Превращения информации в процессе её донесения до обучающегося

Информация — сведения, воспринимаемые человеком как отражение фактов материального мира в процессе коммуникации и передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передачу признаков на клеточном уровне (например, генетическая информация).

Информация используется для описания и определения различных предметов и ситуаций, в которых они развивались и существуют, получается в результате применения знаний к описанию и объяснению явлений на основе полученных данных, но это еще не делает ее знанием. Процесс превращения информации в знания может быть очень сложным. Особенно, если информация разрозненна и не поддается какому-то анализу и систематизации. Важно отметить, что этот процесс - не механический и должен включать не только запоминание, но и понимание. Знания, как правило, более-менее структурированы, а информация может иметь какую угодно структуру.

Способность человека понять и запомнить, проанализировать, а затем вспомнить какую-то информацию дает возможность интегрировать ее в систему своих знаний, придав входящей информации некую структурированность; "Хорошие" знания не должны противоречить друг другу, что очевидно или, по крайней мере, желательно. Задача собирателя знаний обнаружить противоречия и разрешить их на этапе сбора знаний либо присвоить разным элементам данных различную оценку достоверности. Безусловно, усваивая или используя знания, хочется знать, насколько они достоверны.

Граница между информацией и знаниями нечеткая и зависит от воспринимающего субъекта. Слух или туманный намек может для умного человека стать знанием или источником знаний, а для не любящего думать и ворох информации останется просто информацией, без превращения в знания. Довольно часто можно встретить людей с хорошей памятью, но не имеющих привычки думать. Это показывает, что существует зависимость качества знаний от наличия и мощности процедур обработки. Наилучший (вырожденный) пример информации, не превращающейся в знание, - иностранный язык. Наличие информации в иностранном тексте очевидно, однако в знание ее превратить невозможно, если не знать языка, или очень трудоемко, если пользоваться словарем.

В идеальном случае информация, приходящая к человеку, должна превращаться в целостное знание, помогающее сформировать наиболее полную картину окружающего мира и дающее понимание законов вселенной. В современном мире информации слишком много, но как таковых знаний в этом потоке значительно меньше. Новости через СМИ – наиболее распространенная форма информации, которую поглощает большинство людей, как правило, несут лишь сообщения о каких-то событиях в жизни других людей, о различных происшествиях и тому подобном, но не рассказывают о том, как строить счастливую и праведную жизнь, как заниматься саморазвитием. Вокруг очень много «развлекательной» прессы и литературы, которая занимает ваш ум, но никак не способствует развитию разума. Формирование привычки осознанно подходить к выбору «входящей» информации может за очень короткий промежуток времени кардинально изменить жизнь человека. Произойдет своего рода «замещение» информации, что наверняка повлияет на преобразование или расширение картины мира в целом и трансформацию многих жизненно важных мысленных установок и целей.

Существует несколько способов превращения информации в знания:

ü сравнение – когда информация о данной ситуации сравнивается с другими известными ситуациями;

ü последствия – когда выясняется, какие решения и действия могут быть приняты в результате использования данной информации;

ü связи – когда определяют, как соотносится данная часть информации и знаний с другими частями;

ü разговоры – когда выясняют, что думают другие люди об этой информации.

Практики в области управления знаниями дают разные определения знаний и называют признаки, отличающие их от информации. Т. Давенпорт, известный практик и популяризатор идей управления знаниями, отмечает, что люди добавляют ценность сырому потоку информации путем его интерпретации. Мелисси Румизен, в прошлом директор по управлению знаниями в компании «Buckman Laboratories», акцентирует внимание на том, что «знание – это информация в контексте, способная привести к побуждающему к действиям пониманию».

Разницу между информацией и знаниями Карл Вииг охарактеризовал так: «…знания состоят из истин и представлений, точек зрений и концепций, суждений и предположений, методологий и ноу-хау. Мы накапливаем знания, организуем их, интегрируем и храним в течение долгого времени, чтобы применить в конкретной ситуации. Информация состоит из фактов и данных; мы последовательно применяем знания для интерпретации имеющейся информации, чтобы принимать решения».

Знание – это комбинация опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, которая задает общие рамки для оценки и инкорпорирования нового опыта и информации.

Практика – это целеполагающая деятельность людей, освоение и преобразование действительности. Отсюда следует, что практические знания – это знания того, как действовать, чтобы преобразовать что-либо и получить результат.

В общем виде практические знания можно разделить на две категории:

1) знания о том, что делать, чем заниматься, – связаны с выбором альтернативных вариантов деятельности, действий, поведения, поступков, а также объектов, на которые направлены эти действия. В простейшем случае это знание – делать или не делать («быть или не быть»);

2) знания о том, как делать, – после выбора объекта и варианта действий необходимы знания того, как действовать, выполнять эту деятельность.

Основу знаний о том, что делать, составляет теория принятия решений, технико-экономико-математическое моделирование, прогнозирование, стратегическое планирование, системы поддержки принятия решений, экспертные системы. Определяющими при выборе альтернативных вариантов являются: знания о характеристиках объектов как систем и их поведении; критерии и ограничения выбора вариантов; прогнозы последствий (результатов) после выполнения определенного варианта действия. Большое значение имеют и эмпирические знания, основанные на личном или коллективном опыте.

В ВУЗе у преподавателя вырабатывается своя модель ведения, исходя из его личного набора способностей и убеждений, которые у другого преподавателя будут совершенно иными. Основным критерием оценки будет эффективность донесения информации, умение заинтересовать студента и повысить его способность к обучению.

Согласно теории НЛП, все мыслительные и поведенческие процессы организованы вокруг фиксированной цели и различных способов достижения этой цели. Для процессов, проходящих в голове человека важно обратить внимание как, каким образом происходит вход и выход информации. Можно предположить, что у каждого человека происходят свои процессы восприятия получаемой информации из окружающего мира. Люди в поведении, речи, в организации личной стратегии мышления опираются на свои ведущие репрезентативные системы или модальности: визуальные - образы, аудиальные - звуки, кинестетические - ощущения, дискретные - логика.

Основная характеристика ярко выраженного, визуального студента: "видеть слова глазами мозга". Когда он слушает лекцию, то быстро представляет полученную информацию в виде картинок. Для того чтобы представить, он поднимает голову вверх и как будто читает то, что говорят.

Визуальная система самая быстрая и речь такого студента отличается от представителей других репрезентативных систем высокой скоростью. Что бы понять, что перед нами именно "визуал", необходимо внимательно прислушаться, как он описывает свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковых коммуникаций. Он будет часто употребляться слова, отвечающие за визуальную систему: ясно видеть, прозреть, в четких рамках, обозревать, представлять, вспыхнуть, светящийся, с блеском, облачный, мерцать, графический и т.п.

Студент - "аудиал" придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации, с которой слова будут произнесены. Такой студент способен повторить слово в слово, даже когда кажется, что он не слушает преподавателя. Студента - "аудиала" можно очень легко отвлечь и ему при написании важной работы будет сложно сосредоточиться, если будут лишние звуки (к примеру, шум в аудитории). Для того чтобы лучше понять написанное или услышанное, он, скорее всего, будет проговаривать. Аудиальная система является последовательной. Когда студент - "аудиал" отвечает на экзамене, он словно магнитофон заученно повторяет речь преподавателя или текст учебника. При отвлечении его от ответа, ему необходимо мысленно вернутся к моменту в прошлом (когда он еще отвечал), вспомнить ключевые слова и оттуда продолжить свое повествование.

Для описания своего опыта такой студент будет использовать следующие слова: звучно, слышать, рассказывать, глухой, немой, скрипящий, свистеть, журчание, мелодичный, громкий и др.

Для студента - "кинестетика" такими характерными словами будут являться: я чувствую, кислый, ухватить подбирать, жаркий, трогать, влажный, ощущать, словом все, что можно "пощупать", "потрогать", "почувствовать". Кинестетическая система является самой медленной, т.к. сменить одно ощущение на другое более длительный процесс, чем перевести взгляд с одного предмета на другой или вспомнить разные звуки. Кинестетика легко выделить среди других представителей репрезентативных систем. Он говорит медленно и скорость процесса мышления так же достаточно медленная. Он мало жестикулирует, ориентирован на тактильные ощущения и при чтении водит пальцами по словам, обучается, делая и оценивает эффективность знаний и умений именно по действиям.

Окружающий мир представляется для нас в виде звуков (А), образов (В), ощущений (К). Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Тогда и появляется дискретный канал, отвечающий за формулы, схемы, графики и тому подобные достижения человеческого разума. Дискретами не рождаются. Ярко выраженными "дискретами" становятся в результате сильной психологической травмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов (ВАК), а то и все сразу. Дискретная репрезентативная система является важной составляющей всех репрезентативных систем и выражается в виде следующих внемодальных слов: понимать, воспринимать, отсутствующий, повторять, соглашаться, верить, считать, знать, сознавать, обдумывать, убедительно, оценивать, анализировать и т.д.

В каждом человеке развиты способности всех репрезентативных систем. Но необходимо обращать внимание на ту, которая является "ведущей", т.е. той, которой студент "пользуется" чаще, чем остальными репрезентативными системами.

Полноценное взаимодействие возможно только в том случае, если вы говорите на языке ведущей репрезентативной системы студента. Несовпадение репрезентативных систем всегда и везде является камнем преткновения для любых взаимоотношений и действий. Визуально ориентированный преподаватель не сможет полноценно объяснить материал кинестетически ориентированному студенту (он ничего не поймет из того, что ему "показывают", ибо ему необходимо это показанное "ощутить" и просто "пощупать"). Дискретный же студент, будет доводить аудиального преподавателя своими формулами, схемами и графиками, а тот в свою очередь будет возмущаться: "Ну неужели ты не можешь рассказать обо всем этом человеческим языком?".

При переходе из школьной системы в вузовскую, первокурсник встречается с первыми проблемами "академического" начитывание материала, которое ориентировано в основном на визуально-дискретные каналы или исключительно аудиальные. Возможно, здесь кроется разгадка любимых и нелюбимых предметов и преподавателей.

Но, зная о том, что студенты по-разному воспринимают информацию, можно предположить, что одним легко работать в лекционном режиме, другие плохо воспринимаю подаваемую информацию. Важно использовать многосенсорное обучение. Оно позволяет делать занятия наиболее запоминающимися для студентов с различными репрезентативными системами, а также подкрепляет уже имеющиеся знания, т.к. чем больше информационных каналов, тем лучше живая память.

Каким образом построить свое занятие, чтобы информация была максимально воспринята? Во-первых, т.к. "аудиалы" обращают пристальное внимание на голос, то важно отражать сто процентов высоты, скорости, делать паузы и акцентировать внимание на важных моментах лекции. Т.к. для "кинестетиков" важно ощущать, делать, то для них необходимо давать под запись важную информацию, при этом использовать схемы, графики, которые запомнятся ими при перерисовывании. Т.к. "визуалам" важно видеть преподносимую информацию внутренним взором, они, конечно же, хорошо воспринимают то, что читает лектор, но студенты с остальными репрезентативными системами могут пострадать. Важно помнить, что любую информацию лучше преподносить многосенсорно. К примеру, когда рисуете график, объясняйте его значение, употребляя слова всех репрезентативных систем, приводите яркие, красочные примеры с использованием голоса, жестов.

Наши рекомендации