Внешнеэкономическая деятельность - таможенные органы

В сфере внешнеэкономической деятельности контроль и над­зор регламентированы в разделе VII ХК (см. комментарии к соот­ветствующим статьям).

Органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государ­ственный надзор за хозяйственной деятельностью, их статус, об­щие условия, порядок осуществления контроля и надзора опреде­ляются, в частности, законами Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г., «О пожарной без­ опасности» от 17.12.93 г., «О государственной контрольно-реви­зионной службе в Украине» от 26.01.93 г., «О таможенном деле в
Украине» от 25.06.91 г., «О милиции» от 20.12.90 г., «О Службе
безопасности Украины» от 25.03.92 г., «О прокуратуре» от
05.11.91 г., «О борьбе с коррупцией» от 05.10.95 г., «О внешне­
экономической деятельности» от 16.04.91 г., «Об охране труда»
от 14.10.92 г. в редакции Закона от 21.11.2002 г., «Об Антимоно­польном комитете Украины» от 26.11.93 г., «О государственном
регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30.10.96 г.,
«О защите прав потребителей» в редакции от 15.12.93 г., «Об
охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г., «О метро­логии и метрологической деятельности» от 11.02.98 г., «Об обес­печении санитарного и эпидемического благополучия населения»от 24.02.94 г. и др.

Согласно ст.6 ХК одним из общих
принципов хозяйствования является запрещение незаконного
вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные от­ношения. В соответствии со ст.47 ХК одной из общих гарантий прав предпринимателей является возмещение им убытков, при­чиненных вследствие нарушения органами государственной вла­сти их имущественных прав.

В ч. 6-7 комментируемой статьи предусмотрены общие правила проведения инспектирования и проверок деятельности субъектов хозяйствования, обжалования их субъектами.

Правовые и организационные основы реализации государствен­ной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности определяет Закон Украины «О принципах государственной регу­ляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. Государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности - это недопуще­ние принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования, осуществляемые в пре­делах, в порядке и способом, установленными Конституцией и законами Украины.

Проверки деятельности с.х. регулируются в соответствииЗаконом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 5.04.2007 г. N 877-V|.

Данный Закон определяет правовые и организационные принципы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности|долг| и ответственность субъектов хозяйства во время осуществления государственного надзора (контроля).

Есть плановые и неплановые проверки, частота их проведения зависит от степени риска хозяйственной деятельности. Ежегодно до 1 апреля орган государственного надзора (контроля) готовит отчет о выполнении годового плана (квартальных планов) государственного надзора (контроля с.х.д. за предыдущий|предварительный| год и должен быть также обнародован в сети Интернет.

Срок осуществления планового мероприятия|заката| не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - пяти рабочих дней, если другое не предусмотрено законом. Продолжение срока осуществления планового мероприятия|заката| не допускается.

Преимущества проекта (закона) следующие:

· Контролеры не будут иметь право останавливать уставную деятельность предприятий, если она не угрожает жизни и здоровью людей и животных, окружающей среде или национальной безопасности.

· Контролеры получат право применять санкции лишь после не выполнения предпринимателями их рекомендаций.

· Предприниматели получат право проводить аудио- или видео съемку проверки.

· Контролеры будут нести финансовую и административную ответственность за свои нарушения в ходе проверки.

· Дано четкое определение плановых и неплановых проверок, а также приводятся основания для проведения внеплановых проверок.

· Ограничение срока проведения неплановой проверки - не более пяти дней.

Плановой выездной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.

Запрещается проведение плановых выездных прове­рок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Право на проведение плановой выездной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется только в том случае, если ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения указанной проверки направлено письменное сообщение с указанием даты ее проведения.

Запрещается проведение плановых проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированных бюджетными средствами.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности;

в) выявлена недостоверность данных, заявленных в до­кументах обязательной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

д) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятия.

.

В Указе Президента Украины от 23.07.98 г. рекомендовано предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель.

Форма и порядок ведения журнала посещения субъектов предпринимательской деятельности контролирующими органами (журнал регистрации проверок) установлены приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.98 г. №18.

Наши рекомендации