Предельный доход фирмы-монополистического конкурента
Если кривая спроса фирмы является убывающей, то ее кривая предельного дохода не совпадает с кривой спроса и среднего дохода (как в случае совершенной конкуренции), а лежит левее и ниже (рис. 6.1).
а) б)
Рис. 6.1. Кривая спроса и предельный доход при совершенной и монополистической конкуренции
6.2.3. УСЛОВИЯ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
Для упрощения анализа сделаем предположения:
фирма-монополистический конкурент действует в краткосрочном периоде, т.е. число фирм в отрасли есть величина постоянная;
структура ее издержек задана кривыми АТС (средних совокупных), MC (предельных) и ТС (совокупных издержек), представленных на рис. 6.1;
фирма производит неизменную продукцию и
объем ее издержек на рекламу и стимулирование сбыта также неизменен.
Какую цену и какой объем продаж должна выбрать фирма, чтобы максимизировать свою прибыль? Как и прежде, проанализируем уже известные нам два метода:
1. Метод совокупных издержек - совокупного дохода.
Как известно, экономическая прибыль представляет собой разницу между совокупными доходами и совокупными издержками фирмы, или
п = ТR - ТС.
Следовательно, для достижения экономического равновесия монополистический конкурент должен обеспечить такой объем выпуска, при котором совокупный доход максимально превышает совокупные издержки.
Рис. 6.2.. Условия максимизации прибыли монополистического конкурента
Как видно из рисунка 6.2, в диапазоне выпуска Q1- Q3 фирма имеет положительную экономическую прибыль, достигающую своего максимума при объеме производства Q2. Геометрически функция ТR максимально превышает функцию ТС при объеме, когда касательная к кривой TR имеет тот же наклон, что и касательная к кривой ТС, т.е. эти касательные параллельны.
2. Метод предельных издержек - предельного дохода.
Прибыль максимизируется при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны предельному доходу (MC=MR), а прибыль от последней проданной единицы товара (предельная прибыль) равна нулю (Мп=0).
Если МR>МС, т.е. пока каждая дополнительная единица выпуска увеличивает доход, а не издержки, прибыль от этой единицы (предельная прибыль) будет положительной, и рост объема выпуска вызовет дополнительное увеличение совокупной прибыли. Если же MR<МС, то предельная прибыль будет отрицательной, и совокупная прибыль будет увеличиваться лишь за счет сокращения объема выпуска.
Как видно из рис. 6.2, наивысшая цена, которую фирма может взимать с потребителя- Р2 руб. (она определяется кривой спроса на продукцию фирмы). Цены Р1 и Р3 обеспечивают нормальную прибыль предпринимателя и могут рассматриваться как цены безубыточности, а объемы выпуска Q1, Q3- как объемы безубыточности.