –цены, действующие на всей территории республики, устанавливаемые и контролируемые центральными органами управления.

5. местные цены –цены, формируемые на определенной территории как под влиянием рыночных факторов, так и со стороны местных органов власти.

Способы регулирования цен (тарифов)

Регулирование ценообразования – воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного (через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики) регулирования;

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

порядка определения и применения цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.

Наши рекомендации