Тема 6. Издержки производства. Цель:раскрыть теорию издержек, где является составной частью теории производства, специфику их движения в краткосрочном и долгосрочном периоде и принцип
Цель:раскрыть теорию издержек, где является составной частью теории производства, специфику их движения в краткосрочном и долгосрочном периоде и принцип использования издержек для оценки эффективности выбора ресурсов.
Основные понятия по теме: издержки производства, издержки обращения, изокоста,
Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К. Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.
Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.
В конкретной практике применения расчета издержек для анализа деятельности предприятий в Казахстане и в западных странах имеются как сходства, так и различия. В Казахстане широко используется категория себестоимость, представляющая собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Теоретически в себестоимость должны входить нормативные производственные затраты, но на практике к ней относят сверхнормативный расход сырья, материалов и т.д. Себестоимость определяют на основе сложения экономических элементов (однородных по экономическому назначению затрат) или путем суммирования статей калькуляции, характеризующих непосредственные направления тех или иных расходов. как в СНГ, так и в западных странах, для калькулирования себестоимости, применяется классификация прямых и косвенных затрат (расходов). Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Общий подход не исключает различий по конкретной классификации некоторых статей.
В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) - к постоянным нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов.
В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями.
Изокванта - кривая отражающая все возможные варианты комбинаций ресурсов (см. рис. 1.).
Изокоста - это прямая, каждая точка которой показывает различные комбинации вовлекаемых в производство двух переменных факторов при одинаковых издержках на их приобретение (см. рис. 2.).
Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба.
Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства. Реакция долгосрочных средних издержек на изменение масштаба производства может быть различной.
1. Если на каком-то временном интервале долгосрочные средние издержки снижаются с увеличением объёма выпуска продукции, то имеет место экономия, обусловленная ростом масштаба производства (или положительным эффектом масштаба).
2. Если на определённом временном интервале производства долгосрочные средние общие издержки при увеличении объёма выпуска растут, то имеет место ущерб от масштаба роста производства (или отрицательный эффект масштаба).
3. Если же в течении определённого времени производства долгосрочные средние общие издержки никак не реагируют на изменение объёма выпуска, т.е. остаются неизменными, то фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства.
Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объёма выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли.
Выводы:
1. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли.
2. Изокоста- это прямая, каждая точка которой показывает различные комбинации вовлекаемых в производство двух переменных факторов при одинаковых издержках на их приобретение.
Литература
- Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.
- Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.
- 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.
- Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.
Тема 5. «Предложение в условиях конкуренции»
Цель: Признаки рынка совершенной конкуренции, раскрыть характер конкуренции, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Основные понятия по теме: совершенная конкуренция, поведение фирмы - совершенного конкурента, определение размеров выпуска фирмы, точка банкротства.
Помимо сельского хозяйства, лишь несколько реальных мировых рынков конкурентны в том смысле, что каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно вступать в дело или выходить из него. Тем не менее завершенный нами анализ полезен, так как многие рынки близки к конкурентным: фирмы на этих рынках сталкиваются с высокоэластичными кривыми спроса и относительно легко вступают в дело и выходят из него. Фирмы на подобных рынках стремятся достичь такого объема производства, при котором предельные издержки производства близки к цене.
Для ответа на вопрос, является ли отдельный рынок идеально конкурентным, было бы полезно простое правило наподобие правила «большого пальца» в физике. К сожалению, такого правила в экономике нет, и важно понять, почему. Рассмотрим наиболее очевидный признак, претендующий на роль определяющего критерия, — наличие в отрасли многих фирм (по крайней мере от 10 до 20). К сожалению, наличие многих фирм не является ни необходимым, ни достаточным для приближения к условиям совершенной конкуренции, потому что фирмы могут договориться об установлении цены, особенно если они продают одинаковые товары.
Присутствие на рынке всего нескольких фирм также не исключает конкуренции. Предположим, например, что на рынке находятся пять фирм, но рыночный спрос на продукт очень эластичен. Тогда кривая спроса для каждой фирмы будет почти горизонтальна, а фирмы будут вести себя так, как если бы они оперировали на совершенно конкурентном рынке.
Литература
- Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.
- Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.
- 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Москва, 1992 - 249 с. 1 т.
- Экономическая теория (политэкономия). Учебник / Под. общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Москва, 1997 - 195 с.
Тема 8. Монополия
Цель:определить, что такоемонополия, рассмотреть виды монополии, государственное регулирование конкуренции, ценовая дискриминация, ее виды
Основные понятия по теме: чистая монополия, ценовая дискриминация, неэффективность рынка монополии.
Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.
Но может существовать и другая трактовка понятия "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие.
Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреблять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.
Ценовая дискриминация - практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.
1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции.
Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого.
2. Дискриминация среди покупателей.
Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.
Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:
1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
2. Должна быть исключена возможность перепродажи товара;
3. Способность производителя к определению структуры рынка.
Литература
- Вэриан Х.Р. Микроэкономика промежуточный уровень современный подход. Учебник. «ЮНИТИ». Москва. 1997 - 339 с.
- Курс экономики. Учебник / Под. ред. Б.А. Райсберга. Москва, 1999 - 151 с.
- 50 лекций по микроэкономике. «Экономическая школа». Санкт-Петербург, 2000 - 421 с. 1 т.