IV. Деловая репутация фирмы (гудвилл)
Под гудвиллом фирмы понимается .
Нематериальные активы принимаются к учету по первоначальной стоимости, под которой понимается сумма фактических расходов их на приобретение или создание, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
На балансе нематериальные активы учитываются по _________________________, которая определяется как .
Поступление нематериальных активов в организацию происходит в следующих случаях:
P______________
P______________
P______________
P______________
P______________
Амортизация исчисляется по нормам, установленным самой организацией исходя из стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования.
Срок полезного использования - это __________________________________________
______________________________________________ . Срок определяется организацией самостоятельно исходя из:
P______________
________________
P______________
________________
P______________
________________
В случае, когда срок полезного использования определить не возможно, он признается равным: для целей бухгалтерского учета - 20 годам, для целей налогового учета - 10 годам (но не более срока деятельности организации).
Начисление амортизации производится ежемесячно и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета.
Для целей бухгалтерского учета используются три способа начисления амортизации по нематериальным активам:
P_______________________________________
P_______________________________________
P_______________________________________
Для целей налогообложения организация выбирает из __________________________ способов.
Методика расчета амортизационных отчислений по каждому из способов аналогична соответствующим способам расчета амортизации по основным средствам.
Выбытие объектов нематериальных активов происходит в следующих случаях:
P______________
________________
________________
P______________
P______________
P______________
P______________
Оценка нематериальных активов
Нематериальные активы фирмы требуют адекватной оценки, так как их доля может быть существенной и значительно повлиять на определение стоимости активов фирмы, а также формирование ее рыночной стоимости. Однако, нематериальные активы – очень емкое и не всегда четко определенное понятие, поэтому при их оценке необходимо правильно классифицировать объект оценки.
Теоретически рыночная стоимость фирмы зависит лишь от величины приносимого ее деятельностью денежного потока и не зависит от структуры активов. Однако практика дает основания усомниться в справедливости данного утверждения. Превышение рыночной стоимости фирмы над восстановительной стоимостью ее активов свидетельствует о наличии у нее некоторого интеллектуального капитала или “гудвилла”, который отражает способность фирмы делать бизнес с использованием материальных и нематериальных активов.
Таким образом, рыночная стоимость фирмы в значительной степени связана с наличием у нее высокого научно-технического потенциала (нематериальных активов, существенно превышающих материальные), профессионализмом сотрудников фирмы, способностью производить конкурентоспособную продукцию, исключительными правами, обеспечивающими контроль над крупным сектором рынка и т. д.
Оценка нематериальных активов представляет собой ___________________________
________________
При оценке нематериальных активов, оценщик, прежде всего, обязан классифицировать объект оценки, а затем, в зависимости от целей и задач оценки, выбрать наиболее подходящие оценочные методы. Таким образом, достигается наибольшая точность оценки.
Оценка патента.
Согласно определению, патент - _____________________________________________
________________
________________
Первым этапом в оценке стоимости патента является анализ документов, устанавливающих права в отношении оцениваемого объекта. Ввиду отсутствия открытого рынка интеллектуальной собственности (в частности патентов и лицензий) у оценщика нет возможности определить стоимость патента исходя из цен совершенных сделок с аналогичными объектами, или провести сопоставление хотя бы с ценами предложений на покупку или продажу. Поэтому основными подходами при оценке патента являются затратный подход, в основе которого лежит анализ произведенных затрат, и доходный подход, при котором определяются доходы, полученные (или планируемые) с использованием оцениваемого патента.
Оценка товарного знака.
Товарный знак - ___________________________________________________________
________________
________________
Товарные знаки могут быть:
Pсловесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия)
Pизобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов)
Pобъёмными (форма изделий или упаковки) и т.д.
Товарный знак - один из объектов промышленной собственности, который выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.
Безусловно, наиболее важными характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. В конечном случае все эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Во многих случаях стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании и быть мощным инструментом в конкурентной борьбе за потребителя.
При проведении оценки товарного знака оценщику понадобится много достаточно детальной информации о предприятии-владельце (или пользователе) и сведений о специфике производства и продажи товаров оцениваемой марки. Именно финансовые показатели, характеризующие объемы продаж, прибыль предприятия-владельца, расходы по обслуживанию и поддержанию товарного знака, возможные перспективы увеличения продаж и расширения рынка определяют текущую стоимость оцениваемой марки.
Оценка деловой репутации.
Как правило, необходимость в оценке деловой репутации компании возникает в процессе решения некоторой конкретной задачи, связанной с использованием имущественных прав на данную компанию и обусловлена целью этого использования.
Деловая репутация компании в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Деловая репутация, или гудвилл (от английского словосочетания «good will») в деловом мире рассматривается с двух точек зрения. Одни специалисты считают, что гудвилл – это стоимость практически всех элементов нематериальных активов предприятия, другие определяют гудвилл ________________
________________
________________
Оценщик в процессе оценки деловой репутации фирмы трактует понятие «гудвилл» во втором значении. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего по отрасли, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия. Основные свойства деловой репутации предприятия (гудвилл):
P______________
P______________