Сценарии социально-экономического развития Республики Беларусь
Стратегия развития Беларуси базируется на таких принятых основополагающих документах как: Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (Минск, 1997); Концепция социально–экономического развития Республики Беларусь до 2015 г. (Минск, 1998); Основные направления социально–экономического развития страны на период до 2010 г. (Минск, 2000); Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы (Минск, 2001).
Стратегия развития Беларуси предполагает в области совершенствования государственности формирование сильного эффективного правового государства, способного обеспечить создание необходимых условий и активную государственную поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально–экономического развития; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу с преимущественно V и VI технологическими укладами, развитыми отношениями социального партнерства, рациональной системой формирования всесторонне развитого человека, физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно–техническим нововведениям; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики, высокоэффективной, с адекватной рыночной инфраструктурой, действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, обеспечивающими расширенное воспроизводство и стимулирующими высокопроизводительный труд. Такая экономика способна обеспечить высокий уровень благосостояния добросовестно работающих членов общества, конституционные права и свободы граждан, равенство всех форм собственности, гарантии неприкосновенности и использование ее в интересах личности и общества, а также эффективную систему социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.
Белорусская модель социально–экономического развития учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер, отличающийся обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи, и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как эгоцентризм, наличие безработица, резкой имущественной дифференциации населения.
Стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества, исходя из современных тенденций мировых экономических процессов развития, многовекторную направленность внешнеэкономической деятельности в соответствии с интересами страны при сохранении суверенитета государства. Она базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования. Предусматривается активная интеграция Беларуси в мировое сообщество, и прежде всего с Россией и другими странами СНГ, с которыми исторически сложились социально–экономические и культурные связи, а также со странами дальнего зарубежья при одновременной защите отечественных интересов.
Беларусь выбрала такую стратегию развития, потому что она отвечает интересам и специфике страны, обеспечивает ее национальную безопасность, предлагает решение сложнейших проблем с меньшими социально–экономическими и экологическими издержками, соответствует тенденциям мирового развития.
Первое пятилетие ХХI века должно стать важнейшим этапом в реализации стратегической цели социально–экономического развития страны – повышение благосостояния народа и приближение его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основными задачами социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 гг. являются:
создание макроэкономических условий для устойчивого социально–экономического развития и роста эффективности реального сектора экономики прежде всего на основе улучшения качественных ее параметров;
техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внедрения современных технологий, машин и оборудования;
создание необходимых условий для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;
снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;
доведение к концу пятилетия среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долл. США;
повышение уровня пенсий по возрасту до 48%, стипендий – до 25–30% от средней заработной платы в народном хозяйстве;
улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
обеспечение комплексности социально–экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.
Исходя из преемственности направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально–экономических целей на очередное пятилетие определены следующие приоритеты:
формирование эффективной системы здравоохранения;
активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
наращивание экспорта товаров и услуг;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей;
дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Главными средствами достижения поставленных целей и реализации приоритетов являются:
финансовое оздоровление экономики, улучшение состояния платежного баланса и увеличение валютных резервов;
активизация структурной перестройки экономики на основе специализации, кооперирования и интеграции крупных и небольших предприятий, ускоренного развития наукоемких, ресурсосберегающих отраслей и производств, сферы услуг;
государственная поддержка инноваций и важнейших инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики республики и ее регионов, социальный прогресс;
разработка более эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
внедрение эффективного механизма инвестирования в экономику, включая увеличение объемов прямых иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях;
дальнейшая интеграция Беларуси в систему международного разделения труда, формирование эффективных межгосударственных и межрегиональных финансово–промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, ТНК и других международных интеграционных образований;
ускоренное развитие институтов внебюджетного финансирования жилищного строительства – системы строительных сбережений и накоплений, ипотечного кредитования;
расширение государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса, создание условий для привлечения частного капитала;
формирование конкурентной среды и эффективной институциональной базы экономической деятельности;
обеспечение экономической безопасности страны.
Развитие экономики страны будет проходить под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов на социально–экономические процессы, степень и виды которых предусмотреть невозможно. С учетом этого Программа социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы представляет целевой вариант, который носит активный мобилизующий характер. Он исходит из необходимости существенного повышения уровня жизни народа, предусматривает достижение напряженных макроэкономических параметров, что соответствует теории индикативного и стратегического планирования.
Контрольные вопросы
Почему кейнсианская модель макроэкономической политики является активной и какое место занимает здесь фискальная политика?
При каких условиях применяется классическая модель макроэкономической политики и какова активность здесь фискальной и монетарной политики?
Как реализуются автоматические стабилизаторы экономики?
От каких факторов зависит ожидаемая инфляция и приведите формулу ее расчета?
В совокупности каких моделей макроэкономического равновесия наиболее полно можно рассмотреть факторы ожидаемой инфляции?
Приведите формулу для определения темпа роста денежной массы при использовании Центральным банком активной макроэкономической политики?
Что понимается под "непоследовательностью" макроэкономической политики? Является ли непоследовательная политика совершенно неэффективной? Почему непоследовательная политика вызывает недоверие к действиям правительства и Центрального Банка? Можно ли разрешить проблему недоверия с помощью смены политических лидеров?
Что решает последовательная макроэкономическая политика твердого курса правительства и Центрального банка?
Ряд экономистов считают эффективной ориентацию фискальной политики на поддержание сбалансированного государственного бюджета при сохранении полной занятости ресурсов. Сравните этот твердый курс с твердым курсом на ежегодную сбалансированность бюджета. Что более предпочтительно? Какие проблемы порождает курс на сбалансированность бюджета при полной занятости ресурсов?
В чем проявляется противоречивость целей макроэкономического регулирования?
Перечислите целевые ориентиры фискальной политики твердого курса.
Какие виды твердых курсов включает денежно–кредитная политика?
Если снижение уровня инфляции является первоочередной целью макроэкономического регулирования, то какое влияние процентной ставки должно быть на поведение IS–LM?
В чем состоят трудности выбора оптимального сочетания бюджетно-налоговой и денежно–кредитной политики в переходных экономиках?
В чем состоит совершенствование государственности в Беларуси?
В чем заключается экономическая стратегия Беларуси?
Какова цель и какие задачи социально–экономического развития Беларуси являются основными на период 2001–2005 годы?
Какие приоритеты в достижении социально–экономических целей Беларуси определены на 2001–2005 годы?
Какие главные средства определены для достижения целей и реализации приоритетов социально–экономического развития Беларуси на 2001–2005 годы?
Какой сценарий социально–экономического развития Беларуси выбран на период 2001–2005 годы?
Экзаменационные вопросы
Национальная экономика: понятие, основные цели и их краткая характеристика.
Структура национальной экономики: ее значение и подходы к определению. Факторы, влияющие на структуру.
Необходимость и основные направления структурной перестройки экономики Республики Беларусь. Критерии приоритетности развития отраслей экономики.
Система макроэкономических пропорций и проблема сбалансированности национальной экономики.
Национальный продукт: понятие и подходы к его измерению. Показатели национального продукта и их значение. Проблема повторного счета.
Система национальных счетов: понятие, основные принципы построения, значение. Методология измерения национального продукта по системе национальных счетов.
ВНП и методы его измерения. Потоки производства, доходов и расходов.
Потенциальный, номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП. Индексы цен и их роль при расчете ВНП.
Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт: их структура и сравнительная характеристика.
Экономический потенциал: понятие, составные элементы, факторы. Национальное богатство.
Совокупный спрос: сущность, элементы, ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса.
Совокупное предложение и факторы, на него влияющие. Особенности кривой совокупного предложения. Классический и кейнсиаиский отрезки.
Макроэкономическое равновесие: понятие, основные критерии и признаки.
Изменения в макроэкономическом равновесии. Эффект «храповика». Факторы достижения макроэкономического равновесия.
Потребление: факторы, функция. Средняя и предельная склонность к потреблению.
Сбережение: факторы, функция. Основные формы сбережения. Средняя и предельная склонность к сбережению.
Инвестиции: их источники, формы, виды, факторы, функция инвестиций.
Влияние инвестиций на макроэкономическое равновесие. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
Государственные расходы, их структура и влияние на макроэкономическое равновесие. Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор.
Чистый экспорт: понятие, факторы определяющие его величину, влияние на
Классическая модель макроэкономического равновесия. Основные принципы классического анализа. Совокупный спрос и совокупное предложение в классической модели.
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия, ее основные методологические принципы!. Совокупный спрос и совокупное предложение в кейнсианской модели.
Основное макроэкономическое тождество и его значение. Модель доходов и расходов
Цикличность экономического развития. Экономический цикл и его фазы. Разрыв между потенциальным и реальным ВНП.
Теории циклов. Длинные волны в экономике Н.Д.Кондратьева.
Занятость населения и ее виды. Теории занятости. Государственная политика занятости и ее основные направления в Республике Беларусь.
Безработица: виды, измерение, Последствия безработицы. Динамика безработицы и ВНП. Закон Оукена.
Инфляция: понятие, причины и измерение. Гиперинфляция. Значение инфляционных ожиданий.
Основные виды и последствия инфляции. Инфляция спроса к инфляция издержек,
Основные направления антиинфляционной политики. Кейнсианский к классический подходы.
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Понятие стагфляции.
Финансовая система: элементы, функции и принципы построения. Роль финансовых посредников.
Финансы и финансовые отношения.
Госбюджет: понятие, структура, основные функции. Доходы и расходы государственного бюджета Республики Беларусь.
Налогообложение и eгo принципы. Виды налогов, их краткая характеристика.
Налоговая система и ее функции. Налоговая система Республики Беларусь. Влияние налоговой системы на экономику страны. Кривая Лаффера.
Бюджетный дефицит: причины, пути финансирования и снижения, последствия для экономики страны.
Государственный долг: понятие, причины образования, виды иего социально-экономические последствия.
Дискреционная фискальная политика: стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
Фискальная политика: цели и инструменты. Автоматическая фискальная политика (политика встроенных стабилизаторов).
Рынок денег и особенности его функционирования. Субъекты денежного рынка. Роль денежного рынка в экономике страны.
Спрос на деньги и его элементы. Факторы, влияющие на денежный спрос.
Предложение денег. Денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4. Факторы предложения денег.
Кредит и его роль в экономике. Предпосылки, принципы, основные функция и формы кредита.
Кредитные деньги. Резервы банков и их значение. Денежный мультипликатор. Факторы, влияющие на величину кредитных денег.
Равновесие на денежном рынке и его динамика. Уравнение Фишера. Последствия изменения спроса на деньги и предложения денег. Значение скорости обращения денег.
Денежно-кредитная система государства: уровни, функции. Центральный банк и его роль в регулировании экономики.
Денежно-кредитная политика: цели и инструменты. Проблема выбора целей денежно-кредитной политики.
Виды: денежно-кредитной политики (политика «дешевых» и политика «дорогих» денег). Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
Равновесие на товарном: и денежном рынках. Модель IS-LM условия ее построения, значение.
Равновесие на товарном: рынке и кривая IS. Зависимость между инвестициями, сбережениями и ставкой процента. Сдвиги кривой IS.
Рынок денег и кривая LM. Спрос на деньги, ликвидность и ставка процента. Сдвиги кривой LM.
Равновесие в модели IS-1LM. Значение фискальной политики.
Равновесие в модели IS-LM. Значение денежно-кредитной политики.
Сравнительная эффективность фискальной и денежно-кредитной политики. Их взаимосвязь. Цели государства и выбор вариантов экономической политики.
Социальная политика государства: ее цели и основные инструменты. Уровни социальной политики.
Уровень и качество жизни. Их основные показатели. Значение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
Доходы населения: виды, источники, функциональное распределение, факторы влияющие на величину. Реально располагаемые доходы.
Неравенство в доходах населения: основные причины и измерения. Коэффициент «расслоение», кривая Лоренца, коэффициент Джинни. Влияние степени неравенства в доходах на экономику страны.
Расходы населения: их структура, значение, факторы определяющие.
Механизм регулирования доходов населения: понятие, структура. Значение и механизм: индексации доходов населения.
Система социальной защиты: ее цели, структура, инструменты, агенты, принципы построения.
ЛИТЕРАТУРА
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 3–е изд. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ, Изд. "Дело и Сервис", 2000.
Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: АО ДИС, 1996.
Гейгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Пер. с англ. / Общ. ред. В.А. Исаева. – М.: ИНФРА–М, 1996.
Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.
Гребенников П.И. и др. Макроэкономика: Учебник / П.И. Гребенников, А.И. Мусский, Л.С. Тарасевич. Общ. ред. Л.С. Тарасевич. – СПб.: Изд–во СПб. УЭФ, 1996.
Дадаян В.С. Макроэкономика для всех. – Г. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996.
Долан Э.Дж., Лидсней Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. – СПб., 1994.
Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М., 1995.
Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой, МГИМО. – Киров, 1994.
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978.
Лутохина Э.А. Макроэкономическая нестабильность: занятость и безработица: Учебно–методическое пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1996.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2–х томах / Пер. с англ. – М.: Республика, 1992.
Маршалл А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 1993.
Микро–, макроэкономика. Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. – Спб.: "Лютера плюс", 1994.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд–во МГУ, 1994.
Новикова И.В. Рынок и государство: проблемы макрорегулирования. – Мн.: Мисанта, 1994.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функциональная экономика. – М.: Начала, 1997.
Основы экономической теории: Учебное пособие / А.А. Баханов, В.А. Воробьев, М.Г. Баханова и др. – Мн.: Ураджай, 1995.
Политическая экономия: Учебно–методическое пособие для преподавателей. / Под ред. А.В. Сидоровича, В.М. Волкова. – М., 1993.
Рикардо Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Соч. Т 1. – М., 1955.
Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. – СПб., 1994.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962.
Теория переходной экономики: Учебное пособие в 2 Т. Т.2. Макроэкономика / Под ред. Е.В. Красниковой. – М.: ТЕИС, 1998.
Тур А.Н. Основы западной теории рыночной экономики. – Мн.: Мисанта, 1997.
Фишер С., Дорнбуш Р. Макроэкономика / Пер. с англ. – М.: Изд–во МГУ, ИНФРА–М, 1997.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М.: Дело ЛТД, 1993.
Экономика и рынок труда: Учебное пособие / А.С. Головачев, Н.С. Березина, Н.Ч. Бокун, Л.И. Леутина, Под общ. ред. А.С. Головачева. – Мн.: Выш. шк., 1994.
Экономика: Учебное пособие / М.И. Плотницкий, М.Г. Муталимов, Г.А. Шмарловская и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002.
Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3–е изд. – СПб.: Изд–во СПбГУЭФ, Изд–во "Питер", 2000.
Экономическая теория Практикум / Под ред. Н.И. Базылева, Л.В. Воробьевой. – Мн.: БГЭУ, 1997.
Экономическая теория: Системный курс: Учебное пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО "Новое знание", 2000.
Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997.
Ясинский Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 1999.
Учебное издание
Головачев Александр Степанович
Головачева Инна Владимировна
Макроэкономика
Курс лекций
2-е издание, стереотипное
Ответственный за выпуск О.Н. Солдатова
В авторской редакции
Художник обложки О.А. Стасевич
Компьютерная верстка Н.М. Азаревич
Подписано в печать 3.03.2005.
Бумага офсетная. Формат /16.
Гарнитура Times. Печать трафаретная.
Усл.печ.л. 14,88. Уч.-изд.л. 16,0. Доп. тираж 220 экз. Заказ 275.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
ЛИ № 02330/0056905 от 01.04.2004 г.
ЛП № 02330/0056837 от 11.05.2004 г.
Отпечатано в Редакционно-издательском центре Академии управления
при Президенте Республики Беларусь с оригинал-макета заказчика.
220007, г. Минск, ул. Московская, 17.
[1] Головачев А.С., Лутохина Э.А. Социальная ориентация экономической системы: Учебное пособие. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2000.