Методика и результаты экспериментальной оценки критериев выбора места работы студентами и старшими школьниками
Методика позволяет выявить перечень значимых критериев выбора места работы различными группами населения и субъективную значимость этих критериев. Совокупность критериев привлекательности работы характеризует те ожидания или потребности, которые люди хотели бы удовлетворить за счет работы на предприятии. Основу методики составляет процедура опроса испытуемых методом анкетирования.
Методика включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Формирование списка значимых критериев.
А) Составляется предварительный список критериев, соответствующий примерно следующему перечню наиболее часто встречающихся ожиданий:
- высокая заработная плата;
- безопасность труда;
- работа по интересующей специальности;
- удобство рабочих мест и комфорт рабочих и бытовых помещений;
- полезность работы для людей, города, области, государства в целом;
- хорошие взаимоотношения в коллективе;
- возможность получения новых знаний, творческого роста;
- возможность сделать карьеру;
- стабильность развития предприятия;
- забота предприятия о культурном отдыхе и здоровье работников;
- работа не противоречит закону;
- работа близко от дома.
Б) Этот список предъявляется испытуемым (экспертам) с просьбой к каждому из них вычеркнуть все несущественные, по их мнению, ожидания (критерии) и добавить значимые, но не вошедшие в этот список.
В) Составляется расширенный список критериев предпочтительности, включающий в себя все те критерии или ожидания, которые либо не были вычеркнуты из исходного списка всеми экспертами, либо были дополнительно включены в него хотя бы одним экспертом. (Обозначим длину такого списка через N0, а общее количество экспертов - через Кэ). Для каждого i-того критерия, вошедшего в этот расширенный список, подсчитывается количество Кi экспертов, посчитавших его значиммым. Результат такого подсчета заносится в таблицу.
i | N0 | |||
Ki | К1 | К2 | Кn | |
% | К1/ Кэ * 100% | К2/ Kэ*100% | Kn/Kэ*100% |
Полученная таким образом таблица используется далее для составления результирующего списка значимых критериев. В этот список заносятся лишь те критерии, для которых Кi/Кэ превышает в процентном отношении некоторое пороговое значение d, которое выбирается следующим образом:
- при проведении экспресс - оценки d=20%-30%;
- при проведении детального обследования d=1/Кэ*100%,
Критерии в результирующем списке нумеруются от 1 до N.
Этап 2. Оценка субъективной значимости критериев.
А) Результирующий список используется для составления матрицы парных сравнений. Пример такой матрицы для N=5 приведен ниже.
№ | Si= SPij | Ri(ранг) | Wi =Si/SSi | |||||
- | P12 | P15 | ||||||
- | ||||||||
- | ||||||||
- | ||||||||
- |
SSi=?
Эксперта просят попарно сравнить по важности каждый из критериев, имеющий номер в результирующем списке, равный номеру строки (i), со всеми остальными критериями, номера которых соответствуют номеру столбца (j), и результат такого сравнения (Рij) записать на пересечении i-той строки и j-го столбца матрицы парных сравнений. При этом Pij =1, если i-тый критерий субъективно более важен, чем j-тый, и 0 - в противном случае. Вместо значения Рii в матрице необходимо поставить прочерк.
Б) После того как эксперты заполнят матрицу, их просят подсчитать число 1 в каждой строке (Si) и занести результат в соответствующий столбец матрицы, а затем проранжировать потребности в порядке убывания значения Si . На этом работа экспертов заканчивается. Далее необходимо оценить значение субъективной значимости каждого из критериев (Wi).
В) Экспериментатор подсчитывает значения Wi = Si/SSi и заносит их в таблицу.
Этап 3. Статистическая обработка результатов.
Обработка результатов проводится традиционными методами математической статистики. При этом вычисляются значения математического ожидания, дисперсии и доверительных интервалов для ранга и важности каждого из критериев . Весь перечень критериев вновь ранжируется в порядке возрастания значения математического ожидания ранга, и по результатам ранжирования составляется итоговая таблица.
Ранг | …………… | N | ||
Номер потребн. | n1 | n2 | …………… | nN |
Важность | Wn1 | Wn2 | …………… | WnN |
Кроме того, по результатам индивидуальных оценок экспертов для каждого из критериев строится гистограмма распределения рангов. Гистограммы распределения рангов для каждого из критериев позволяет оценить весь спектр мнений относительно их приоритетов и важностей и более рационально и адресно спланировать работу по учету мнений интересующей категории людей.
Этап 4. Интерпретация результатов.
Содержание этого этапа зависит от целей и задач проводимого исследования.
Приведенная выше методика была использована для оценки системы предпочтений различных категорий молодежи при выборе места работы. Основная цель этого эксперимента заключалась в определении психологической готовности подрастающего поколения к активному участию в согласованном развитии экономики. В соответствии с новой парадигмой развития, появившейся в семидесятые годы в развитых капиталистических странах, наиболее эффективными в современной динамичной среде являются предприятия, ориентированные в первую очередь на своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения за счет непрерывного обновления и самосовершенствования [1]. Парадигма эта называется инновационной или гуманистической. Переход на новую парадигму развития требует от всех участников экономического процесса высокого уровня развития таких качеств, как стремление приносить пользу людям, стремление к знаниям, к самосовершенствованию [2]. В соответствии с этим цель эксперимента была конкретизирована и сформулирована так: установить, какое место среди критериев предпочтительности при выборе работы занимают перечисленные выше качества.
Результаты экспериментальной оценки перечня значимых критериев предпочтительности и субъективной важности этих критериев для старших школьников (120 человек) и студентов Тверского государственного университета (89 человек) приведены ниже.
Критерии привлекательности работы для студентов университета:
1. Высокая заработная плата.
2. Работа по интересующей специальности.
3. Хорошие отношения в коллективе.
4. Престижность работы.
5. Работа близко от дома.
6. Забота предприятия об отдыхе и здоровье работников.
7. Возможность сделать карьеру.
8. Возможность творческого роста.
9. Полезность для людей, для города, области, государства.
10. Работа не противоречит закону.
11. Стабильность, устойчивость предприятия.
12. Безопасность труда.
Итоговые результаты оценки субъективной значимости этих критериев приведены в таблице 1 и на рисунке 1.
Таблица 1.
Рис. 1 Субъективная значимость критериев привлекательности работы для студентов университета
Как видно из приведенных выше экспериментальных данных, наибольшую значимость для студентов университета имеют безопасность условий труда, высокая заработная плата, возможность сделать карьеру и стабильность, устойчивость развития предприятия. К числу малозначимых студенты относят такой критерий, как полезность работы для людей, для города, области, государства в целом (предпоследнее место в ранжированном ряду критериев).
Лишь один критерий, - удаленность работы от дома, оказался менее значимым (последнее место). Такой критерий как возможность творческого роста занял в ранжированном ряду только девятое место, хотя по значению субъективной важности его можно отнести к критериям средней значимости.Пятое место десятого критерия (не криминальный характер работы) свидетельствует о том, что ради высокой заработной платы, карьеры и стабильности испытуемые могут закрыть глаза на не совсем законный характер их бизнеса.
Старшими школьниками были названы следующие критерии привлекательности работы:
1. Высокая заработная плата.
2. Возможность сделать карьеру.
3. Хорошие взаимоотношения в коллективе.
4. Удобство рабочих мест и рабочих помещений.
5. Безопасность труда.
6. Возможность творческого роста, самосовершенствования.
7. Полезность работы для общества.
Значения субъективной важности этих критериев для старшеклассников и их ранги приведены в таблице 2 и на рисунке 2.
Как видно из таблиц 1 и 2, для школьников при выборе места работы характерна несколько иная по сравнению со студентами система приоритетов. Так, с первого места на пятое переместилась безопасность труда, с восьмого на третье поднялась значимость хороших отношений в коллективе. Критерий высокого уровня заработной платы для школьников характеризуется безусловным приоритетом. Второй по значимости критерий - возможность сделать карьеру. Последнее место по значимости для старшеклассников занимает полезность работы для общества, а предпоследнее - возможность творческого роста и самосовершенствования Таблица 2.
Рис. 2 Субъективная значимость критериев привлекательности работы для старших школьников
Несмотря на некоторые отличия в системе приоритетов старших школьников и студентов университета, для тех и других просматривается общая закономерность, которая заключается в том, что для них на первых местах по значимости стоит стремление к материальным благам и карьере, на самых последних - стремление быть полезным людям, и где-то на предпоследних местах стоит стремление к знаниям и самосовершенствованию.
Разумеется, ограниченный объем статистики (около 200 человек одного региона) не позволяет сделать однозначные выводы о предпочтениях молодежи страны или хотя бы региона в целом. Но если такое распределение приоритетов характерно для большинства молодежи, то ожидать перехода нашей экономики на современную парадигму развития в ближайшее время не приходится. Осуществление такого перехода требует длительной и кропотливой образовательно-воспитательной работы среди всех возрастных групп населения. Очевидно, решить столь грандиозную задачу можно только в рамках общегосударственной программы.
Примечание Статья была опубликована в 1998 году. За прошедшие 10 с лишним лет подобные эксперименты проводились ежегодно. Зарплата и карьера практически во всех аудиториях (студенты, школьники, коллективы предприятий) по–прежнему входит в лидирующую тройку, а полезность устойчиво занимает одно из самых последних мест.
Литература
1. Экономические чудеса : уроки для России. -М., 1994
2. Ю.И. Шорохов. Развитие организаций: тенденции, механизмы, управление. / ТвГУ, Тверь, 1997
Ю.И. Шорохов