Задачи для самостоятельного решения. План практического занятия № 1-2
План практического занятия № 1-2
подисциплине Микроэкономика
для специальности Учет и аудит
тема занятия Предмет и метод микроэкономики Основы анализа спроса и предложения. Равновесие рынка
время 4часа
Тесты:
Найдите единственный верный ответ
1. Микроэкономика изучает:
а) экономические решения потребителей;
б) ценообразование на рынке сахара;
в) оптимальное размещение ресурсов;
г) все ответы верны
2. В каком из перечисленных случаев изучение экономической теории имеет практическое значение?
а) Каждый человек может лучше решить политические проблемы, многие из которых связаны с экономикой;
б) Каждый разбирающийся в принципах функционирования экономики, способен лучше решать собственные экономические проблемы;
в) экономическая теория учит студентов "умению жить", и зарабатывай, деньги, используя свои знания в определенной сфере деятельности.
г) Верны ответы а и б.
3. В каком из приведены х списков перечислены все факторы производства?
а) работник конвейера, конвейер, автомобиль;
б) лодка, река, рыбак;
в) нефть, нефтяник, земля;
г) земля, тракторист, фермер
4. Производство автомобилей и динамику его цены изучают в курсе:
а) макроэкономики;
б) микроэкономики;
в) мировой экономики;
г) менеджмента.
5. Сравнительное преимущество-это:
а) способность тратить меньше рабочего времени на получение товаров и услуг;
б) возможность производить и обменивать товары и услуги с меньшими затратами ресурсов;
в) более высокая производительность, возникающая вследствие специализации;
г) способность производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами.
6. Альтернативная стоимость авиабилета возрастает, если:
а) в стране вырос уровень инфляции;
б) цена железнодорожного билета возрастает;
в) цена авиабилета снизится;
г) цена железнодорожного 6илета уменьшится.
1. Кривая рыночного спроса показывает: а) как будет повышаться потребление блага при росте доходов покупателей
б) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;
в) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;
г) как будет снижаться потребление блага при снижении цен на товары- субституты.
2. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?
а) вкусы потребителей
б) количество потребителей
в) цена на товары-субституты
г) цена ресурсов
3. Совершенствование технологий приводит к:
а) движению вдоль кривой предложения;
б) сдвигу кривой спроса вправо вверх;
в) сдвигу кривой спроса влевовверх;
г) сдвигу кривой предложения вправо вниз.
4. Закон предложения при ре те цен и неизменности прочих условий проявляется:
а) в росте предложения;
б) в снижении предложения;
в) в росте величины предложения;
г) в снижении величины предложения.
5. Если два товара взаимозаменяемые, то рост цены на первый вызовет:
а) падение величины спроса; а второй товар;
б) падение спроса на второй товар;
в) рост спроса на второй товар,
г) увеличение величины спроса на второй товар.
6. Если спрос на товар увеличивается, а предложение его в это же время сокращается, то:
а) цены обязательно увеличится при обязательном сокращении объемом продаж;
б) цены обязательно увеличится при возможном как росте, так и снижении продаж;
в) объем продаж обязательно снизится при возможном отклонении цепы в любую сторону;
г) цены обязательно упадут при всех возможных изменениях объемом продаж.
7. Вполне возможно, что причиной падения цены на продукт является
а) рост налогов;
б) рост потребительских доходов;
в) падение цен на ресурсы;
г) падение цены на взаимодополняющий товар.
8. Кривая предложения сдвинулась влево. Это могло произойти из-за
а) увеличения цены товара;
б) увеличения производительности труда;
в) увеличения затрат на покупку ресурсов;
г) увеличения цены товара-субститута.
9. Увеличение спроса на товар может быть вызвано:
а) снижением цены товара - заменителя;
б) снижением цены данного товара;
в) снижением цены товара - комплемента;
г) все ответы не верны.
Методика решения задач.
Задача 1
Производственные возможности фабрики позволяют производить мебельные гарнитуры и двери. Участок № 1 может производить 10 гарнитуров или 25 дверей в месяц. Участок № 2 может производить 15 гарнитуров или 35 дверей в месяц.
1. Постройте кривую производственных возможностей фабрики.
2. На фабрику завезли новое оборудование, которое позволяет увеличить месячное производство мебельных гарнитуров на 2 единицы на каждом участке. Как изменилась кривая производственных возможностей?
Решение
Шкала производственных возможностей фабрики
Варианты | А | б | в | Г |
Мебельные гарнитуры, шт. | ||||
Двери, шт. |
1). Кривая производственных возможностей показывает все возможные варианты производства двух товаров из имеющихся ресурсов. В начале построим шкалу производственных возможностей фабрики, до изменения технологии, рассмотрев возможные варианты производства на двух участках:
а) все участки заняты производством мебельных гарнитуров;
г) все участки заняты производством мебельных дверей; б) и в) один из участков производит мебельные гарнитуры, а другой - двери. По данным шкалы строим кривую производственной возможностей.
Рис. Кривая производственных возможностей
2). Приобретение нового оборудования (изменение технологии производства) расширяет производственные возможности фабрики. Построим новую шкалу производственных возможностей
Таблица 1.2 Шкала кривой произволе денных возможностей фабрики
Варианты | А’ | Б’ | В’ | Г’ |
Мебельные гарнитуры, шт. | ||||
Двери, шт. |
Перенесем данные шкалы на рисунок 1.1, отметив сдвиг кривой производственных возможностей фабрики.
Задача 2
В таблице приведены данные о возможных вариантах структуры производства области А.
Таблица Варианты структуры производства области А.
Варианты | А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Тракторы, тыс.шт | ||||||||
Холодильники, тыс.шт. |
1) Рассчитайте альтернативны издержки производства одной тысячи холодильников.
2) Чему равны альтернативныеиздержки производства одной тысячи тракторов, если экономика сейчас и; годится в точке В?
Решение.
1). Альтернативные издержки связаны с выбором варианта использования производственных ресурсов. Они и: меряются потерями в производстве какого-то блага вследствие отказа от альтернативного варианта использования ресурсов.
Расчет альтернативные издержек начинаем с варианта Б, т.к. в варианте А холодильники не производятся. При переходе от варианта А к варианту Б мы начинаем производить 50 тыс. холодильников, но при этом теряем в производстве тракторов 1 тыс. шт., поэтому в этой ситуации альтернативные издержки производства 1тыс. холодильников оставляют 1/50 тысячи тракторов. В ситуации В альтернативные издержки составляют 1/9, В ситуации-1/8, Д-1/7, Е-1/6, Ж-1/5, 3-1/4 тысячи тракторов.
2) В состоянии В экономика области А может произвести 5 тыс. тракторов и 59 тыс. холодильников. Для того, чтобы произвести дополнительную тысячу тракторов, мы должны перейти к варианту производства Б. В этом случаемы пожертвуем производством 9 тыс. холодильников ради увеличения производства тракторов на 1 тыс. штук.
Задача 3.
Студенты Андрей и Сергей летом работают на птицеферме. В их обязанности входит сбор яиц в птичнике, их сортировка и укладка в клетки. Андрей собирает 100 яиц за 20 минут, сортирует и укладывает их за 10 минут. Сергей более медлительный, на сбор 100 яиц у него уходит 30 минут, а на сортировку и укладку 20 минут. Найдите их максимальную производительность за 6 часов работы.
Решение.
Если Андрей и Сергей будут работать независимо друг от друга, выполняя обе операции, то за 6 часов они смогут собрать и упаковать 1920 яиц. У Андрея на сбор и упаковку сотни яиц уходит 30 минут или 1 /2 часа у Сергея 50 минут или 5/6 часа. За 6 часов Андрей соберет и упакует 1200 яиц, Сергей 720.
Однако максимальной производительности они достигнут при разделении и кооперации труда. Разделение работ осуществляется с учетом принципа сравнительного преимущества, который гласит: преимуществом в производстве определенного товара или работ имеет тот, у кого меньшие альтернативные издержки данного производства.
Андрей имеет абсолютное преимущество в осуществлении сбора и укладки яиц, так как работает быстрее. Чтобы определить сравнительное преимущество, рассчитаем альтернативные издержки. Для этого определим часовую производительность студентов, так как ресурсом здесь выступает рабочее время. Андрей за 1 час соберет три сотни яиц или отсортирует и уложит 6 сотен яиц, альтернативные издержки сбора одной сотни яиц составляют 2 сотни отсортированных и уложенных яиц. Сергей за один час соберет 2 сотни яиц или отсортирует и уложит 3 сотни яиц, альтернативные издержки сбора одной сотни яиц составляют 1.5 сотни отсортированных и уложенных яиц. Таким образом, сравнительное преимущество в сборе яиц имеет Сергей: за весь рабочий день он соберет 1200 яиц. Андрей отсортирует и упакует это количество за 2 часа (1200яиц : 600яиц=2 часа). Остальные 4 часа рабочего времени он будет выполнять обе операции, собрав и упаковав дополнительно 800 яиц (4 ч 200 яиц/час) Всего за день оба работника соберут и упакуют 2000 яиц.
Задача.1
В результате изучения спроса на стиральный порошок выяснилось, что потребитель А будет покупать в месяц 4 пачки порошка, если цена будет 2 руб., 3 пачки - по цене 3 руб., 2 пачки - по цене 4 руб., 1 пачку - по цене 5 руб. Потребитель Б готов покупать 6 пачек по цене 2 руб., 4 пачки по цене 3 руб., 3 пачки по цене 4 руб., купит только две пачки если цена установится на уровне 5 руб.
1). Постройте шкалу и график совокупного спроса на данный товар
2). Предположим, у потребителя Б увеличился доход, и он готов выделить на данный товар сумму, в 2 раза превышающую предыдущую. Отобразите графически как изменится совокупный спрос на данный товар.
Решение
1). Построение шкалы совокупного спроса начинается всегда с максимально возможной цены на данный товар, т.к. покупатели всегда желают купить товар не дороже определённой цены. В нашем случае эта цена - 5 руб. за пачку.
Таблица Шкала спроса на стиральный порошок
Цена (Р), руб. | ||||
Объем спроса (Q), шт. |
По данным шкалы спроса строим кривую спроса на стиральный порошок (D0)
2). Покупатель Б выделил из своего бюджета 12 руб. на покупку стирального порошка(он готов купить 6 пачек по 2 руб.). При росте дохода он готов тратить на порошок 24 руб., т.е. поцене 2 руб. он купит 12 пачек порошка, 3 руб. - 8 пачек, 4 руб. - 6 пачек, 5 руб. – 4 пачки. Новая шкала спроса будет следующей
Таблица Новая шкала спроса на стиральный порошок
Цена (Р), руб. | ||||
Объем спроса (Q), шт. |
Отобразим изменение совокупного спроса на графике (рис. 2.4), обозначив новую кривую спроса символом D1.
Кривая спроса сдвинулась вправо вверх в связи с увеличением спроса на стиральный порошок.
P 8
7
5 D1
3 D0
2 Q
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
Задача 2
В результате опроса у покупателей удалось выяснить, по какой цене они согласны купить переносной телевизор, причём каждый назвал максимально возможную для себя цену. Все данные били сведены в таблицу.
Таблица
Цена (Р), руб. | |||||
Количество покупателей, согласившиеся на покупку по данной цене, тыс. чел. |
Одновременно были изучены возможности продавцов, каждый из которых назвал минимальную цену, по которой он может продать имеющиеся у него 1000 телевизоров.
Таблица
Цена (Р), руб. | |||||
Количество продавцов, согласившиеся на продажу по данной цене. |
1). Постройте график спроса и предложения переносных телевизоров.
2)Определите равновесную цену и равновесный объём.
3). Каков общий выигрыш покупателей и продавцов при равновесной цене?
Решение
1). Для построения графика спроса и предложения необходимо вначале построить шкалу спроса и предложения.
Шкала спроса строится с максимальной цены, предложенной покупателем (500 руб.), а предложения - с минимальной цены, предложенной продавцом (350 руб.). По цене 500 руб. готовы купить переносной телевизор 3 тыс. человек, т.е. объём спроса по этой цене - 3 тыс. телевизоров. Если на рынке установится цена 450 руб., то телевизор будут готовы купить 6 тыс. покупателей, назвавших эту цену максимальной для себя, и 3 тыс. покупателей, которые были готовы купить телевизор по цене 500 руб., сэкономив на этой покупке 50 руб. Величина спроса составит 9 тыс. шт.
По цене 350 руб. готовы продавать телевизоры 7 магазинов, у каждого из которых по 1000 телевизоров, т.е. величина предложения составит 7 тыс. телевизоров. По цене 400 руб. готовы продавать телевизоры 8 магазинов, назвавших эту цену минимально возможной для себя, и 7 магазинов, которые готовы были продавать их по цене 500 руб., получив при этом дополнительно 50 руб. прибыли от одной продажи. Величина предложения составит 15 тыс. телевизоров. Шкалу спроса и предложения можно представить следующим образом:
Таблица Шкала спроса и предложения на переносные телевизоры.
Цена телевизора (Р), руб. | ||||||
Объём спроса (Qd), тыс. шт. | 3 | |||||
Объём предложения (Qs), тыс. шт |
По данной таблицы строим график спроса и предложения на рынке переносных телевизоров.
5 10 ;5 20 25 30 35 40 45 Рис. Спрос и предложение переносных телевизоров. |
2) Равновесная цена – это рыночная цена при которой величина спроса равна величине предложения. По шкале и по графику спроса предложения мы видим, что равновесная цена составляет 400 руб., а равновесное количество – 15 тыс. телевизоров.
3) При цене 400 руб. В выигрыше окажутся покупатели, которые готовы были купить телевизоры по более высокой цене, и те продавцы, которые готовы были продавать телевизоры по более низкой цене
Выигрыш покупателей составит:
3 тыс. покуп.х (500-400)руб.= 300 000 руб.
5 тыс. покуп х(450-400)руб. = 250 000 руб.
Выигрыш продавцов составит :
7 продавц.х 1 000 телев.х(400-350) руб. = 350 000 руб.
Таким образом, выигрыш покупателей составит 550 тыс. руб., а продавцов – 350 тыс.руб. Общий выигрыш от сделок по равновесной цене равен 900 тыс. руб.
Задача 3
Функция спроса на товар описывается формулой Qd =12-Р, а функция предложения – Qs = -6 + 2Р).
1) Определите равновесную цену и объём продаж.
2). Определите, как повлияет на цену товара уменьшение спроса на 25 %
3). На данный товар государство ввело налог, который выплачивается продавцом в размере 1 руб. за ед. Как изменится равновесная цена и объем продаж?
Решение
]). Состояние равновесия на рынке определяется равенством величин спроса и предложения.
Qs=Qd
Для определения равновесной цены приравняем функцию спроса и предложения.
12-Р = -6+2Р 18 = 3Р
18=3Р
Ре = 6 руб.
Подставим равновесную цену в любую формулу и определим объём продаж:
0=12-6 = бед.
2). Уменьшение спроса на 25 % означает, что новый спрос составляет всего 75% от предыдущего, т.е. функция спроса будет иметь следующий вид.
Q”d=0,75(12-Р)=9-0,75Р
Предложение не изменилось. Определяем новую равновесную цену по условию Q”d = Qs:
9-0,75Р = -6 + 2Р
2,75Р= 15
Р'е = 5,45 руб.
Объем продаж по этой цене составит: Q” = 9-0.75* 5,45 = 4,91 ед.
Таким образом, снижение спроса на 25% привело к снижению цены на 55 коп. или на 9,2% и к снижению объема продаж на 1,09 ед. или на 19,2%.
3) Введение налога в размере 1 руб. за единицу для продавца означает удорожание товара, т.е. налог становится фактором, уменьшающим получение прибыли с единицы товара по каждой из возможных цен на рынке. Кривая предложения сдвигается влево вверх на величину налога. Теперь те же объемы производства будут предлагаться по ценам, на 1 руб. большим, чем первоначальный ряд цен. В новых условиях первоначальная функция предложения будет справедлива в том случае, если мы из цены будем вычитать сумму налога. Таким образом функция предложения примет следующий вид:
Qs”= -6+2(Р-1)
Qs” = -6 + 2Р-2
Qs” = -8 + 2Р
ЪГРИА^ |
Спрос при введении налогов остается неизменным. Новая равновесная цена будет равна:
Qd=Q”s
12-Р = -8 + 2Р
3Р = 20
Ре" = 6,67 руб.
Объем продаж после введения налога составит: О" = 12-6,67 = 5,33 ед.
Таким образом, точка равновесия после введения налога будет достигнута при цене 6,67 руб., при этом будет продано 5,33 ед. продукции.
Задача 4
При цене помидор 1 руб. на рынке было продано 30 т. Когда цена поднялась до 3 руб., объем продаж сократился до 10 т. Если считать функцию спроса линейной, то сколько помидор будет продано при цене 2 руб.?
Решение
Линейная функция спроса на графике выражается прямой линией. Уравнение прямой можно определить по двум точкам. Если прямая проходит через точки А(х1,у1) и Б(х2,y2). то ее уравнение определяется соотношением:
В нашем случае имеются 2 точки: А(1; 30) и Б (3; 10). Подставляем значения в формулу:
(Qd-30)/(10-30) = (Р-1)/(3-1)
После преобразований получаем:
(Qd-30)/(-20) = (Р-1)/2 или (Qd-30)/(-10) = (Р-1)/1
Qd-30 =-10Р + 10
Qd = 40-10Р.
При цене 2 руб. будет продано: 20 т. помидор:
Qd = 40-10×2 = 20 т
.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 5
Яблоки и апельсины являются товарами-субститутами. На рисунке 2.6 представлены графики спроса и предложения на эти товары.
Рис 2.6. Графики спроса и предложения на рынках яблок и апельсин
Q, кг
Q, кг
1. Покажите на графике, как изменится ситуация на рынке яблок и на рынке апельсин при снижении цен на апельсины.
2. Что произойдет с объемом продаж на рынке апельсин? Как изменится рыночная цена и объем продаж на рынке яблок?
3. Как изменится ситуация на этих рынках, если государство сократит импортную квоту на апельсины?
Задача 6
Предположим, что государство увеличило акцизный сбор на алкогольные напитки на 1 руб. за 1 л., и это привело к смещению кривой предложения с 80 до 8, (рисунок 2.7)
Рис. 2.7. Рынок алкогольных напитков
1) Какой совокупный доход получило государство за счет увеличения акцизного сбора?
2) Почему равновесная цена повысилась до 10,5 руб., а не до 11 руб.? Как распределилось «налоговое бремя» между продавцом и покупателем?
3) Если вместо увеличения акцизного сбора государство введет ограничение (квоту) на реализацию алкогольных напитков до 20 тыс. л. в месяц, то как изменится цена напитков?
Задача 7
В таблице представлены данные по индивидуальному спросу на определенный товар потребителей А, Б и В
Таблица Индивидуальный спрос на товар
Цена товара, руб. | Объем спроса, ед. | ||
Потребитель А | Потребитель Б | Потребитель В | |
Постройте шкалу и крив ю рыночного спроса на данный товар.
Если спрос на этот товар со стороны потребителя А удвоится, а со стороны потребителя В сократится, как изменится кривая рыночного спроса?
Перечислите факторы, которые могли привести к увеличению спроса потребителя А и сокращению спроса потребителя В.
Задача 8
В таблице приведены данные, характеризующие спрос и предложение на определенный товар.
Цена, руб. | ||||||
Объем спроса, тыс. шт. | ||||||
Объем предложения, тыс. шт | - |
1) Постройте график спрос и предложения на данный товар.
2) Определите равновесную цену и объем продаж.
3) Определите величину дефицита при цене 60 руб.
4) Определите избыток предложения при цене 90 руб.
5) Покажите на графике как изменится ситуация, если спрос на товар увеличится в 1,5 раза. Какими будут новая равновесная цена и объем продаж?
Задача 9
Функция спроса населения на электрические утюги - Qd = 80 - Р, а функция предложения - Qs = - 40 +2Р.
1) Определите равновесные цену и объем продаж.
2) Государство установило цену на уровне 30 руб. Как это отразилось на рыночной ситуации? Определите с помощью графического анализа и аналитически объем продаж и объем дефицита товара.
Задача 10
Функция спроса населения описывается уравнением Qd = 600 - 25Р, а функция предложения Qs = 100 +100Р
1) Определите равновесные цену и объем продаж.
2) Постройте график спроса и предложения.
3) Государство ввело налог с продажи на единицу данного товара в размере 2руб. С помощью графического анализа определите, сколько потеряют при этом покупатели, а сколько - продавцы данного товара.
Задача 11
Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: Qd = 400-20P Qs=100+10P
1) Найдите параметры равновесия на рынке данного товара.
2) Как изменится рыночная цена и объем продаж, если произошел спад спроса на 20% и рост предложения на 25%?
Задача 12
Спрос и предложение на товар имеют следующие формулы: Qd=200-4Р Qs=20+2Р
1) Определите параметры равновесия на рынке данного товара.
2) Государство вводит налог в размере 3 руб. за единицу продукции. Как изменится равновесная цена и объем продаж?
3) Принято решение об отмене налога и выплате производителям субсидий из бюджета в размере 3 руб. за единицу продукции. Определите новую равновесную цену и объем продаж.
Задача 4
На рисунке изображена кривая производственных возможностей завода по производству видеокамер и плейеров.
Рис .Кривая производственных возможностей
а) Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите, являются ли они эффективными или неэффективными:
А. 60 видеокамер 200 плейеров
Б. 80 60
В. 40 150
Г. 30 100
б). Предположим, что завод производит в настоящее время 40 видеокамер и 150 плейеров в месяц. Спрос на видеокамеры данной фирмы возрос на 20 шт..
На сколько единиц необходимо сократить производство плейеров, чтобы удовлетворить этот спрос? Каковы альтернативные издержки производства еще 20 видеокамер)
Задача 5
Бригада из 4 человек в ателье индивидуального пошива имеет несколько вариантов организации своей работы по изготовлению пальто и женских костюмов. В таблице представлена недельная выработка работников при различной кооперации труда по пошиву либо пальто, либо костюмов с вышивкой.
А) постройте кривую производственных возможностей бригады
Б) Какова максимальная (минимальная) альтернативная стоимость одного пальто и одного костюма?
В) Механизация производства вышивки на костюмах позволила увеличить производительность труда в 1.5 раза. Постройте новую кривую производственных возможностей.
Г) Как изменилась альтернативная стоимость производства 1 пальто и 1 костюма?
Таблица Производительность бригады при различных вариантах организации труда
Число работающих | Дневная выработка | |
пальто | костюмы | |
Задача 6
Рабочий Козаков работает 40 часов в неделю. Он изготавливает детали типа А и Б . На изготовление одной детали он затрачивает соответственно 4 и 5 часов.
а) Определите максимально возможный выпуск деталей каждого типа в неделю.
б) Постройте кривую производственных возможностей рабочего.
в) Какова альтернативная стоимость одной детали каждого типа?
г) Если цена детали типа А - 40 руб., а детали типа Б - 85 руб., какой план производства будет наилучшим?
Задача 7
Два завода производят радиоприемники и кухонные комбайны.
В таблице 1.5 показаны затраты труда на производство этих товаров.
Таблица Затраты труда на производство.
Товар | Затраты труда, час на ед. продукции | |
Завод А | Завод Б | |
Радиоприемники | ||
Кухонные комбайны |
1) Какой завод обладает абсолютным преимуществом в производстве этих товаров?
2) Рассчитайте для каждого завода альтернативные издержки производства радиоприемников, выраженные в кухонных комбайнах, и альтернативные издержки кухонных комбайнов, выраженных в радиоприемниках
3) Какой завод обладает сравнительным преимуществом в производства кухонных комбайнов, а какой производстве радиоприемников
4) Каждый завод имеет 300 работников. Занятых 40 часов в неделю. Половина работников занята в производстве кухонных комбайнов. Сколько товаров будут производить два завода за неделю?
Как изменится недельный объем производства при специализации
Составлено преподавателем Ганиевой А.К.
рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
экономической теории и мировой экономики
протокол №1 от 27.08.2016
Зав. кафедрой Адаманова З.О.
План практического занятия № 3- 4
подисциплине Микроэкономика
для специальности Учет и аудит
тема занятия Эластичность спроса и предложения
время 4 часа
Тесты:
1. На какой товар эластичность спроса по цене выше:
а) ковры из шерсти;
б) хлеб;
в) колбаса;
г) соль.
2. Эластичность предложения зависит от:
а) доли дохода потребителя, направляемого на покупку данного товара;
б) того, является ли данный товар предметом первой необходимости или
роскоши;
в) периода времени, в котором происходят изменения;
г) числа товаров-заменителей данного блага.
3. Если спрос на пористый шоколад эластичен по цене, то уменьшение
цены приведет к:
а) снижению спроса на продукт питания;
б) росту расходов населения на предмет роскоши
в) снижению расходов населения на пористый шоколад;
г) повышению расходов населения на пористый шоколад.
4.Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию изменения:
а) величины спроса данного товара на изменение доходов потребителя;
б) величины предложения данного товара на изменение его цены;
в) цены одного товара на изменение цены другого товара;
г) величины спроса одного товара на изменение цены другого товара.
5. Если бы эластичность спроса по цене на хлеб была нулевой, это означало бы, что:
а) по имеющимся ценам можно продать сколько угодно хлеба;
б) потребность в хлебе полностью насыщена;
в) данное количество хлеба купят по любым ценам;
г) потребители не согласны ни на какие изменения в ценах на хлеб.
6. Цена на макароны снизилась на 20%, а величина спроса увеличилась с 200 до 240 т. в месяц. Можно утверждать, что в указанном диапазоне спрос:
а) имеет единичную эластичность;
б) эластичен по цене;
в) неэластичен по цене;
г) данных для определения эластичности недостаточно.
7. Вдоль линейной кривой спроса спрос является:
а) неэластичным в средней точке;
б) эластичным ниже средней точки и неэластичным выше нес;
в) эластичным «иже средней точки и неэластичным ниже нее;
г) во всех ее точках спрос неэластичен.
8. Товар можно отнести к и доброкачественным, если:
а) ценовая эластичность его спроса равна 1,3;
б) перекрестная эластичность его спроса равна -0,7;
в) эластичность его спроса по доходу равна -0,5;
г) перекрестная эластичность е о спроса равна 1,3.
Методика решения задач.
Задача 1
Функция спроса на товар равна Qx=100-5Рx
1) Найдите ценовую эластичность спроса в точке А, в которой цена равна 5руб., если цена увеличивается до 7 руб.
2) Определите ценовую эластичность в точке Б, в которой цена равна 7руб., если цена снижается до 5руб.
3) Какова дуговая эластичность спроса между этими точками?
Решение:
Точечная эластичность спроса по цене определяется по формуле 3.1 или по формуле 3.3 для линейной функции спроса
Для определения коэффициента эластичности найдём объёмы спроса в точках А и Б, подставляя цены в функцию спроса:
QAx = 100-5х5 = 75шт
QBx =100-7 х5 = 65шт
Определим эластичность спроса по цене в конечных точках дуги по формуле
точка А
точка Б
Определим эластичность спроса по цене по формуле 3.3, т.к b = - 5, то
точка А
точка Б
Дуговая эластичность спроса по цене определяется по формуле
Задача 2
Компании «Лакомка» и «Сластёна» продают торты. Объём продаж «Лакомки» составляет Qл= 1 600шт. в месяц, а «Сластёны» Qс=600шт.
Функции спроса для фирм имеют следующий вид: Рл = 30 — 1/80×Qл; Рс = 30 — 1/40×Qс
1) Вычислите точечную ценовую эластичность спроса на торты этих компаний.
2) "Лакомка" снижает цену на торты ,тем самым увеличивает объем продаж с 1600 до 1680шт. в месяц .Объем продаж "Сластены" снижается до 590 шт. Какова перекрестная эластичность между тортами этих двух компаний ?
3) Увеличились ли доходы компании "Лакомка" в результате снижения цен? Каков результат снижения цен?
Решение
1).Для вычисления точечной ц новой эластичности спроса воспользуемся формулой
Для этого рассчитаем цену на торты этих фирм при существующих объемах продаж, и преобразуем обратныефункции спроса на торты в прямые для определения коэффициента
Рассчитаем точечную ценовую эластичность спроса на торты этих компании
2).Перекрестная эластичность ( очечная) определяется по формуле:
В нашем случае перекрестная эластичность определяется по формуле:
Найдем цену на торты фирмы «Лакомка» после понижения Рассчитаем перекрестную эластичность
Положительный коэффициент перекрестной эластичности говорит о взаимозаменяемости товаров двух фирм.
3).Спрос на торты фирмы «Лакомка» неэластичен, поэтому снижение цены приводит к снижению общей выручки от реализации. ТR=Ро ×Qо=10×1600=16000 руб, ТR1=Р1×Q1=9×1680=15120руб. Общая выручка уменьшилась на 880 руб.
Задача .3.
Имеются данные о рынке определенного продукта: цена – 2руб., объем продаж - 20 тыс.шт.
Эластичность спроса – 0,5, эластичность предложения – 0,6 .
1). Найдите функции спроса и предложения, соответствующие приведенным данным, предполагая, что эти функции линейны.
2).Какой должна быть налоговая ставка на продажу одной единицы товара, чтобы общая выручка продавцов была максимальной?
3).Государство решает установить максимальную цену на уровне 1 руб. Чему будет равен возникший дефицит?
Решение
1 ).Для определения линейной функции спроса воспользуемся формулами 2,2; 3,3.
Определим значение коэффициента b.
Определим значение коэффициента а.
Функция спроса на данный товар
Для определения линейной функции предложения воспользуемся формулами 2,5 и 3,8.
Определим значение коэффициента b:
Определим значение коэффициента a:
Функция предложения данного товара
2).Величина выручки от реализации максимальна тогда , когда достигается единичная эластичность спроса ( Ер = - 1 ).
10р=30
Р =3руб
Единичная эластичность достигается при продаже 15 тыс .экз. по цене 3 руб.
Определим, по какой цене могут продать данный объем товара продавцы
15 = 8 + 6Р
6Р = 7
Р = 1,17 руб.
Таким образом, налоговая ставка с единицы проданного товара может составить 1,83 руб. (3 – 1,17)
3).Государственная цена ниже существующей рыночной цены на 1 руб. или на 50%. Так как эластичность спроса составляет -0,5, то каждый процент снижения цены будет увеличивать на 0,5% величину спроса, т.е объем спроса возрастет на 25% и составит 20×1,25=25 тыс. шт. Эластичность предложения 0.6, поэтому снижение объема предложения уменьшится до 14 тыс.шт.
Этот же результат мы получим подставляя регулирующую цену (1 руб.) в функции спроса и предложения.
Задачи для самостоятельного решения
Задача .4
Определите эластичен или нетспрос по цене на перечисленные ниже продукты и объясните почему: а) соль; б) зерно; в) бензин, г) бензин, покупаемый через день после увеличения его цены на 20%. Какая кривая спроса на рис. 3.1 (а, б, в или г) соответствует каждому продукту?
Рис.. Кривые спроса
Задача.5
Фирма повысила цену на свою продукцию с 8 до 10 руб., объем продаж сократился с 10 по 5 тыс. шт.
1).Рассчитайте коэффициент дуговой эластичности спроса по цене.
2).Кривая спроса на товар имеет линейную форму. Определите функцию спроса на данный товар.
Задача .6
Функция спроса на товар выражена уравнением Qd= 10 – P определите ценовую эластичность спроса при цене 4 руб. При какой рыночной цене коэффициент ценовой эластичности спроса будет единичным ?
Задача .7
Фирма, производящая сосиски, изучила зависимость спроса на ее продукцию от уровня доходов населения. Она представлена уравнением :Q0=1000 + 0.2I
1) Определите, как изменится объем спроса на сосиски при увеличении доходов населения на 1000 руб., начиная с 2000 и заканчивая 6000 руб.
2).Вычислите эластичность спроса по доходу, если доход увеличивается с 3000 до 5000 руб.
3).Судя по эластичности, являются ли сосиски продуктом первой необходимости или предметом роскоши?
Составлено преподавателем Ганиевой А.К.
рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
экономической теории и мировой экономики
протокол №1 от 27.08.2016
Зав. кафедрой Адаманова З.О.
План практического занятия № 5-6
подисциплине Микроэкономика
для специальности Учет и аудит
тема занятия Анализ потребительского поведения
время 4часа
Тесты:
1. Рациональный потребит' ль будет находиться в состоянии равновесия при соблюдении следующею условия при покупке товаров X и V:
а) МUх = МUу
б) МUх:МUу=Рх:Ру
в) Рх = Ру
г) ΔTUх = ΔTUу
2. Общая полезность растет, когда предельная полезность:
а) Уменьшается;
б) Увеличивается;
в) Является величиной отрицательной;
г) Увеличивается или уменьшается, но является положительной величиной.
3. Потребитель расходует определённую сумму в месяц на покупку товара А по цене 2 руб и товара B по цене 3 руб. При существующих объемах покупки этих товаров MUa = 4, а MUb = 9. Чтобы получить максимальное удовлетворение, потребитель должен:
а) 11окупать меньше товара А; больше товара Б;
б) Покупать больше товара А и меньше товара Б;
в) Покупать прежнее количество товара А и товара Б;
г) Покупать прежнее количество товара А и большее количество товара Б.
4. Какое из следующих утверждений является не верным:
а) Кривая безразличия выпукла к началу координат;
б) Все точки на кривой безразличия имеют одинаковый уровень полезности;
в) Кривая безразличия лежащая правее и выше является менее предпочтительнее;
г) Кривая безразличия имеет отрицательный уклон.
5. Бюджетная линия отражает:
а) Общую полезность товара;
б) Все точки максимального удовлетворения потребителя;
в) Закон убывающей предельной полезности;
г) Ограничения, накладываемые на выбор потребителя.
6. Потребительское равновесие на карте безразличия отражается:
а) Любой точкой, расположенной на бюджетной линии;
б) Любой точкой, расположенной ниже бюджетной линии;
в) Точкой, в которой угол наклона бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;
г) Точкой пересечения бюджетной линии с кривой безразличия.
7. Увеличение цены одного из товаров приводит к смещению равновесия потребителя на карте кривых безразличия:
. а) Влево, вверх или вниз;
б) Вправо, вверх;
в) Вправо, вниз;
г) вдоль этой же кривой безразличия.
8. Предельная норма замещения товара X товаром У означает:
а) Сколько единиц товара У потребитель сможет купить при уменьшении цены товара X на 1 руб;
б) От какого количества товара X готов отказаться потребитель ради увеличения потребления товара У ещё на одну единицу;
в) Степень уменьшения предельной полезности товара X при увеличении потребления товара У еще на одну единицу;
г) Все ответы не верны.
Методика решения задач
Задача 1
На рис.4.3 представлена карта безразличия и бюджетная линия
Рис. Карта безразличия.
Предположим, что товар X стоит 8 руб.
Какова цена товара У?
Составьте уравнение бюджетной линии.
Постройте новую бюджетную линию при цене товара X в 16 руб. и при неизменной цене товара V. Будет- ли убывать или увеличиваться общая полезность?
Допустим, бюджет покупателя равен 200 руб, Ру= 10 руб, Рх= 8 руб. Постройте новую бюджетную линии.
Определите предельную норму замещения товара X товаром V в точке равновесия Е.
Решение
1) Товар X стоит 8 руб за единицу. Следовательно, бюджет, выделенный на покупку этих двух товаров составит 320 руб: если не расходовать деньги на товар У, потребитель может купить 40 единиц товара X по цене 8 руб. Если весь бюджет израсходовать на товар У, можно купить 25 единиц, отсюда, цена У равна 12,8 руб (320:25)
2) Уравнение бюджетной линии (формула 4.9) показывает различные комбинации покупки двух товаров при существующих ценах и заданном бюджете:
320=8×Х+16×У или Х=320/8-16×У/8 Х=40 – 2×У
Рис. Карта безразличия
1. Построим новую бюджетную линию при изменении цены товара Х до 16 руб. При этой цене потребитель сможет приобрести только 20 единиц товара Х (320/16)
Новое равновесие будет достигнуто при касании с новой кривой безразличия U’. Которая будет расположена левее предыдущей. Т.е. общая полезность будет убывать.
При бюджете в 200 при и цене Py=10 и Px=8 потребитель сможет купить либо 20 единиц товара У, либо 25 ед. товара Х. По этим данным строим на рис.4.4. новую бюджетную линию
3. В соответствии с теорией предельная норма замещения MRSxy в точке равновесия потребителя равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке(формула 4.11). В нашем исходном положении цена Рх=8 руб. Ру-12,8 руб. Отсюда
MRSxy = 8/12,8=0,625
Таким образом, для увеличения потребления товара Х на одну единицу потребления, мы должны сократить потребление товара У на 0,625.
Задача .2
Семья ежемесячно покупает 10 еженедельников и 2 кассеты с музыкальными записями. Цена еженедельника 1,5 руб, кассеты - 7,5 руб. Таблица 4.1 показывает полезность, которую члены семьи получают от потребления различного количества еженедельников и кассет.
1) Какую полезность получает семья от потребления еженедельников и кассет в месяц? Какой бюджет выделяется в семье на покупку этих двух товаров?
2) Какую полезность получит семья, если весь бюджет тратить на покупку кассет? Целесообразно ли это?
3) Рассчитайте предельную полезность потребления еженедельников и кассет и отношение предельной полезности к цене товара (MU/P)
Таблица 4.1 Полезность еженедельников и кассет
Количество товара, Q | Общая полезность от потребления(TU) | |
еженедельников | Кассет | |
15,5 | ||
19,5 | ||
23,1 | ||
26,1 | ||
28,5 | ||
30,5 | ||
32,1 | ||
4) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
5) Определите ценность еженедельников, выраженную в кассетах, и ценность кассет, выраженную в еженедельниках.
6) Цена еженедельников снизилась до 1 руб. Какой набор этих товаров будет оптимальным для семьи?
Решение
1) Исходя из данных таблицы 4.1, 10 еженедельников приносят семье 33 ютиля полезности, а 2 кассеты - 63 ютиля. Всего семья от потребления этих двух товаров получает 99 ютилей полезности. На покупку этих товаров семья выделяет 30 руб в месяц (10×1,5 + 2×7,5).
2) Если весь бюджет потратить на кассеты, семья приобретет 4 кассеты, которые принесут 95 ютилей полезности. Это решение нецелесообразно, т.к. общая полезность снижается на 4 ютиля (99-95). Рассчитаем предельную полезность и отношение MU к цене в таблице 4.2
Таблица Полезность еженедельников и кассет
Количество товара, | Еженедельники | Кассеты | ||||
TU | MU | MUP | TU | MU | MUP | |
- | - | - | - | |||
5 | 3.3 | 3.6 | ||||
15.5 | 4.5 | 3.0 | 2.4 | |||
19.5 | 4.0 | 2.7 | 1.9 | |||
23.1 | 3.6 | 2.4 | 1.9 | |||
26.1 | 3.0 | 2.0 | 1.2 | |||
28.8 | 2.4 | 1.6 | 1.1 | |||
30.5 | 2.0 | 1.3 | 0.8 | |||
32.1 | 1.6 | 1.1 | 0,5 | |||
33,0 | 0,9 | 0,6 | 0,4 |
Предельная полезность рассчитывается по формуле 4.1. Так как в таблице количество товара постоянно увеличивается на одну единицу, т.е. ΔQ = 1, предельная полезность в каждой точке (при каждом выборе) будет определяться как разность между общей полезностыо, получаемой при последующем и предыдущем варианте покупки. Так, второй еженедельник имеет предельную полезность (11-6) 5 ютилей, а втор я кассета (63-36) 27 ютилей.
4) Максимальную полезность потребитель получает при таком наборе товаров, когда отношение предельной полезности одного товара к его цене равно отношению предельной полезности другого товара к его цене (формула 4.3, 4.12). В нашем случае имеются 3 набора еженедельников и кассет, отвечающих этому условию:
а). 5 еженедельников и 3 кассеты (МU/Р-2,4)
б). 8 еженедельников и 5 кассета- (М1U/Р=1,3)
в). 9 еженедельников и 7 кассет
Максимальную полезность будет иметь наборов «в», т.к. в нем большее количество еженедельников и кассет но этот набор недоступен семье, т.к. он требует расходов в 66 руб. (9×*1,5+7×7,5). При бюджете в 30 руб семья может купить набор «а» (5×1,5+3×7,5). Пр: таком наборе этих товаров семья получит 104,1 ютилей полезности (23,1 + 8;).
5). Ценность товара выражает альтернативную стоимость или альтернативные издержки, т.е. утерянную возможность использовать данные ресурсы (бюджет) на приобретение других товаров. Ценность еженедельника составляет 0,2 кассеты (за 1,5 руб. можно при брести 0,2 кассеты), а ценность кассеты - 5 еженедельников (7,5/1,5).
6). Реальный доход показывает какое количество товара может приобрести потребитель на данную сумму денег (номинальный доход). Реальный доход семьи составляет 20 еженедельник' в (30/1,5 руб) или 4 кассеты (30/7.5 руб.).
Задача.3
Функция полезности рубашек для потребителя А выражается уравнением;
ТU=80Q – -2Q2
1) Если потребитель купит 5 рубашек, то каковы будут общая и предельная полезность при таком уровне потребления?
2) Сколько рубашек должен купить потребитель А, чтобы получить максимальную общую полезность?
3) Предельная полезность денег для потребителя является постоянной и составляет 2 ютиля в расчете на 1 руб. Постройте шкалу и кривую спроса данного потребителя на рубашки.
4) Составьте уравнение спроса на рубашки.
Решение
1. По условию задачи общая полезность равна ТU=80Q – -2Q2 . При покупке 5 рубашек общая полезность будет равна
ТU=80×5-2×52= 350 ютилей
Для определения предельной полезности необходимо найти функцию предельной полезности исходя из формулы 4.1
По правилу исчисления дифференциалов:
МU=80-4Q
Предельная полезность пятой купленной рубашки составит: МU=80 –4x5=60 ютилей
2. По теории общая полезность является максимальной при нулевой предельной полезности последней потреблённой единицы товара (МU=0)
80 – 4Q=0 Q=20 единиц
Максимум полезности потребитель А получит, купив 20 рубашек.
3 Правило потребительского равновесия гласит, что максимум полезности достигается при таком распределении дохода, когда предельная полезность в расчете на единицу стоимости одинакова для всех товаров (формула 4.3). Отсюда, при покупке рубашек должно соблюдаться условие.
По условиям задачи λ= 2 ютиля. Отсюда мы можем определить цены, по которым мы будем покупать различное количество рубашек.
Построим шкалу спроса потребителя А на рубашки в виде таблицы 4.3, подставляя в функцию предельной полезности последовательно различные объемы покупок рубашек.
Таблица 4.3 Шкала спроса потребителя А на рубашки
МU | Λ | Р | Q | MU | Λ | Р | |
68 64 | |||||||
В соответствии со шкалой спроса можно построить кривую спроса потребителя А на рубашки (рис.)
4) Чтобы найти функцию спроса, необходимо выбрать любые 2 точки из шкалы спроса и ввести их в стандартную форму для линейного уравнения. Взяв конечные точки шкалы спроса (0;40) и (20;0), мы получим:
Задачи для самостоятельного решения.
Задача 5
Рис . Карта кривых безразличия |
На рисунке 4.6 представлена карта безразличия, и две бюджетные линии L1 и L2. Цена товара Y составляет 5 руб.
1) Если бюджетная линия потребителя находятся в положении L1, то:
а) какова цена товара Х? какой бюджет выделяется на покупку этих товаров?
б) составьте уравнение бюджетной линии
в) какова оптимальная комбинация Х и У, в точке С? Какова предельная норма замещения в этой точке
г) почему потребитель не должен покупать комбинации товаров Х и У, представленные точками А и В?
2) Если бюджетная линия смещается в положение L2, то:
а) какова теперь цена товара Х
б) составьте уравнение бюджетной линии
в) какова оптимальная комбинация Х и У в точке Д?
г) какова MRS в точке Д?
Задача 6
В таблице 4.4, представлена общая полезность товаров X и У для потребителя. Цена товара X составляет 2 руб, товара У -1 руб.
1). Какую комбинацию товаров X и У необходимо купить потребителю для максимизации полезности, если его расходы на эти товары запланированы на уровне 10 руб.?
2). Определите общую полезность, которую получит потребитель при этой комбинации.
Таблица 4.4. Общая полезность товара X и У_
Количество товара, А | ТU товара X | ТU товара У |
3). Цена товара X снизилась до 1 руб. Сколько единиц товара X и У купит покупатель теперь? Основываясь на двух комбинациях цены и количества покупаемого товара X, постройте кривую спроса на товар X, представленный линейной функций.
4). Составьте уравнение функции спроса на товар X.
Задача 7
В таблице 4.5 представлена оценка потребителем полезности товаров А, Б
Таблица 4.5. общая полезность товаров