Глава III. Зарубежный опыт противодействия рейдерству 5 страница
3. Рейдерство в современной России, в отличие от традиционного бизнеса по слиянию и поглощению, по своему существу является криминальным бизнесом.
За последние годы в России появились мощные группы, специализирующиеся на этом бизнесе. Как правило, они включают юристов, прекрасно разбирающихся в тонкостях законодательства о банкротстве. Часто членами такой группы становятся бывшие судьи, сотрудники правоохранительных органов и других государственных структур, непосредственно связанных с регулированием экономики. Обычно группа нанимает одного или нескольких арбитражных управляющих. Функция у таких арбитражных управляющих состоит в том, чтобы придавать законный вид операциям по захвату контроля над предприятием, которое нужно обанкротить.
Подыскивается жертва - компания с запутанным документооборотом и сложным механизмом принятия управленческих решений. Затем анализируется структура ее активов. Если предприятие владеет перспективными объектами недвижимости или другими ценными и ликвидными активами, то инициируется процедура банкротства. Реальная платежеспособность жертвы при этом значения не имеет, поскольку большинство российских предприятий находится в достаточно сложном финансовом положении. С другой стороны, передел собственности - это не единственный мотивирующий фактор криминального банкротства. Нередко к нему прибегают сами владельцы предприятий, чтобы избавиться от старых долгов, освободиться от неисполнимых обязательств.
О криминальном характере рейдерства в России свидетельствует механизм захвата предприятий, который включает в себя следующие типичные процедуры:
3.1. Разведка. Она предполагает получение максимальной информации об объекте захвата и включает а) легальную и б) криминальную разведку.
Легальная разведка основывается на изучении доступных (открытых) источников информации, например, раскрываемых ОАО годовых отчетов общества, бухгалтерских отчетов, проспектов эмиссий и других сведений, которые в соответствии со ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" подлежат обязательному раскрытию. Собирается информация о финансовом состоянии предприятия. Если есть кредитные задолженности - они выкупаются, и организуется иск от имени нового кредитора. Одновременно в дело вступают юристы, которые готовят документальную базу для захвата. Скупаются акции предприятия, а руководство предприятия "заваливается" судебными исками, предъявляемыми как в суд по местонахождению, так и в региональные суды, для дезориентации и отвлечения от направления главного удара. Использование судебных органов для легализации криминальных манипуляций, связанных с рейдерством, представляет собой изобретение российской организованной экономической преступности. Такой прием используется в реализации сложных схем завладения чужой собственности, в которых судебное решение легализует фальсифицированные документы. В дальнейшем на основании судебного решения происходит силовой захват предприятия.
Криминальная разведка ориентирована, во-первых, на сбор закрытой информации, во-вторых, на получение сведений компрометирующего характера. Кроме того, криминальная разведка зачастую осуществляется незаконными средствами, включая оперативно-розыскные (скрытое наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и проч.). Особо исследуется история создания или приватизации предприятия для обнаружения уязвимых мест относительно приобретения прав собственности на данный бизнес. Анализу подвергаются состояние реальных конфликтов среди акционеров, "тлеющие" конфликты на предприятии, забытые конфликты, внешние корпоративные конфликты, в которые вовлечена компания-жертва. Внимательно изучается личная жизнь топ-менеджмента и значимых акционеров - физических лиц.
3.2. Оценка способности защиты компании-жертвы. На этом этапе подвергаются анализу возможности объекта захвата по организации защиты. Учитываются система охраны, число, подготовленность и профессионализм ее сотрудников, материально-техническое обеспечение, отношения с частными охранными структурами и правоохранительными органами (ЧОП, МВД России, ФСБ России, прокуратура), судебными инстанциями, местными и вышестоящими органами власти. Данный этап завершается составлением плана нейтрализации потенциальных защитников объекта.
Физическое прикрытие захватчиков, как правило, осуществляют частные охранные предприятия (ЧОП). За последние 5 лет численность ЧОПов выросла в 15 раз, в 20 раз увеличилось количество оружия, находящегося в их распоряжении. В 2008 г. зафиксировано незаконное участие частных охранных структур в захвате порядка тысячи предприятий, в отношении большинства из которых проводилось арбитражное судопроизводство. Такие штурмы предприятий, в которых участвуют нанятые рейдерами ЧОП, больше напоминают пиратский абордаж, хотя иногда похожи на тщательно спланированную военную операцию с участием высококлассных профессионалов.
3.3. Разработка схемы захвата предприятия. Схема предусматривает два варианта: без применения силы и с ее применением. Выбор конкретного варианта зависит от особенностей объекта. Силовой захват применяется при высокой вероятности активного сопротивления со стороны собственника. Избрание подобного варианта мотивируется также возможностью быстро реализовать такие действия, как внесение изменений в реестр акционеров, продажа имущества компании. Для разработки схемы захвата изучается структура собственности объекта, место хранения и доступность реестра акционеров, стоимость нейтрализации местных судов, милиции, органов власти, обеспечение PR-прикрытия акции при необходимости (например, если захватывается градообразующее предприятие).
3.4. Осуществление захвата. Перед штурмом обычно проводятся беседы с охраной предприятия: ее пытаются подкупить или запугать, в зависимости от профессионального уровня этой охраны. Затем готовится штурмовая группа: людей оснащают камуфляжной униформой, бронежилетами и резиновыми палками, газовым или пневматическим легким вооружением, дымовыми шашками. В день Х (как правило, это пятница, выходные, предпраздничные или праздничные дни, когда бдительность руководства захватываемого предприятия ослаблена) группы захвата прибывают к предприятию на автобусах. Обязательно присутствует адвокат, поскольку в случае попыток вмешательства со стороны сотрудников милиции он нейтрализует это вмешательство, сообщая в органы МВД о нарушениях сотрудниками милиции приказа Министра внутренних дел России о запрете сотрудникам милиции вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов. При этом присутствует судебный пристав с исполнительным листом, выданным по иску захватчиков к руководству предприятия. Сам захват начинается по команде старшего, иногда на территорию предприятия бросают дымовые шашки, и захват происходит под их прикрытием, при этом используются спецсредства, а против сопротивляющихся охранников и сотрудников предприятия применяется физическая сила. Захваченное предприятие или офис блокируется, занимаются кабинеты руководства, бухгалтерии и отдела кадров, изымаются финансовые, бухгалтерские и управленческие документы акционерного общества, а также круглая печать предприятия. Потом нанятые сотрудники ЧОПа держат оборону в здании офиса или на всей территории предприятия, а юристы в это время переоформляют акционерное общество на новых хозяев.
4. Рейдерство допускает возможность и планирует совершение таких преступных действий, как подделка документов, заведомо ложный донос о совершении преступления определенным лицом, подкуп лица, обладающего процессуальными полномочиями по возбуждению уголовного дела, незаконное лишение свободы и даже заказные убийства. Для реализации этих целей нередко привлекаются криминальные формирования. В арсенале рейдеров "заказные" депутатские запросы, принятие нужного решения органов исполнительной власти, профессиональная разработка и осуществление PR-технологий.
Рейдерство характеризует деятельность наиболее опасной модели экономической организованной преступности, которая стремится к легализации и приводит к разрушительным последствиям (политическим, социальным, экономическим, правовым, социально-психологическим).
5. Традиционный, классический подход к предупреждению преступлений, основанный на социальной профилактике, является оптимальным в условиях стабильного государства с уверенной и последовательной социальной политикой. В современной России, где процессы криминализации экономики имеют запущенный характер, на первый план выходит декриминализация экономических отношений. В этом отношении эффективно проведение оперативно-профилактических операций.
6. К приоритетным мерам по противодействию незаконным захватам предприятий можно отнести:
6.1. Разработку комплекса превентивных мер индивидуально для каждого предприятия (с учетом его специфики), затрагивающих различные аспекты деятельности: юридический, финансовый, социальный и проч., - что позволит исключить или существенным образом снизить вероятность незаконного захвата.
6.2. Выстраивание четкой схемы управления предприятием, регулярный мониторинг текущего состояния документов, формирование позитивного имиджа организации, работа со СМИ, укрепление связей с местными регистрирующими органами (рейдеры не смогут осуществить захват объекта, если его корпоративная история безупречна и нет ни малейшего повода для судебного иска).
6.3. Реализацию ряда "оборонных" мер: четкая налоговая и финансовая отчетность; консолидация пакета акций или долей, обременение активов, регулярное внесение изменений в учредительные документы акционерного общества; разъяснительная работа с трудовым коллективом, профсоюзами, пенсионерами организации, обладающими акциями предприятия; надежная и эффективная охрана здания и др.
6.4. Использование возможностей системы страхования применительно к защите прав собственности, приняв угрозу рейдерства за потенциальный предпринимательский риск. Так, в соответствии со ст. 933 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей страхование предпринимательского риска, это будет правовой гарантией от угрозы потери доходности бизнеса, в данном случае - возможности лишения части долей на предприятии.
6.5. Ведение бизнеса на основе прозрачности собственности и адекватной капитализации стоимости актива предприятия (так как рейдеры идут на захват тех организаций, которые можно дешево купить, а затем дорого продать).
6.6. Принятие соответствующих мер по снижению прибыли от рейдерских захватов (сейчас в России по экспертным оценкам она нередко составляет более 1000%, поэтому, если снизить ее хотя бы до 100%, уже это само по себе резко ограничит незаконные захваты).
6.7. Осуществление постоянного внутреннего аудита фирмы с привлечением сторонних юристов с целью тщательного исследования документации предприятия за последние несколько лет, определения пробелов, подлежащих устранению и разработки мер по укреплению безопасности предприятия.
6.8. Создание специальных служб при управлениях по экономической политике администраций субъектов РФ и муниципальных образований (такие структуры сегодня функционируют в Москве, Санкт-Петербурге), которые будут заниматься оперативными расследованиями фактов криминальных поглощений.
6.9. Разработку системы мер по тщательной проверке документов по факту смены владельцев бизнеса, поступающих на регистрацию в Федеральную регистрационную службу и Федеральную налоговую службу.
6.10. Определение государственного органа, которому будут переданы функции упраздненной Федеральной службы финансового оздоровления России по проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятий-банкротов и изданию нормативного документа, регламентирующего порядок его участия в процедуре банкротства.
6.11. Разработка и принятие законодательных нормативно-правовых актов по борьбе с рейдерством, в том числе позволяющих пресекать предоставление в регистрирующий орган недостоверных сведений.
6.12. Создание единой базы данных компаний и бизнесменов, использующих рейдерские захваты. Опубликовать данную информацию на специально созданных, либо уже существующих сайтах в сети Интернет.
6.13. Выработка единого механизма информирования органов внутренних дел Межрегиональной инспекцией ФНС России, арбитражными судами о выявленных фактах нарушений текущего законодательства о банкротстве.
6.14. Организация подготовки специалистов по борьбе с рейдерством на экономических факультетах ВУЗов, в том числе в образовательных учреждениях системы МВД России.
7. Актуально изучение международного опыта борьбы с рейдерскими захватами, так как на Западе уровень рейдерства значительно ниже, чем в государствах - участниках СНГ, в том числе в России. Этому способствует законодательство, в котором либо присутствует статья, предусматривающая уголовное наказание за рейдерство, как это сделано в Италии, либо, как в большинстве стран, предусмотрены статьи, обеспечивающие защиту системы корпоративного управления (например, французское уголовное право, в котором целый ряд статей уголовного закона регулирует корпоративные правоотношения). Зарубежное законодательство тщательно и всесторонне освещает институт слияний и поглощений, создавая систематизированную, структурированную и основанную на международном праве систему законодательства, регулирующего отношения юридических лиц в процессе поглощения. Поэтому такой опыт будет полезен не только для России, но и для Белоруссии, Украины и Казахстана.
8. Актуален вопрос о введении уголовной ответственности за силовой захват предприятий. Он требует широкого обсуждения со стороны представителей юридической общественности в качестве первого шага решения сложной проблемы противодействия криминальным захватам чужой собственности.
Однако исходя из анализа имеющихся предложений по внесению изменений в УК РФ в части установления уголовной ответственности за рейдерство, необходимо отметить, что большая часть авторов предпринимают попытки в диспозиции уголовно-правовой нормы описать все действия, составляющие общественно опасное явление - рейдерство. Поскольку данное явление эволюционирует, постоянно изменяются способы достижения криминальной цели, спустя год-два такая уголовно-правовая норма устареет и вообще не будет применяться на практике. С учетом изложенного, а также в связи с тем, что на сегодняшний день российское корпоративное законодательство не содержит определения рейдерства, актуально разработать Федеральный закон "О противодействии рейдерству в Российской Федерации", в котором предусмотреть четкое определение такого общественно опасного явления, как рейдерство, описать круг деяний, охватываемых данным явлением. И уже на основании данного закона разработать соответствующую уголовно-правовую норму. Аналогичным образом необходимо поступить по отношению к другой проблеме - корпоративному шантажу.
Приложение 1