Тема 2.4. Доход производителя и его распределение. Эффект масштаба
1. Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание категорий: валовая выручка, валовой доход, предельный доход, прибыль, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, норма прибыли. Внести соответствующие определения в словарь-справочник.
2. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы. Уяснить структуру валовой выручки, используя основные положения неоклассической теории. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Подготовить эссе на тему «Прибыль как результат деятельности фирмы».
4. Подготовиться к решению учебных задач по расчету величины прибыли, анализу практических ситуаций, отражающих особенности формирования и распределения прибыли предприятия.
II. План семинарского занятия
Форма обучения : очная
1. Валовой доход производителя и его структура.
2. Экономическая и бухгалтерская прибыль: источники и факторы формирования, особенности использования.
3. Влияние эффекта масштаба на динамику прибыли предприятия.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к решению учебных задач и формированию умений осуществлять сопоставления затрат и результатов производства, расчет доходов, прибыли и рентабельности, имеющие значение для будущей профессиональной деятельности;
- подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, ОЛ-2, ДЛ- 4, 5, 7, 8. Постарайтесь раскрыть сущность экономической и бухгалтерской прибыли, определить цели деятельности фирм и мотивацию продолжения деятельности в избранной сфере (отрасли);
- составление эссе является самостоятельной творческой работой. Подготовка экономического сочинения на заданную тему следует осуществлять, используя общий подход к структурированию письменных работ: титульный лист, содержание работы, список использованных источников и приложения. Необходимо отразить актуальность анализа проблемы формирования доходов и прибыли фирм, раскрыть сущность рентабельности производства, сделать выводы и обобщения практической направленности. Объем эссе не должен превышать 7-8 страниц машинописного текста при установленных стандартах оформления текста, объем использованной литературы будет достаточным при указании 3-5 источников;
- подготовка к решению учебных задач и анализу практических ситуаций в ходе проведения семинарского занятия требует самостоятельной работы по уяснению методов расчета прибыли, рентабельности, эффективности, определению факторов повышения валовой выручки фирм и экономической прибыли. Используйте источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 4, 5, 6.
IV. Рекомендуемые источники