Демографические проблемы сЗФо
Результаты исследования с достаточной наглядностью показывают, что процесс расселения на Северо-Западе России - это яркий и своеобразный феномен развития России как государства. В различные исторические периоды расселение то отражало общие, национальные направления развития, то шло по собственной индивидуальной траектории. При этом в те или иные исторические периоды, самые разнообразные факторы оказывали влияние на этот процесс. Периодически на первый план выходили или внешнеполитические факторы, такие как, например, изменение границ государства, или внутриполитические, такие как централизованное управление страной. То большее, то меньшее значение для развития поселений на Северо-Западе играли экономические соображения. В результате сформировались такие системы расселения, которые в настоящее время находятся на перепутье, причем возможны самые различные направления их дальнейшего развития.
Наиболее перспективной траекторией является устойчивое развитие ряда крупнейших агломераций с превращением их в такие системы расселения, которые адекватны потребностям человечества в 21 веке. Как показывает анализ, подобный путь возможен и вполне достижим. Практически в каждой из рассмотренных систем расселения Северо-Запада есть потенциальные возможности для дальнейшего роста, связанные с интеллектуальным потенциалом, всеми видами ресурсов, выгодным экономико-географическим положением. Реализация этих возможностей достижима в том случае, если будет обеспечена свобода региональной самоорганизации, и, в то же время, социальные интересы российского общества в целом, интересы населения округа и отдельного индивида будут наиболее гармонично сочетаться, давая толчок экономическому развитию и формируя, на этой основе, современные системы расселения.
Вместе с тем, не исключен и вариант, когда негативные макрофакторы окажут сильное воздействие на процесс дальнейшего социально-экономического развития Северо-Запада, подавляя или в значительной степени нейтрализуя положительные тенденции, которые только начинают формироваться в обществе. В этом случае неизбежны определенные деформации в структуре систем расселения, их стагнация или даже переход в состояние затяжного кризиса. Однако, и в этом случае проявления самоорганизации систем расселения способны если не снять целиком, то в определенной степени смягчить негативные процессы.
В связи с этим при прогнозе перспективного развития системы расселения Северо-Запада основная задача состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам этой системы – локальным системам расселения – максимальную возможность для реализации заложенных в них потенциальных возможностей для саморазвития.
Выявить эти потенциальные возможности позволяют разработанные в данной работе интегральные показатели, которые, в отличие от традиционной статистики, отражают не только сложившуюся к настоящему времени ситуацию, но и те ростки будущего, которые есть в каждой системе расселения. Апробация этих показателей на примере Санкт-Петербургской агломерации и муниципальных образований Северо-Запада наглядно демонстрирует возможности их использования для анализа перспектив развития и других систем расселения.
Основные выводы
1. Экстенсивный этап процесса урбанизации на Северо-Западе России завершен. В новом тысячелетии начался интенсивный этап урбанизации.
2. Трансформация системы расселения Северо-Запада России происходит в следующих направлениях:
а) быстро выбывает население из молодых (незрелых) систем расселения Крайнего Севера России
б) усиливается процесс территориальной сегрегации - рост диспропорций в уровне жизни населения в пределах одного региона
в) началось образование городских агломераций (субурбанизация, рурализация)
г) происходил активный процесс «возврата к корням» - миграция в Псковскую и Новгородскую области из регионов Севера и Ближнего Зарубежья
3. Формирующаяся система расселения Северо-Запада вступила в противоречие со сложившимся административно-территориальным делением (границы муниципальных образований в значительной степени носят случайный характер).
4. Система расселения Северо-Запада явно делится на три типа, каждый из которых нуждается в специфической региональной политике.
5. Основной единицей планирования новой региональной политики должны стать города - как опорный каркас системы расселения